Беседа седьмая. В мире прекрасного

 

— Может быть, вы согласитесь послушать детское сочинение, в котором описываются впечатления от зимней экскурсии в природу? Думаю, что это сочинение даст толчок обсуждению важных вопросов, касающихся переживания красоты ребенком, его приобщения к миру прекрасного.

— Хорошее предложение. Не ошибусь, если скажу, что все за это предложение.

— Конечно! Разумеется!

— Ну вот и чудесно! Просим Вас прочитать сочинение.

— Пишет ученица III класса. Свое сочинение она назвала «Зимнее утро».

«На горизонте заалел восток. Снег заискрился ослепительной белизной. Серебряный иней заблестел на ветках деревьев. Лес стоит в своем белоснежном наряде, радостно улыбаясь солнышку. Воздух чистый и свежий. На небе ни облачка. Прикоснешься к ветке ели, и на тебя посыплется алмазный снег. А посмотришь вдаль: там расстилается необъятный простор снегов. И можно, стоя на опушке леса, наслаждаться прекрасным зрелищем зимнего утра» (Новосибирск, школа-интернат № 1).

— Действительно, это сочинение говорит о многом. Обращает на себя внимание восприятие красоты ребенком и передача впечатлений, переживаний в слове.

— Чтобы правильно судить и о том, и о другом, надо знать, как писалось сочинение. Был ли план сочинения? Проводилась ли специальная подготовка к написанию сочинения в виде проработки содержания, словаря, орфографическая подготовка и др.?

— Плана не было. Подготовки к сочинению ни в каком виде не проводилось. Если бы сочинение писалось по плану и была подготовка к нему, то, конечно, сочинение не могло бы отразить чувств и мыслей ребенка, свежести восприятия им красоты природы. Дело обстояло так: после экскурсии в лес, которая происходила в погожее зимнее утро, дети писали сочинение в классе.

— Это легко улавливается. Сочинение как бы излучает аромат детских впечатлений и переживаний.

— Примечательно, что увидела девочка, автор сочинения. Зимняя природа, которая, казалось бы, скованна и однообразна, оживает в глазах девочки: «снег заискрился», «иней заблестел».

— Вот это и есть восприятие и переживание красоты.

— Да! Красоту надо увидеть. Она вот здесь, рядом с нами, вокруг нас. Но можно пройти мимо нее, а можно впитать, пережить, и тогда она станет одним из неисчерпаемых источников духовного богатства.

— Девочка не только видит явления природы, но и улавливает настроение радости в солнечное зимнее утро. Почувствовала она и носителя радости: это лес «радостно улыбается солнышку». Маленькая школьница осязает красоту в таких незначительных и на первый взгляд безразличных явлениях: «Прикоснешься к ветке ели, и на тебя посыплется алмазный снег». Это близко, к этому можно прикоснуться, но красота — во всем, и в далеком: «А посмотришь вдаль, там расстилается необъятный простор снегов».

— Каким же путем удается достигнуть того, чтобы дети чувствовали и переживали прекрасное в природе?

— Чувства прекрасного, или, как их называют, эстетические чувства, свойственны человеку. Это одно из существенных отличий человека от животного. Достаточно сказать, что начало скульптуры относится к первобытнообщинному строю, т. е. к первоначальным стадиям общественной жизни человека. Уже тогда люди создавали скульптурные изображения зверей, птиц, человеческих фигур. Человеку свойственна глубокая и интенсивная потребность наслаждаться прекрасным и создавать его. Это не значит, что можно положиться на стихийное формирование эстетических чувств. Необходимо вести целенаправленную работу по воспитанию чувств у школьников — и перед учителем здесь открывается широкое поле деятельности.

— Не следует забывать о том, что дети еще до школы видят произведения искусства, подчас слышат разговоры взрослых об искусстве, о красотах природы. Детей дошкольного и даже преддошкольного возраста привлекают картинки не только своим содержанием, но и красками — их разнообразием, яркостью. Об этом же говорят и детские рисунки. Итак, ребенок поступает в школу, уже обладая некоторыми эстетическими чувствами. Отталкиваясь от имеющегося, так сказать, эстетического опыта детей и опираясь на него, очень важно с самого начала школьного обучения вести работу так, чтобы ни одна учебная неделя не была потеряна для воспитания эстетических чувств. Здесь почетное место принадлежит природе. Ведь искусство ведет свою родословную от жизни, оно отражает жизнь, ее красоту и величие.

Разумеется, прекрасное есть не только в природе, но и в творческом труде людей, в их героических подвигах и в скромных благородных поступках. Красоту в общественной и личной жизни человека тоже надо поднять высоко на щит в глазах детей. Но младшим школьникам красота природы на первых порах понятнее.

— К. Д. Ушинский считал, что логика природы — самая доступная для детей логика, наглядная и неопровержимая. Эта особая роль природы в духовном росте ребенка распространяется и на развитие эстетических чувств. Но учителю приходится много поработать, притом поработать тонко и искусно, чтобы возможности, которые предоставляет природа, были использованы.

Вот вам картинка из школьной жизни. Первая экскурсия в природу показала, что первоклассники не замечают окружающей их красоты. На вопрос педагога во время беседы после экскурсии они отвечали: «Мы видели разные деревья. Еще цветы видели. Грибы. Листочки желтые» и т. п. На следующих экскурсиях учительница стала привлекать внимание детей к освещенности леса солнцем, к сочетанию цветов желтеющих листьев берез и зеленых сосен и др. Когда наступила пора поздней осени, учительница побуждала школьников к дальнейшим наблюдениям, предлагала вспомнить, какими были лес и небо раньше, во время первых экскурсий. Ребята уже сами отмечали изменения, которые произошли в природе с той поры, когда стояла золотая осень. Так, шаг за шагом, все более обогащаясь, дети поднимаются выше того уровня, который был для них пределом при поступлении в школу.

«Во время зимней экскурсии в лес,— рассказывала учительница А. Н. Серебренникова в своем докладе на Всесоюзных педагогических чтениях,— я убедилась, что дети стали другими глазами смотреть на окружающий мир, у них в речи стали появляться поэтические сравнения. Таня П. говорит: «Посмотрите: сосенки маленькие, как детский сад на прогулке,— все в белых шубках и шапочках». Юра Г.: «А вот стоят как пингвинята».

Учительница описывает, какое впечатление произвел на ребят восход солнца. «Из интерната мы вышли в 5 часов утра. Стояла предрассветная тишина, небо на востоке начинало алеть. По росистой тропинке мы через лес вышли к озеру. Над озером поднимался туман. На наших глазах пробуждалась природа.

Впечатление от экскурсии было огромное. Сколько было восторга, когда мальчики первые увидели солнце, сначала в озере, а потом над верхушками сосен! Легкий туман, поднимающийся над зеркальной гладью озера, сосны, отражающиеся в воде,— настоящая поэтическая картина».

Вот высказывания ребят:

— Солнышко сначала умылось, а потом стало будить всех.

— А сосны-то глядятся, как в зеркало, и любуются, а солнышко их украсило.

Один из самых слабых учеников, Витя, вдруг подбежал к учительнице и говорит: «Посмотрите, как красиво» — и показывает на косые лучи солнца, которые, пробившись сквозь ветки сосен, как бы пронизали их своим светом.

— Я представляю себе такое восхождение наподобие снежного кома: увеличиваясь, он тем самым становится способным набирать больше и больше снега.

— Здесь есть сходство, и Вы верно уловили его. Но есть и различие, притом очень серьезное. Снежный ком растет, так сказать, гладко, закругленно (недаром он имеет форму шара!). Эстетическому развитию школьника свойственна многогранность: здесь и литерату­ра, и изобразительное искусство, и музыка. А во всем этом и над всем этим — жизнь! И как бывает в жизни, различные грани могут расти неравномерно.

— У меня еще сравнительно небольшой опыт учительской работы. Вероятно, я еще не доросла до той ступени, на которой можно многое дать детям в их эстетическом развитии, но я испытываю большие затруднения в выполнении этой задачи. Сама по себе задача очень и очень нужная.

— Учителю, по-видимому, самому необходимо это качество — воспринимать и переживать прекрасное в жизни и в искусстве, чтобы воспитать его у школьника. Вряд ли получится толк, если действовать по методическим разработкам, но холодно и сухо, без воодушевления.

— Мысль, безусловно, правильная. В Вашем суждении я почувствовал и другую мысль, которая осталась невысказанной: как хорошо было бы, если бы учителя тоже восходили со ступеньки на ступеньку в своем эстетическом восприятии жизни, в понимании искусства.

— Вы угадали!

— Вместо своего ответа я прочитаю вам отрывок из записей учительницы начальных классов, которые она любезно предоставила в мое распоряжение.

Находясь в санатории после серьезного заболевания, я по вечерам гуляла в лесу — каждый день по одной и той же дороге. Когда в первый раз я вышла на прогулку, на юго-западе виднелись снеговые тучи (дело было в начале зимы). Запад закрыт редкими облаками.

Вхожу в лес. Пламенеющий закат просвечивает сквозь ветви молодых березок, как через тончайшее кружево. Иду дальше по просеке, проложенной через смешанный лес. На юго-западе тучи сгустились, на западе облака расходятся. Мое внимание приковал резкий контраст: взглянешь в сторону юго-запада — мрачно, и деревья — ели, березы — выглядят как бы нахмуренными. Взглянешь на запад — пламя заката разгорелось ярче и разлилось по горизонту. Оно особенно впечатляет, просвечивая сквозь редкие деревья.

Но вот лес кончился. Поле. Облака образуют длинную гряду «гор» — не таких, какие бывают в действительности: их очертания фантастичны и развертываются в каком-то своем ритме. А справа — огромная «стрела»: это облако растянулось по небу — его острие направлено к закату и как бы прорезает дивное полотно, где красный цвет через множество оттенков переходит в светло-голубой. Текут минуты... Краски постепенно бледнеют, и вот уже красновато-золотистый цвет переходит в нежный-нежный голубоватый...

— Рассказ учительницы очень ясно показывает, как может обогатить человека простая, на первый взгляд совсем обычная прогулка по лесу. Да! Эта учительница действительно любит природу и смотрит на нее не только как на место, где можно подышать свежим воздухом, полежать на травке или собирать грибы.

— Продолжу чтение рассказа:

На третий день я пошла по той же дороге. То не был ликующий солнечный день — из тех, какими мы наслаждаемся летом. Зимнее солнце стояло низко, сквозь деревья свет его был неяркий. Березки как бы тонули в ровном свете. На тонкие стволы сосен солнечные блики ложились малозаметными пятнами. Тени от деревьев слабо выделялись на снежной целине. Все было напоено радостью жизни и покоем. Ни ветерка...

Легкие облачка медленно-медленно плывут по небосводу. Засохшие стебли лесных трав не шелохнутся... Они как бы не хотят нарушать тишины и покоя этого солнечного дня. Царит такая гармония...

— Вот это можно смело назвать подлинным общением с природой! Сколько чувств, сколько мыслей — таких разных и порой глубоких — возбудило созерцание природы!..

— Быть может, глубокое переживание красоты природы встречается не столь часто. Но зачитанный мной рассказ учительницы показывает очень убедительно, что тонкое эстетическое восприятие вполне возможно не только у художника. Это очень важно знать нам, учителям. Я думаю, в каждом из нас есть художественная жилка, о которой подчас мы и не подозреваем. Надо открыть ее в себе — таков залог успешного движения вперед. Правда, это только залог, а дальше работа над собой, которая уже не будет в тягость, а окрылит человека, вдохновит и даст ему силы.

— Нечто подобное нужно и для того, чтобы увидеть духовную красоту человека, прекрасное в его труде, поступках. Что греха таить! Часто к поведению людей подходят только с меркой «правильности»: поступает он соответственно установленным нормам или нет. Это, конечно, нужно, однако вовсе не исключает эстетического отношения к общественной и личной жизни людей. Мерило красоты тоже нужно для успеха дела воспитания. Недаром говорят: «Он поступил нехорошо» или: «Он поступил некрасиво».

— Если учитель проходит мимо даже, казалось бы, незначительных событий в общественной жизни класса, которые могли бы послужить поводом для чувства радости или огорчения, всякий раз упускается благоприятная возможность сделать какой-то шаг вперед в воспитании школьника.

— Вот характерный штрих из жизни II класса. Во время одного из задушевных разговоров с детьми учительница, не называя фамилий, рассказывает об одном из их товарищей, который совершил благородный поступок, но никому не рассказал, не похвастался. Уже много времени спустя о его поступке узнали случайно.

Ребята слушали учительницу затаив дыхание. По лицам детей и по их репликам видно было, что рассказ вызвал чувства восхищения и гордости за своего товарища. Школьники стали говорить, что иногда ребята поступают хорошо только ради того, чтобы их похвалили. Возмущались теми, которые на людях вежливы, а дома грубят. Вспомнили рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». На вопрос учительницы, почему слова «спасибо», «пожалуйста» — волшебные, один из школьников отвечает: «Если эти слова человек произносит, значит, он вежливый». Другой возражает: «А если старик в помощи нуждается, не может на ступеньки взойти, можно сказать вежливо: “Здравствуйте!”» — а не помочь. Это будет вежливость только на словах».

— Здесь выпукло выступает противоположность: радость, даже восхищение благородным поступком товарища, его скромностью, с одной стороны, и возмущение лицемерием человека, который делает что-то хорошее лишь в ожидании похвалы, с другой.

— Когда учитель замечает, что у школьника появляются противоположные чувства в связи с оценкой разных поступков человека, следует поддержать эти переживания, опираться на них в дальнейшем в эстетическом и нравственном развитии ребенка. Противоположность чувств — одна из существенных их характерных особенностей. Чувство — это эмоциональное отношение к тому или иному человеку, к его делам, поступкам, к природе, к произведениям искусства, к самому себе.

— Говоря о чувствах, вы поставили рядом слова «эстетическое» и «нравственное» развитие. По-видимому, это не случайно.

— Да! Эстетическое и нравственное развитие тесно связаны. Наслаждение прекрасным возвышает, облагораживает человека. Оно пробуждает в нем добрые чувства, такие, как, например, отзывчивость, преданность, любовь, нежность. Чувства становятся действенной силой в поведении человека.

В этом Лев Толстой видел назначение искусства. Он писал: «Как происходит совершенствование знаний, т. е. более истинные, нужные знания вытесняют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит совершенствование чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей высшими, более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства» [Толстой Л. Н. Педагогические сочинения.— М.: Учпедгиз, 1953].

— Какую же огромную силу заключает в себе искусство для воспитания школьника! И как часто эта сила плохо и недостаточно используется!

— Да, очень часто все сводится к фабуле, сюжету, а художественный образ, т. е. именно то, что является отличительной, характерной чертой искусства, остается за пределами внимания школьников ввиду якобы его недоступности. Надо сказать, что меня подобный способ работы по чтению не удовлетворял. Чувствовала, что в указаниях, которые содержатся в методических пособиях для учителей, не хватает самого главного, что могло бы вдохнуть жизнь в эту работу.

— Чтобы подойти к этому вопросу конкретно, сопоставим разные способы работы в связи с чтением текста «Лиса Патрикеевна». Надо будет прочитать и самый текст, тогда вы сможете соотнести его с заданиями и вопросами.

Лиса Патрикеевна

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Роет норы умница глубокие; много входов в них и выходов; кладовые есть, есть и спаленки; мягкой травушкой полы выстланы. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница лиса: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.

Вот один из способов работы в связи с чтением этого текста.

Школьникам предлагаются следующие задания и вопросы:

Прочитайте, как выглядит лиса.

Какие у лисы повадки? Найдите и прочитайте, как ходит лиса, как смотрит.

Добра ли в самом деле Лиса Патрикеевна? Докажите.

— Действительно, задания и вопросы сосредоточены исключительно на содержании текста. А можно ли уже в I классе подвести школьников к восприятию художественного образа и средств языка, которые служат созданию образа?

— Разумеется, в I классе возможен лишь самый первоначальный подход к пониманию особенностей художественной литературы. Но почему не сделать этого шага, если практический опыт показывает, что первоклассники постигают некоторые простейшие средства создания художественного образа и выражения определенных чувств? Более того, малыши с явным удовольствием принимают художественную литературу.

— Согласно методике обучения русскому языку, работа над изобразительно-выразительными средствами языка включается поздно и ведется слабо.

Между тем, если эта сторона чтения литературных произведений будет глубже раскрыта перед детьми, чтение удастся сделать гораздо более содержательным, а богатство русского языка будет эффективнее использовано для развития учащихся.

— Совершенно верно! Мы уже в I классе приобщали ребят к сокровищнице изобразительно-выразительных средств языка. Это было сделано, в частности, при чтении песни «Буренушка».

Буренушка
(Народная песня)

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, Буренушка моя!

Уже как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек Буренушка дала.

При чтении этого текста значительное место отводилось тому, чтобы дети уяснили и почувствовали отношение к Буренушке, выраженное определенными языковыми средствами. Учительница ставит перед детьми вопрос: «Почему же девочка говорит коровушка, а не корова?» Дети подмечают: «Это значит, что девочка коровушку любит, очень любит». Здесь таким образом закладываются первые элементы понимания значения определенных языковых средств для выражения отношения к персонажу, о котором говорится в тексте.

Текст «Лиса Патрикеевна» дает возможность не только провести ту работу, о которой упоминалось выше, но и отметить разные стороны и резкий поворот в характеристике персонажа рассказа. Учительница ставит перед детьми вопросы: «Почему автор говорит о лисе: шубка тепленькая, рыльце тоненькое?», «Как он сначала описывает лису?» — «Хорошо», «Ласково», «Она красивая»,— отвечают ребята. Учительница предлагает детям найти и другие слова, из которых видно, как автор описывает лису.

Затем учительница спрашивает: «Как потом автор описывает лису?» Дети отмечают изменение в характеристике лисы: «...да разбойница лиса: любит курочек...» Таким образом, внимание учащихся привлекается к использованию языковых средств, для того чтобы обрисовать персонаж рассказа разносторонне. Это какой-то шаг вперед в подходе к литературному тексту, обогащающий восприятие его детьми.

Во II классе можно глубже раскрывать идейный смысл произведения, его построение, можно сделать большой шаг вперед в понимании изобразительно-выразительных средств языка.

— Доступен ли идейный смысл художественного произведения второклассникам?

— Опыт экспериментального обучения показывает, что если с самого начала школьного обучения вести работу так, как об этом говорилось в нашей беседе, постепенно вести детей все вперед и вперед, развивать их, то во II классе многое становится возможным.

— Очень бы хотелось услышать, как следует понимать идейный смысл литературного произведения, его связь с композицией (построением). Может быть, показать это на примере какого-нибудь текста?

— Возьмем сказку Л. Толстого «Два брата». Учитель зачитывает ее в классе.

— Какие же вопросы и задания предлагают школьникам после чтения текста?

— Вопросы и задания следующие: с кем из братьев вы больше согласились бы? Почему? Выделите из сказки пословицы. Объясните, как вы их понимаете. Расскажите сказку.

— Как следовало бы расценить эти вопросы и задания? Ведут ли они детей в том направлении, о котором говорилось, т. е. служат ли восприятию и переживанию литературного произведения как художественной ценности?

— Первый вопрос («С кем из братьев вы больше согласились бы? Почему?») как бы затрагивает идею сказки. Однако он сформулирован так, что может увести детей в сторону от прочитанного произведения, подменить разговор о сказке спором о том, с кем из братьев следует согласиться и почему. Между тем идейный смысл произведения ясен: он заключается в правоте меньшого брата — в его смелости, решимости преодолеть любые трудности, жить полной мерой, а не прозябать. Рассуждения старшего брата даны как противопоставление пониманию жизни, которое отличает меньшого. Значит, дело вовсе не в том, с кем согласиться и почему.

— Вы говорили не только об идейном смысле произведения, но и о его построении, художественных образах.

— Содержание сказки «Два брата» можно было бы изложить в нескольких предложениях, сухих и лишенных какой бы то ни было образности. Но то был бы скелет, ничего общего не имеющий с текстом «Два брата», который наполнен живым биением мыслей и чувств старшего и меньшого братьев. Задание: расскажите сказку — как раз и ведет школьников к тому, чтобы превратить художественный текст в безжизненный скелет, и поэтому оно педагогически нецелесообразно.

Противопоставление идеала, которого придерживается меньшой брат, мещанским жизненным правилам старшего выражено в виде противопоставления их суждений. Слова старшего проникнуты сомнениями, представлением о непреодолимых трудностях; слова меньшого — решимостью, готовностью преодолеть любые трудности.

Опыт показывает, что ребята сами подмечают такую противоположность. Тогда учителю следует поддержать догадку детей и своими репликами, не давая решения вопроса в готовом виде, вести их в нужном направлении. Лишь только удастся уловить идею сказки, дети разберутся и в ее построении. Здесь — чередование: «старший сказал», «меньшой сказал», затем рассказано, как жил меньшой брат и вслед за этим — как жил старший. В заключение — концовка с тем же чередованием: «старший брат говорит...», «а меньшой сказал...».

— Почему именно так построена сказка?

— Ее построение служит тому, чтобы облечь в художественную форму основное противопоставление идеала меньшого брата и воззрений на жизнь старшего. Еще ярче выступают образы старшего и меньшого братьев благодаря тому, что членение высказываний обоих братьев одинаковое: «первое дело...», «второе...» и т. д. Одинаковость членения с особой силой подчеркивает глубокое различие их содержания. Этому же служат и средства языка: лаконичность высказываний меньшого брата и растянутость, многословие старшего. Эти, а также другие приемы и средства создают образы двух братьев. И противопоставление, и построение сказки, и особенности языка как бы стягиваются к единому центру, каким является идейный смысл сказки: превосходство того понимания жизни, носителем которого является меньшой брат.

— Я не раз слышала, что изобразительное искусство якобы недоступно малышам, да и время жалко тратить на это. Лучше, дескать, если школьники выполнят дополнительные упражнения по русскому языку и математике. Никак не могу согласиться с такими суждениями. Нередко я наблюдала, как малышам пытаются привить нравственные нормы, правила, патриотизм путем голых наставлений. Когда внимательно присматриваешься к детям, видишь, что прописные истины оставляют их равнодушными. Ребята выслушивают нравоучения, но от них не остается следа, чувства детей не затронуты.

— Благодаря тому что искусство действует не только на ум, но и на чувства школьника, оно служит воспитанию убеждений. Убеждения тем глубже, чем больше они опираются на чувство. Поэтому столь велика роль искусства в нравственном воспитании.

— К сожалению, приходится наблюдать, как учитель после рассматривания замечательной картины или чтения прекрасного литературного произведения старается сразу же навязать детям выводы для их поведения. Такой упрощенный подход к воздействию произведений искусства на нравственное развитие школьника совершенно неправилен. Путь от восприятия произведения искусства до поступков школьника очень сложен, но в конечном счете глубокое переживание становится побуждением к действию. Назойливое морализирование может только убить непосредственное переживание, которое возникло у школьника и могло бы принести желаемые плоды в формировании его морального облика, а следовательно, и в поведении, в поступках.

— В начальных классах ознакомление детей с изобразительным искусством ограничено самыми простыми видами восприятия репродукций немногих картин. Можно ли сделать больше? По моим наблюдениям, произведения изобразительного искусства привлекают ребят. Вероятно, надо использовать этот их интерес.

— Если есть возможность без ущерба для других предметов расширить круг произведений живописи, предлагаемых ребятам для рассматривания, отчего же не сделать этого, ведь изобразительное искусство представляет собой один из важных источников обогащения духовной жизни детей, ему присуща большая воспитательная сила.

— Нужна, вероятно, определенная последовательность в ознакомлении ребят с произведениями живописи, ведь они очень разные.

— Серьезное значение имеет различие жанров. Жанрами в живописи называют ее разновидности. Их различия определяются тем, что изображено на картине. Широкое распространение в наше время имеет жанр бытовой (его называют также жанровой живописью). Он характеризуется тем, что на картине представлено изображение повседневной жизни современников художника. Картины, относящиеся к данному жанру, помогают познавать и осмысливать жизнь людей в ее самых разнообразных проявлениях. Примерами этого жанра могут служить картины Репина «Бурлаки на Волге», Перова «Рыболов», Шевандроновой «В сельской библиотеке».

— По-видимому, картины, относящиеся к бытовому жанру, наиболее близки школьникам и с них-то нужно начинать?

— Вы рассудили правильно. Однако картины данного жанра тоже требуют умения видеть.

— Что это значит?

— Можно смотреть, но не видеть. Люди нередко проходят мимо того, что могло бы духовно обогатить их. Их взгляд как бы скользит по поверхности. Картина может быть понята как произведение искусства, если подметить ее детали, ее построение, а не ограничиться схватыванием сюжета. Школьники будут постепенно продвигаться вперед в восприятии картин. Кроме стремления к художественным ценностям нужна наблюдательность, и учитель может много сделать для развития этого качества у школьников. Конечно, было бы неправильно специально тренировать умение наблюдать, но следует использовать те возможности, которые открываются в процессе учения. Наблюдательность можно развивать и на экскурсиях, и на уроках труда, и на многих других уроках. Но умение видеть детали картины, ее построение имеет специфические особенности, и учитель должен помнить о них.

— В начальных классах широкое распространение имеют настенные картины по развитию речи. Сейчас мне стало особенно ясно, что рассматривание этих картин очень мало используется для того, чтобы школьники продвигались в умении видеть детали и их взаимосвязь. Откровенно говоря, я и сама недооценивала эту возможность. Например, в I классе побуждала ребят лишь к тому, чтобы они рассказали содержание картины, выделили в ней главное.

— Восприятие и описание сюжета, конечно, нужно. Однако оно не только не пострадает, а, наоборот, выиграет, если ребенок подметит особенности элементов изображенного. Это возможно уже в I классе. Вначале вопросы учителя сыграют существенную роль, а в дальней­шем будет возрастать самостоятельное рассматривание картины.

Посмотрим, как происходит выделение деталей на примере урока в I классе. Выполнение задачи развития речи здесь органически связано с детальным рассматриванием картины. Дело было во II учебной четверти, после того как школьники уже накопили некоторый опыт наблюдения.

На уроке использовалось наглядное пособие «Рыжая птичница». Птичий двор. Схватив курицу, лиса держит ее в зубах и удирает со всех ног. Индюшки, куры, утки бегут в разные стороны, некоторые из них взлетели. Петух взлетел на бочку и с перепугу кукарекает во все горло. В дверях появилась женщина, на ее лице — ужас.

События, изображенные на картине «Рыжая птичница», отличаются тем, что в них много стремительного движения. При внимательном рассматривании картины можно выделить малозаметные детали: перья, валяющиеся на земле, особенности бега лисы и др.

Некоторые высказывания детей следуют за вопросами учительницы. В своем большинстве наблюдения сделаны самостоятельно (в каждой строчке — высказывание отдельного ученика).

Лиса сильно бежит.

Она удирает со всех ног.

Она ноги выставила; переставляет их, когда бежит.

Лиса как бы подлетает передними ногами.

Уши прижаты, а хвост дыбом стоит.

Хвост развевается.

Хвост трубой.

У нее лапы расставлены в разные стороны.

Курица защищалась.

Вот на земле перья валяются.

Петух взлетел на бочку и закричал так громко, что бабушка прибежала.

Курицы разлетелись в разные стороны.

Индюшки поднялись в воздух.

— Этот отрывок урока убедительно показывает, как много можно сделать уже в I классе для того, чтобы дети энергично продвигались в наблюдении изображенного на картине. Такое продвижение подготавливает почву, в частности, для восприятия произведений изобразительного искусства.

Однако мне неясно: почему бы не начать сразу с произведений выдающихся художников, почему умение разбираться в деталях дети приобретают при рассматривании наглядных пособий?

— Более полный ответ на заданный вопрос может быть дан, когда мы будем говорить об особенностях изобразительного искусства. Сейчас, пожалуй, следует обратить внимание лишь на то, что наглядное пособие изготовлено специально для учебных целей. Оно, так сказать, рассчитано на малышей, а потому изображение событий упрощено. Эти особенности являются основанием к тому, чтобы наглядные пособия, изготовленные для развития речи, использовать и в целях продвижения школьников в умении наблюдать.

— Хотелось бы продолжить наш разговор о жанрах живописи. Это поможет нам, учителям, вести целенаправленно работу по ознакомлению школьников с изобразительным искусством.

— Один из очень распространенных жанров — это пейзаж, т. е. изображение природы или видов населенных пунктов и отдельных архитектурных сооружений. Широко известны пейзажи Левитана, в которых он воспевает русскую природу, пейзажи советского художника Нисского и др. Пейзажи можно и нужно включать в число произведений живописи, с которыми знакомятся младшие школьники.

— Не совсем понятно, почему так важно школьнику любоваться пейзажами, отображающими русскую природу. Дети, живущие в России, могут многое увидеть во время экскурсий, прогулок, поездок в лагеря, на дачу. Эти впечатления живее и ярче, чем созерцание пейзажа.

— Непосредственные впечатления от красот природы, конечно, могут быть очень яркими. Общение с природой обогащает школьника, его чувства, его ум. Об этом мы уже говорили. Но было бы неправильно произведение изобразительного искусства рассматривать как наглядное пособие, которое может дать представление о природе, недоступной непосредственному восприятию. В хорошо знакомой, даже примелькавшейся нам картине природы большой художник открывает новые грани ее красоты. Мы впервые восхищаемся тем, чего раньше и не замечали.

Убедительным примером может служить картина Левитана «Март». Сколько раз мы видели в натуре ярко-голубое весеннее небо, снег, который уже поддается веянию весны, березки, олицетворяющие пробуждение природы под ласковыми лучами солнца! Но и детали, и их конкретное сочетание, и гармония цвета, созданные художником, не только отображают данный миг весеннего дня в его неповторимой прелести, но и пробуждают в нас радость, даже ликование. Мало того, картины учат нас (в самом возвышенном смысле слова) понимать и любить родную природу. А любовь к родной природе есть частица любви к Родине. Значит, и пейзаж может заключать в себе большую воспитательную силу.

— К сожалению, в воспитании младших школьников роль изобразительного искусства, музыки часто недооценивается.

— Вы совершенно правильно подчеркнули отрицательные стороны формального воспитания. Литература, изобразительное искусство, музыка служат мощными средствами воспитания лишь тогда, когда перед детьми раскрываются художественные образы, в которых воплощаются высокие мысли и чувства.

— Большое воспитательное значение имеют исторические картины. Хотелось бы поговорить и о них.

— В искусствоведении такие картины относят к историческому жанру. Они отображают важные события или быт людей, живших в прошлом. Художественное произведение, принадлежащее к этому жанру, насыщено значительным, нередко огромным общественным содержанием. Изобразительное искусство отличается тем, что делает людей, природу, события, о которых оно рассказывает, зримыми: здесь запечатлевается одно мгновение, но мы видим его во всех деталях. Создается художественный образ, и он-то будит наши чувства, мысли...

— Когда говорят об искусстве, нередко особенно подчеркивают его роль в развитии чувств. Но ведь оно дает и знания о событиях, людях, природе. Это особенно ясно, когда речь идет о картинах исторического жанра или о пейзаже, отображающем незнакомую нам природу.

— Конечно, произведения изобразительного искусства дают нам и знания, но знания эти неотделимы от чувств, которые пробуждаются в нас, именно чувств эстетических. Произведение искусства приносит нам наслаждение, т. е. своеобразное переживание, возникающее при созерцании прекрасного.

— Эмоциональный отклик школьников, конечно, имеет свои особенности и оттенки в зависимости от содержания картины. Поделюсь наблюдениями, сделанными мной, когда третьеклассники в самом начале учебного года рассматривали репродукцию картины Перова «Рыболов». Замечу кстати, что на этой картине сценка из жизни изображена на фоне пейзажа (такое соединение жанров встречается довольно часто).

Так вот что говорили третьеклассники (приведу высказывания отдельных учеников одного и того же класса о природе, а затем о рыболовах).

«Раннее утро. Начинает всходить солнце, даже его еще нет, только лучи от него».

«На этой картине изображено раннее утро. Сквозь деревья проглядывает свет. На реке раскрываются белоснежные кувшинки. Стоит полная тишина».

«Солнце еще не взошло. Восток покрыт желтоватым туманом. Даже вода в реке какая-то розовая».

«Раннее утро. У берега плавают прекрасные белые кувшинки, они уже раскрыли свои большие лепестки. По берегу тина. Деревья на пригорке пронизывает утренний свет».

«Вдруг поплавок дернулся, и рыболов резко подался вперед. Лицо у него радостное... доброе».

«Рыбак застыл, ему кажется, что рыба дергает удочку. Рыбак любит свое занятие, он опытный. Недалеко от него сидит другой рыбак. Мне кажется, что он равнодушно относится к своему занятию».

«Рыболов поставил удочку и ждет, когда клюнет рыба. Он с таким большим напряжением ждет этого. На лице у рыболова улыбка, она такая радостная, даже кажется, что он в любой момент нырнет за рыбой».

— Знаменательно то, что вчерашние второклассники улавливают соотношение света и тени на картине («Сквозь деревья проглядывает свет»; «Начинает всходить солнце, даже его еще нет, только лучи от него»). Внимание детей привлекают не только цвета, которые находят на картине, но и цветовые оттенки («Восток покрыт желтоватым туманом»; «Вода в реке розовая»).

— Это качество наблюдалось и при рассматривании младшими школьниками репродукции картины Шишкина «Дубы». Приведу высказывания двух школьников: «Светит солнце, и оно освещает весь лес и поляну. А под деревьями тень. Солнце светит, и от этого трава кажется золотистой». «Ярко освещена трава. На поляне солнечно, и на деревьях отблески. Небо светло-розовое от солнца».

— Таким образом, дети сделали большой шаг к пониманию светотени, которая является одним из важных выразительных средств живописи.

То же самое можно сказать и о восприятии детьми тонких цветовых оттенков, а также их зависимости от освещенности предметов солнцем.

— Надо признаться, во время нашей беседы закрадывалось сомнение, нужно ли вдаваться в такие детали, не лучше ли ограничиться тем, чтобы школьники поняли сюжет картины. Теперь, прослушав высказывания детей, которые всего лишь два года учились в школе, я увидела, как их поднимает духовно мир искусства.

— Младшие школьники продвигаются и дальше в восприятии живописи. Если во II и III классах дети смотрели картины Перова, Васнецова, Левитана, Поленова, то в следующем году мы сочли возможным ознакомить их с полотнами Репина. Благодаря большому продвижению школьников в общем развитии и накопленному опыту в рассматривании картин они смогли правильно воспринять такое сложное произведение, как «Бурлаки на Волге».

Дети, конечно, говорили о том, как правдиво Репин показал неимоверно тяжелую жизнь трудового народа до революции. Но школьники не ограничились этим. Бурлаков — одиннадцать, и каж­дый из них какой-то особенный, не похожий на других, каждый по-своему несет тягостное бремя. Вот четвертый справа: он тянет уже из последних сил, скрестил руки и совсем пригнулся к земле. Его лицо, темное от загара, глаза и полуоткрытый рот выражают напряжение, дошедшее до предела, и муку. А вот в центре совсем молодой бурлак: ему непривычна эта тяжелая работа, ступает он неловко, отчего ему еще труднее: вместо того чтобы опустить руки вниз, как бывалые бурлаки, держит руками лямку, с которой ему неловко; на лице написана усталость, а в то же время протест. Больше всего ребята говорили о втором слева. Этому бурлаку тоже тяжело, но работа не сломила его. Его руки свободно опущены, шаг размерен. Лицо выражает не отчаяние и муку, а глубокую думу.

— Конечно, то, что дети так глубоко прониклись этим чудесным произведением высокого искусства, совершенно замечательно. Это еще и еще раз доказывает, как много можно сделать в начальных классах такого значительного, о чем и не снится, когда ребят не приобщают к подлинному искусству, а все внимание учителя поглощено привитием умений и навыков по русскому языку и математике.

— О недостатках начального обучения вы судите, пожалуй, с некоторым преувеличением, но по существу вы правы.

— Хотелось бы вернуться к уроку, на котором дети смотрели картину Репина. Когда ребята высказались о картине, учительница рассказала им, как пристально изучали Репин и другие великие художники жизнь, которую они отображали на своих полотнах. Задумав картину «Бурлаки на Волге», а впоследствии работая над ней, Репин ездил на Волгу, жил с бурлаками. Он не только наблюдал их труд и быт, но, общаясь с бурлаками, старался проникнуть в их внутренний мир, в их думы и чувства.

Рассказ учительницы сразу после свежего впечатления от картины раскрыл перед детьми очень важную грань творческого процесса.

— Изобразительное искусство и музыка имеют то общее, что воздействие на человека происходит через художественные образы. В музыке художественный образ создается звуковыми средствами. Важнейшей основой музыкального произведения является мелодия, т. е. законченная по построению последовательность звуков, которые объединены между собой в определенное целое.

— В практике начальных классов иногда наблюдается отсутствие интереса школьников к урокам музыки. Когда я пыталась найти причину такого отношения детей, возникла мысль, что в методике обучения не все благополучно.

— Думаю, ваше предположение правильно. Например, одним из важнейших элементов эстетического воспитания можно сделать хоровое пение, если обучение исполнению песен соединить со слушанием музыки.

— Как это «соединить со слушанием музыки»?

— Необходимо специальное прослушивание музыки, когда пьесы исполняются на фортепьяно, если учитель владеет инструментом, или с помощью магнитофона, проигрывателя.

— Слушание музыки очень помогает и обогащению детей эстетическими чувствами, и формированию художественного вкуса, и исполнению песен. Опыт работы, которая дала высокие результаты, описан в книге Т. Л. Беркман и К. С. Грищенко «Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению» [Беркман Т. Л., Грищенко К. С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению / Под ред. Л. В. Занкова.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961].

— К сожалению, в начальных классах обучение пению часто рассматривается очень узко: только как овладение некоторой суммой певческих навыков, без связи с развитием школьников. Мешает и то, что на детей, не обладающих музыкальным слухом, смотрят как на безнадежных.

— Отсутствие музыкального слуха является как бы оправданием тому, что певческие навыки плохо усваиваются. Однако при правильно поставленном обучении большие успехи делают даже те ученики, которые на первый взгляд кажутся совершенно неспособными к овладению певческими навыками и почти безнадежными в смысле музыкального развития.

— Я поняла так, что необходимым условием интенсивного продвижения детей в овладении певческими навыками служит работа над музыкальным развитием школьников и над их общим развитием.

— Это верно! А музыкальные занятия в свою очередь способствуют общему развитию школьников не только своим специальным содержанием, но и тем, что эти занятия требуют целеустремленности, сосредоточенности, самоконтроля. Пение и слушание музыки доставляют эстетическое наслаждение школьникам, облагораживают их.

— Развитию детей способствует переживание красоты музыки. Но это не исключает необходимости сообщения детям некоторых сведений о музыкальных произведениях, а также о композиторах.

— Не только не исключает, а наличие у детей таких знаний является одним из условий эстетического наслаждения. Если ребенок не умеет слушать музыку (а для этого нужно обладать, в частности, хотя бы некоторыми сведениями об особенностях музыкальных произведений), его восприятие музыки будет обеднено.

Практика обучения показала, что уже первоклассники при правильной постановке музыкальной работы различают пьесы веселые, радостные и грустные, печальные. Второклассники улавливают характерные особенности ритмического строения вальса, сопоставляют вальсы, написанные разными композиторами (Чайковским и Григом), различают контрастные части в произведении.

— Уроки музыки, как правило, ведут специалисты. Учитель же, который ведет данный класс, не вникает в постановку музыкальной работы. Да и нужно ли это? Ведь надо обладать специальными знаниями, чтобы разобраться в различного рода музыкальных занятиях.

— Разумеется, не каждый учитель может вторгаться в специальные вопросы методики музыкальных занятий. Это не исключает, однако, связи музыкальной работы с приобщением школьников к ценностям изобразительного искусства и художественной литературы, практического решения вопросов эстетического воспитания.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: