Беседа шестая. О трудовом обучении

 

— Трудовое обучение занимает особое место в школьном образовании. Для трудовых действий характерно соединение умственной работы и работы рук.

— Это, по-видимому, является источником многосторонности трудового обучения. В его состав входит овладение определенными ручными умениями и навыками, знание некоторых свойств материалов. Серьезное значение имеет точность и аккуратность выполнения изделия, рациональное использование времени, материала и инструментов. В процессе трудового обучения воспитываются такие ценные качества личности, как умение работать коллективно, трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей. Разумеется, в нашей краткой беседе не могут быть освещены даже кратко разные стороны методики трудового обучения, да и задача наша не в этом. Следовало бы сосредоточить внимание на отдельных важных вопросах.

— Трудовое обучение осуществляется в процессе изготовления школьниками определенных предметов. По-видимому, очень важный вопрос состоит в том, как школьник приступает к изготовлению изделия и как идет этот процесс. Я имею в виду методику, методический подход: каково соотношение руководства учителя и самостоятельности школьников? И другой важнейший вопрос, органически связанный с первым: как вести трудовое обучение, чтобы получить наилучший результат развития школьников?

— Чтобы разобраться в этом вопросе, надо будет вернуться к недалекому прошлому. Многие годы господствовал так называемый пооперационный метод. Изготовление заданного предмета расчленяется на ряд последовательных операций. Учитель показывает и разъясняет, как надо осуществить первую операцию. Когда она выполнена, проводится показ и разъяснение следующей операции, пока не будет изготовлен весь объект.

— При таком методе самостоятельность и инициатива школьников сводятся, по сути дела, к нулю. Дети изготовляют предмет под диктовку учителя.

— Результаты обучения с помощью пооперационного метода своеобразны, если сказать точнее,— плачевны. Как показало исследование, проведенное Т. Н. Барковой, Е. В. Гурьяновым и О. С. Карандеевой [см. Баркова Т. Н., Гурьянов Е. В., Карандеева О. С. Формирование умений и навыков на уроках ручного труда у младших школьников // Материалы совещания по психологии.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957], резкая разница наблюдалась между выполнением заданий на уроке и их самостоятельным выполнением. Работа учащихся на уроке радовала точностью и тщательностью. Однако те же дети оказались беспомощными, когда нужно было выполнить те же задания после урока, когда учитель не разъяснял и не показывал каждой операции.

— В дальнейшем были попытки привлекать детей к обдумыванию и коллективному обсуждению порядка изготовления изделия, к выяснению, какие материалы и инструменты понадобятся для работы.

— Я знакома с этими попытками. Если поглубже проанализировать рекомендуемый ход работы, станет ясно, что еще очень далеко до самостоятельного планирования предстоящей работы. Дети высказывают свои суждения, а учитель отбирает правильные ответы и последовательно записывает их на доске. Таким образом, хотя учитель и выслушивает высказываемые школьниками суждения, среди которых есть и правильные, и ошибочные, в конечном счете объект изготовляется по плану, записанному учителем. В этом есть видимость самостоятельности школьников, а на деле они изготовляют заданную вещь под диктовку. Только учитель диктует не устно по отдельным операциям, а дает указания в письменном виде по всем операциям в их должной последовательности. Это какой-то небольшой шаг вперед в желательном направлении. Однако коренных улучшений в методику трудового обучения, в смысле самостоятельного планирования школьниками изготовления объекта, при этом не вносится.

— Надо еще принять во внимание, что дети учатся анализировать образец изделий под руководством учителя, учатся сравнивать образец и детали, из которых состоит изделие, с готовыми чертежами, данными учителем на доске.

— Значит, пока дети доберутся до планирования даже под диктовку, проходит много времени.

— Попытка начинать с чертежа, который определяет планирование изготовления объекта, подкупает. В то же время чувствую какой-то педагогический промах, а каков этот промах, не могу разобраться.

— Мне кажется, что промах состоит в копировании процесса работы на производстве.

— А почему это плохо? Ведь трудовое обучение и должно, по-видимому, руководствоваться процессом труда рабочего.

— Конечно, современному трудовому процессу присущи некоторые типичные черты, и они должны учитываться при создании методики трудового обучения школьников. Но зачем уже в I классе начинать с чтения чертежа и учить детей отдельным умениям, таким, как анализ образца, сравнение образца и деталей с готовым чертежом? Тут уж очень бросается в глаза выучка, тренировка. Неужели нельзя сделать так, чтобы дети планировали будущее изделие, стоя на собственных ногах, а не на костылях, которые им подставляют?

— Как показывает опыт, самостоятельное планирование детьми изготовления простого предмета возможно уже в I классе.

— Надо было бы ознакомиться с тем, как конкретно идет планирование изготовления определенного предмета. Ведь поставить трудовое обучение так, чтобы дети по возможности самостоятельно планировали предстоящую работу, очень важно. Если бы удалось сделать это, можно было бы получить значительный результат в смысле развития школьника.

— Планирование состоит в том, что дети намечают, какие рабочие операции и в какой последовательности следует выполнить. Это зависит от строения предмета, который надо сделать: из каких частей он состоит и как эти части связаны между собой? Значит, чтобы наметить план изготовления предмета, необходимо проанализировать предложенный школьникам образец.

Возьмем в качестве примера урок, на котором дети делают модель парашюта из бумаги (план урока разработан И. И. Будницкой). На столе учительницы — несколько готовых моделей парашюта. Она показывает детям модель, которая служит образцом, показывает части парашюта, записывает названия на классной доске. Затем учительница раздает модели по рядам парт, с тем чтобы дети внимательно разглядели их. Во время рассматривания модели у детей складывается представление о том, как связаны между собой ее части, а из этого представления можно исходить при планировании изготовления модели.

— Прежде всего, разумеется, встает вопрос, с чего следует начать изготовление парашюта.

У ч и т е л ь н и ц а. С чего же мы начнем?

Г а л я. С купола.

У ч и т е л ь н и ц а. Что мы начнем делать сначала?

Г а л я. Мы должны вырезать четыре маленькие бумажки и наклеить на большую.

У ч и т е л ь н и ц а. Разве с этого надо начать?

Ш у р а. Надо взять листок и ножницами отрезать лишнюю бумагу.

С л а в а. Надо сделать квадрат.

У ч и т е л ь н и ц а. Вот это правильно!

У ч и т е л ь н и ц а. Что же мы будем делать дальше?

Т а н я. Надо сложить квадрат треугольником.

У ч и т е л ь н и ц а. Как называются эти линии? (Показывает.)

А н д р ю ш а. Диагонали.

У ч и т е л ь н и ц а. Как получаются диагонали?

А н д р ю ш а. Надо сложить уголки.

У ч и т е л ь н и ц а. Какие уголки?

А н д р ю ш а. Противоположные.

У ч и т е л ь н и ц а. Хорошо. Потом что будем делать?

Л ю с я. Мы вырежем из бумаги маленькие квадратики, чтобы заклеить ниточки.

У ч и т е л ь н и ц а. Посмотрите внимательно на стропы. Что вы видите?

С е р е ж а. Четыре ниточки ровные.

С л а в а. Длина примерно раза в 4 больше ширины купола.

У ч и т е л ь н и ц а. Молодец, Слава! Хорошо смотрел. Сначала мы определим длину ниточек приблизительно, а потом выровняем, когда подвяжем груз. Как мы будем приклеивать квадратики для строп, с какой стороны?

Н а т а ш а. Внутри...

И р а. Парашют должен быть ребрышками вверх. А бумажки мы приклеим изнутри.

У ч и т е л ь н и ц а. Еще о чем надо помнить, когда приклеиваете стропы?

И р а. Стропы приклеены бумажными квадратиками при помощи клея.

У ч и т е л ь н и ц а. А как они приклеены?

К о л я. В четырех уголках. И чтоб уголки совпали с куполом.

У ч и т е л ь н и ц а. Чтоб уголки купола совпали с уголками квадратиков. А в какую сторону стропы кладутся?

Ю р а. Все одинаково, все снизу, все с края.

А н д р ю ш а. На уголок, на кончик диагонали.

У ч и т е л ь н и ц а. А что потом?

М и ш а. Свяжем внизу стропы и прикрепим груз.

У ч и т е л ь н и ц а. Сразу привяжем груз и пустим?

М и ш а. Нет, надо немножко подождать, чтоб клей высох. А то клей не прикрепится, оторвется стропа.

У ч и т е л ь н и ц а. Хорошо. Будем делать.

— Поскольку в I классе дети проходят начальный этап анализа образца и планирования предстоящей работы, эти процессы отличаются определенными особенностями. Как видно из приведенного отрывка урока, в анализе образца некоторую помощь оказывает учительница, называя части модели. Планирование осуществляется от одной рабочей операции к другой, следующей. В дальнейшем школьники постоянно продвигаются вперед, к следующему этапу, когда осуществляется самостоятельный анализ образца и предварительное планирование всего процесса изготовления предмета. Разумеется, при этом возможны разные конкретные варианты соотношения руководства учителя и самостоятельности школьников в зависимости от сложности задания и от других условий.

— Урок выгодно отличается тем, что дети сами, при незначительном вмешательстве учителя, шаг за шагом продвигаются вперед, планируя ход изготовления заданного изделия. Однако мне неясно, каким образом учительница узнает, все ли дети осмыслили план работы.

— Учительница все время внимательно следит за детьми: поняли они ответы товарищей или нет, дошло ли до них неодобрительное отношение учительницы к ошибочному ответу и т. д. В нужных местах делаются паузы, чтобы дать возможность слабым школьникам разобраться самим, а иногда и с помощью учительницы. Затем все двигаются дальше.

— Когда слушала ваш разговор, я думала о том, что в методике трудового обучения выявились два подхода, резко отличающиеся друг от друга. Один — это когда дети получают выучку путем повторных упражнений, другой — когда правильный способ действий дети находят преимущественно сами. Конечно, при втором способе учитель не отстраняется от руководства школьниками. Учитель зорко наблюдает за ними и приходит им на помощь в тех случаях, когда ребята не справляются.

— Должна признаться, я не получала удовлетворения от уроков труда. Понимаю, что эти уроки могли бы дать большой результат в воспитании ценных качеств школьников и в овладении умениями и навыками. Но я всегда чувствовала, что в методике трудового обучения чего-то не хватает. Ведь трудовое обучение именно в силу своих особенностей (подразумеваю соединение умственной работы и работы рук) могло бы принести большие результаты там, где другие учебные предметы не столь эффективны.

— На уроках труда школьник анализирует конкретные предметы, а не слова, предложения, соотношения чисел и действий с ними, как то имеет место в обучении русскому языку и математике; следовательно, анализ ближе маленькому школьнику, может в большей мере опереться на его жизненный опыт. Эту возможность надо использовать, чтобы развивать самостоятельную мысль школьника, его волевые качества (делать вещь соответственно плану, аккуратно, точно, доводить работу до конца).

— При таком способе обучения, когда много самостоятельности предоставляется детям, они могут часто допускать ошибки. Не явится ли это отрицательным моментом в трудовом обучении?

— В методике труда — да и не только труда, но и русского языка и математики — детей стремятся всячески ограждать от ошибок, предупреждать ошибки. Конечно, было бы неправильно стихийно формировать умения и навыки. Если ребята понимают, что нужно делать и как делать, но в процессе выполнения допускают некоторые ошибки, это не страшно. Больше того, такие ошибки помогают осознать то, что ребята делают, и правильные способы выполнения заданий. Есть мудрое изречение: «Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду». Это изречение очень полезно не только для трудового обучения, но и вообще для методики учебной работы в начальных классах. Если детей все время водить на помочах, школьники могут вырасти слабовольными, пассивными. Они окажутся беспомощными, когда в дальнейших классах надо будет самостоятельно овладевать сложным учебным материалом.

— Вернемся к уроку, на котором дети делали модель парашюта. Когда учительница видит, что школьники нуждаются в помощи, она ставит вопрос: «Что же мы будем делать дальше?» Когда школьник отвечает неправильно, учительница дает понять, что ответ неверен, а после следующего ответа: «Надо сделать квадрат»,— оценивает его положительно («Вот это правильно!»). В тех случаях, когда школьникам не под силу дать правильную формулировку, учительница сама уточняет и продолжает ответы детей («Сначала мы определим длину ниточек приблизительно, а потом выровняем, когда подвяжем груз»,— говорит она). Благодаря такому стилю работы урок идет в хорошем темпе, без назойливых вопросов («А ты понял? Скажи!») и повторений.

Во второй половине урока, когда дети уже делают модель, учительница спрашивает других школьников, а не тех, которым вопросы задавались ранее. Таким образом всем ученикам предоставляется возможность высказаться в связи с планированием и изготовлением объекта. Когда школьник намечает операцию неверно или неточно, учительница вызывает другого ученика, с тем чтобы тот поправил товарища, или сама дает указание. Например, когда очередь дошла до подготовки четырех маленьких квадратиков, закрепляющих стропы, и ученик предлагает отрезать ровную полоску и разделить ее на четыре части, учительница говорит, что при этом могут получиться прямоугольники, а для приклеивания строп нужны квадратики.

— Этот путь трудового обучения отличается тем, что учитель пользуется разнообразными приемами в зависимости от конкретного хода планирования и изготовления объекта, учитывает, какие затруднения испытывают отдельные дети. Здесь нет той прямолинейности, когда учитель дает детям готовый план действий и способы выполнения рабочих операций, а они лишь исполняют то, что преподносится извне. В начале нашей беседы было наглядно показано, что иногда создается видимость самостоятельности детей, а на самом деле ее нет. Учителю надо быть очень зорким, чтобы отличать подлинное размышление школьника от таких ответов, которые лишь кажутся его собственными, а по сути дела прямо или косвенно подсказаны.

— Есть еще один показатель ценности уроков труда — это их содержательность. Именно то, что здесь много места занимают (и должны занимать!) умения и навыки, может выхолостить обогащение детей сведениями о тех предметах и процессах, с которыми они сталкиваются при изготовлении изделий.

— Сложность состоит в том, чтобы избежать двух крайностей: не сводить уроков труда к формированию умений и навыков; не превращать их в собеседования о свойствах материалов, о целесообразности тех или иных технических приемов и т. п.

— И для трудового обучения, как такового, и для развития школьников очень важны не только самостоятельный анализ образца и планирование предстоящей работы, но и соединение практических действий с познанием некоторых физических явлений. Это может быть осуществлено уже в начальных классах, а в дальнейшем, разумеется, будет развернуто в полной мере.

— В начальных классах, по-видимому, можно лишь в самой элементарной форме дать некоторые сведения о физических явлениях?

— Конечно! Однако органическое включение познавательной деятельности в выполнение трудовых заданий имеет принципиальное значение. Школьник уже с самого начала «настраивается» на определенный лад: не только делать, но и осмысливать явления, наблюдаемые при изготовлении заданного объекта.

В качестве примера может быть использован урок во II классе по изготовлению «послушной рыбки» (разработан И. И. Будницкой). «Послушную рыбку» делают следующим образом. Берут сырое куриное яйцо и в тупом его конце проделывают небольшое отверстие. Содержимое яйца выливается. При помощи воска надо залепить отверстие кусочком промасленной бумаги и проколоть в ней иголкой маленькую дырочку, а на остром конце нарисовать глаза и рот рыбы. Из сложенного вдвое кусочка фланели следует выкроить рыбье туловище и сшить кусочки краевым швом так, чтобы получился мешочек, в который яйцо могло бы войти тупым концом на две трети своей длины. Затем надо прикрепить туловище к скорлупе — и «послушная рыбка» готова.

Рыбку опускают в широкогорлую (литровую) банку с водой. Нужно, чтобы головка рыбки держалась у самой поверхности, а туловище было в воде. Для этого следует воткнуть в хвост рыбки несколько булавок. Наполнив банку водой почти до краев, надо завязать ее сверху резиновой пленкой. Стоит надавить на резину рукой, рыбка тут же нырнет на дно. Она снова всплывает, как только снимаем руку с резины.

Объяснение движения «послушной рыбки» не так уж сложно. Между водой и резиновой покрышкой остается немного воздуха. Надавливая рукой на резину, мы сжимаем этот воздух, он давит на воду, а вода начинает давить на яичную скорлупу. При этом часть воды проникает внутрь скорлупы, рыбка становится тяжелее и опускается на дно, тонет. Когда мы отнимаем руку от резиновой крышки, давление в воде становится прежним. Воздух выталкивает воду из скорлупы, и рыбка всплывает.

— В чем же состоит познавательная деятельность ребят?

— Дети довольно легко устанавливают связь между давлением руки учителя на резиновую пленку и поведением рыбки. Благодаря вопросам учителя ребята в какой-то мере выясняют механизм происходящих изменений: вода проникает через отверстие в яичную скорлупу, рыбка тонет.

Еще яснее и конкретнее это видно из отрывков протокола урока. Приведу отрывки, в которых отражено выяснение процессов, происходящих при опускании и поднимании «послушной рыбки».

У ч и т е л ь н и ц а. Взгляните внимательно, как заделано отверстие в скорлупке, а я выясню, кто у нас самый зоркий, самый наблюдательный.

Ш у р а. Я заметила. Тут в бумаге проколота маленькая дырочка.

У ч и т е л ь н и ц а. Молодец! Хорошо смотрела. Как вы думаете, зачем эта дырочка?

А н я. Туда, наверное, затекает вода.

У ч и т е л ь н и ц а. А если в скорлупку проникает много воды, что произойдет?

Г а л я. Рыбка потонет.

У ч и т е л ь н и ц а. Но ведь потом она опять всплывет?

Г а л я. Вода выльется.

У ч ит е л ь н и ц а. Всем ясно, почему рыбка тонет, а потом всплывает?

К о л я. Мне не все ясно... А почему вода то вливается в скорлупку, то выливается?

У ч и т е л ь н и ц а. Умница! Вот видите, его интересует причина, почему это происходит. Ведь что-то заставляет воду то вливаться, то выливаться из такого маленького отверстия...

— А целесообразно ли значительную часть времени затрачивать на разговоры? На уроке труда дети должны работать руками, а не заниматься рассуждениями, предположениями, выяснением причин наблюдаемых явлений и т. д.

— Тогда уроки труда будут очень обеднены, их результат и для овладения трудовыми умениями, и для развития будет резко снижен.

— Может быть, вы не заметили, что в разборе, который проводится на уроке, анализ физических явлений органически соединен с обоснованием определенных способов изготовления предмета? Возьмите, например, элементы урока, на котором дети делают парашют.

У ч и т е л ь н и ц а. Сложите ваши парашюты по диагонали. В центре самый маленький кончик отрежьте. (Дети выполняют указание.) Ну а теперь, Андрей, отпусти свой парашют. (Парашют плавно опускается. Дети радуются, хлопают в ладоши.) Так зачем же нужна дырочка в куполе?

Т а м а р а. Если не будет, то он будет кувыркаться.

У ч и т е л ь н и ц а. Почему?

М а р и к. Воздух должен проходить.

У ч и т е л ь н и ц а. А теперь посмотрите, что я вам покажу. (Берет в одну руку парашют с ластиком, а в другую один ластик и одновременно опускает.) Почему второй ластик сразу упал, а первый плавно опустился?

Ш у р а. Его держит бумага. Она легкая, летает.

Учительница отпускает лист бумаги в вертикальном направлении и парашют с грузом.

С л а в а. Бумага быстро падает. Ее надо класть.

У ч и т е л ь н и ц а. На что класть?

С л а в а. На воздух.

У ч и т е л ь н и ц а. Так что же держит парашют?

С л а в а. Воздух.

У ч и т е ль н и ц а. Почему воздух держит парашют, а бумажный лист не держит?

С е р е ж а. В парашюте бумага согнута, как чашечка. В середину воздух входит и держит.

У ч и т е л ь н и ц а. Зачем же тогда дырочка?

С е р е ж а. Воздуха много, он может перевернуть парашют.

И р а. Из дырочки только лишний воздух уходит.

У ч и т е л ь н и ц а. Парашют падает с большой высоты, в него попадает много воздуха, он может перевернуться и даже лопнуть, поэтому в куполе делают отверстие, чтобы часть воздуха могла выйти.

— Действительно, даже самое элементарное понимание физических явлений, связанных с изготовляемыми предметами, делает работу школьников осмысленной. Такая постановка уроков труда способствует не только более высокому качеству трудовых умений, но и общему развитию школьников, поскольку практические действия органически соединяются с работой мысли.

— К этому следует добавить, что прогресс в общем развитии благотворно сказывается на выполнении трудовых операций. Об этом свидетельствуют результаты специальных занятий, проведенных с целью изучения процесса работы школьников. Занятие проводилось с каждым школьником отдельно, чтобы можно было тщательно наблюдать за ходом изготовления заданного предмета. Ребенок должен был сделать по образцу маленькую коробку из плотной бумаги. В классе школьникам еще не приходилось делать коробок, так что задание было для них новым. Второклассник получал готовую коробку, которая служила образцом, и прямоугольный лист бумаги определенного размера. «Рассмотри внимательно эту коробочку (образец) и сделай точно такую же»,— говорил школьнику педагог, проводивший занятие.

— Поскольку о планировании предстоящей работы мы уже говорили, интересно было бы узнать, как протекал самый процесс изготовления предмета, в частности осознание допущенных ошибок и их исправление.

— Ученики экспериментального класса, как правило, находили и исправляли допущенные ошибки уже в процессе изготовления коробки. Ученики обычного класса в подавляющем большинстве случаев не замечали допущенных ими ошибок. Школьники экспериментальных классов ушли далеко вперед по сравнению с учениками обычных классов в общем развитии, и это сказалось в высоком уровне самоконтроля.

Большие различия обнаружены также в осознании школьниками своих действий. Это удалось выявить благодаря словесному отчету, который давался о ходе выполненной работы по ее окончании.

Из учащихся экспериментального класса подавляющее большинство сумело не только назвать выполненные ими операции, но и правильно указать место каждой операции в их ряду. Можно сделать поэтому заключение, что операции, выполненные школьниками, ими осознаны. В обычном классе только менее половины учащихся смогли дать правильный словесный ответ о выполненной работе. Большинство учащихся этого класса, рассказывая, как они изготовили изделие, опускали некоторые операции.

— В трудовом обучении серьезное внимание уделяется, так сказать, техническим умениям и навыкам, например: сложить бумагу указанным образом, ровно отрезать по намеченной линии, аккуратно намазать бумагу или другой материал клеем и приклеить и т. д. Однако в нашей беседе эта сторона дела не была затронута.

— Бесспорно, приобретение умений и навыков — существенная задача. Однако ее не следует переоценивать в ущерб таким качествам, как осознание своих трудовых действий, самоконтроль, планирование предстоящей работы. В обучении школьников техническим умениям тоже, разумеется, нужны изыскание и применение целесообразных методических приемов. Но коренное различие двух подходов к трудовому обучению, о которых говорилось в нашей беседе, идет не по этой линии. Те и другие ученики почти не отличаются по техническим умениям и навыкам. Однако громадное превосходство школьников экспериментальных классов выступает там, где речь идет о планировании предстоящей работы, осознании своих действий, самоконтроле. По этим направлениям идет влияние трудового обучения на общее развитие детей, а в то же время создается основа для высокого качества овладения трудовыми действиями.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: