Член Исполкома
Съезда граждан СССР,
председатель Конституционной комиссии Съезда
Т.ХАБАРОВА
СТРАНА, КОТОРУЮ МЫ НЕ ПОТЕРЯЛИ
Вступительное слово
и Доклад о проекте новой редакции Конституции СССР
на Расширенном (декабрьском 1997г.) пленуме
Исполкома Съезда граждан СССР
Москва, 27 декабря 1997г.
УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ,
от имени Рабочей группы Исполкома Съезда граждан СССР приветствую и благодарю всех прибывших для участия в нашем сегодняшнем мероприятии. Надеюсь, по ходу работы Пленума Вы убедитесь, что приглашали Вас не напрасно.
Съезд граждан СССР первого созыва 29 октября 1995г. принял четыре Постановления.
Одно из них наделяло делегатов Съезда статусом уполномоченных по восстановлению Советской власти на местах. Фактически это был призыв к развёртыванию в регионах массового низового советского движения. Как нетрудно было предвидеть, именно данное Постановление оказалось самым сложным для выполнения,- и в огромной мере из-за яростного противодействия со стороны других "оппозиционных", будем так их называть, организаций. Сегодня можно констатировать как непреложный факт, что НОВООБРАЗОВАННЫЕ КОМПАРТИИ ВЕЛИ И ВЕДУТ ОЖЕСТОЧЕННЕЙШУЮ БОРЬБУ ЗА НЕДОПУЩЕНИЕ КОНСОЛИДАЦИИ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН НА ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ СССР. Остаётся только надеяться, что в положенный срок им это "зачтётся", в определённом смысле, и зачтётся сполна, как и многое другое.
|
|
Вторым Постановлением Съезда граждан СССР из делегатов Съезда был избран Исполком.
В очень сложных условиях, практически без всяких материальных средств Исполком существует и действует, и его присутствие на сегодняшней политической арене безусловно ощущается, и достаточно чётко; хотя имеются,- опять-таки,- элементы, которые не просто замалчивают нашу работу и препятствуют ей, но вопреки очевидности твердят, будто нас вообще нет.
Недостаток материального обеспечения Исполком старается возместить тем, что ему в данный момент по силам,- т.е. интенсивной идейно-пропагандистской деятельностью и обилием ярких, нешаблонных инициатив. Как пример точного идеологического попадания "в яблочко", можно назвать акцию "День возвращения доброго имени 1937 году", вызвавшую заметный общественный резонанс; обращение "В защиту советского гражданства" и проводимую с ним работу; обращение в ООН от имени митинга советских граждан г. Москвы 17 марта 1997г., и др.
Третьим Постановлением Съезда предлагалось коммунистам, считающим себя гражданами СССР, провести Восстановительный съезд КПСС.
Можно по-разному относиться к съезду, который провёл В.И.Анпилов 1-2 ноября 1997 г. в Москве. Мы сами отнеслись к этому мероприятию с большой долей насторожённости, и по нашему мнению, всерьёз говорить о нём как о Восстановительном съезде КПСС пока ещё преждевременно. Но вот чего уж точно нельзя отрицать, так это того, что и здесь Съезд граждан СССР выступил как явно инициирующая и стимулирующая сила, как идейный авангард, указывающий ориентиры и прокладывающий пути вперед.
|
|
И наконец, четвёртое Постановление Съезда граждан СССР - о подготовке проекта новой, современной редакции Конституции СССР 1977 года - мы с вами выполняем сегодня.
Сразу хочу решительнейшим образом отвести запущенную кем-то в обращение, некоторое время тому назад, версию о том, что мы, будто бы, хотим принять новую Конституцию СССР. Мы такого намерения никогда не выражали, поскольку одной из наших ключевых установок является то, что Конституция СССР 1977 года де-юре продолжает действовать по сей день, что законных оснований для прекращения её действия не было и нет и что этот свой статус она будет неукоснительно сохранять вплоть до полного восстановления Советской власти на всей территории СССР. Свою общеполитическую роль Конституция 1977 года должна сыграть - и, как мы надеемся, сыграет; но надо отдавать себе отчёт, что реально жить в восстановленном союзном социалистическом государстве по этому документу ни минуты будет нельзя.
А поэтому необходимо иметь к тому времени наготове отработанный и уже известный народу конституционный проект нашего будущего общественного и государственного устройства; проект, который полностью сохранял бы преемственность с Советскими Конституциями 1936 и 1977 годов; проект, который новаторски решал бы проблемы, десятилетиями в нашем обществе не решавшиеся и так и оставшиеся нерешёнными,- но в то же время представлял бы нам картину нового развития именно государства под названием Союз Советских Социалистических Республик, и никакого иного.
Мы должны показать самим себе и всему миру, что среди стоявших и стоящих перед нами проблем нет ни одной, решение которой требовало бы шараханья к так называемому рынку, к частной собственности, к парламентской демократии или хотя бы к новому нэпу. Все они прекрасно решаются специфически социалистическими методами и на специфически социалистических путях исторического прогресса.
Работа эта абсолютно необходима и для освобождения страны, и для дальнейшей нормализации положения в ней. Нельзя поддаваться вот на эти сегодняшние подначки,- мол, прежде всего надо скинуть антинародный режим, а потом уж как-нибудь между собой разберемся. Это одна из уловок информационно-психоло-гической войны. При таком подходе "потом" окажется лишь другая разновидность того же самого режима. Относительно того, что планируется "потом", должна быть полная ясность уже сейчас.
Существеннейшая часть работы на сей день выполнена - т.е., подготовлен сам проект. Наш нынешний Пленум и его участники,- как мы рассчитываем,- должны дать толчок следующему, тоже очень важному этапу работы: т.е., ознакомлению с проектом как можно большего числа наших сторонников, возбуждению общественного интереса к нему, его публикации - целиком или хотя бы фрагментарно, и т.д.; с тем чтобы на Съезде граждан СССР второго созыва могла состояться уже не просто презентация этого документа, а его многостороннее содержательное обсуждение нашими людьми.
Вторым пунктом повестки дня Пленума должно быть принято и подписано Обращение к главам ныне существующих социалистических государств с призывом признать или подтвердить факт продолжения существования де-юре Советского Союза как полноправного члена мирового сообщества. Не буду распространяться о принципиальном политическом значении этой акции, поскольку оно очевидно. Рабочая группа Исполкома считает, что поставить свои подписи под этим Обращением следовало бы всем участникам Пленума, имеющим статус делегата Съезда граждан СССР (но, конечно, не против чьего-либо желания).
|
|
Вот таков наш конкретный, деловой вклад к 75-летию образования СССР. Мне всегда казалось, что отмечать какие-либо памятные даты в стране, которая на данный момент оккупирована,- это значит говорить не о том, что было и как хорошо всё было, но исключительно лишь о том, что делается для её скорейшего освобождения. Вот мы и делаем то, что в наших силах,- и всё, что в наших силах. А много это или мало - дальнейший ход событий рассудит. В любом случае возблагодарим судьбу за то, что она дала нам счастье хоть чем-то быть полезными своему народу в самый трудный, самый тяжкий час его многовековой истории.
От имени Исполкома Съезда граждан СССР поздравляю вас, дорогие соратники и друзья, с 75-летним юбилеем нашей великой Родины - Союза Советских Социалистических Республик!
Расширенный (декабрьский 1997г.) пленум Исполкома Съезда граждан СССР, посвященный 75-ой годовщине образования Советского Союза, объявляю открытым.
* *
*
УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ,
в преобладающей своей части доклад будет представлять собой комментарий,- по главам,- к выносимому на ваше рассмотрение проекту новой редакции Конституции СССР.
Однако, поскольку мы пытаемся наметить пути дальнейшего развития советской социалистической государственности, то очевидно, что для этого нужно иметь достаточно ясное общее представление о природе этой государственности, о её месте в истории, о том, что и как должно с ней,- по логике вещей,- происходить.
Поэтому придётся вначале уделить несколько внимания этим моментам. Это поможет разобраться и в последующем материале.
В каком государстве мы жили
и в каком окажемся по возвращении в СССР?
Сегодняшние коммунисты много претензий предъявляют Н.С.Хрущёву, и среди них одна из главных - это что при нём было провозглашено превращение или перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство.
|
|
Здесь возникают два вопроса. Первый - это насколько оправданны вообще разговоры о всенародном государстве с марксистской точки зрения. И второй: произошло ли в действительности с нашим государством что-либо заслуживающее внимания, оттого что при Хрущёве постановили именовать его всенародным.
По первому вопросу. Московский центр Большевистской платформы в КПСС в своих теоретических разработках,- в частности, в материалах политклуба2,- неоднократно и настойчиво показывал, что Маркс, говоря об отмирании государства, неизменно имел в виду отмирание только той его исторически несовершенной формы, когда оно выступает как аппарат господства, насилия одного класса над другим. Эту исторически несовершенную форму государственности Маркс называет "абстрактным политическим государством".
На смену классовому обществу идёт,- как известно,- общество бесклассовое. Классы исчезнут, но люди-то никуда не денутся; т.е., будет единый, не разобщённый более классовыми перегородками народ. И потом, бесклассовое общество, это вовсе не значит - общество бесструктурное. Бесструктурного общества, тем паче на столь высокой ступени развития, быть не может. И подобно тому как структуру классового общества составляет "абстрактное политическое государство", точно так же структуру бесклассового общества составляет государство, вот именно, ВСЕНАРОДНОЕ - государство как институциональное воплощение целостности и целеустремлённости единого народа, живущего уже при коммунизме. Чтобы убедиться в справедливости всего вышесказанного, достаточно внимательно прочитать хотя бы принципиально важную в теоретическом плане работу Маркса "К критике гегелевской философии права".
Таким образом, в самих по себе утверждениях о том, что государство диктатуры пролетариата должно превратиться или перерасти в общенародное государство, никакой крамолы с марксистской точки зрения не содержится. Тенденцию развития пролетарской государственности такие утверждения рисуют, в общем и целом, правильно.
Другой вопрос, стало ли на самом деле наше Советское государство конца 50-х - начала 60-х годов общенародным, оттого что его в таковое перекрестили? Товарищи, ну конечно же, нет. Ведь при этом ни одна статья в Конституции СССР не подверглась сколь-либо существенным изменениям. Как же могло государство перейти в новое качественное состояние, если в его структурном описании - в Конституции - не изменилось буквально ни фразы? Хрущёвцы сказали стопроцентную глупость, и вот эту глупость чуть не полвека все повторяют и возмущаются тем, что Хрущёв, дескать, ликвидировал пролетарскую диктатуру. Но в действительности государство у нас по своим основным структурным характеристикам как было, так и оставалось ДИКТАТУРОЙ ПРОЛЕТАРИАТА,- вплоть до горбачевских выкрутас, о которых уже отдельный разговор, поскольку они к развитию советской государственности отношения не имеют, а имеют отношение только к её насильственному развалу.
КАКИЕ ЖЕ у диктатуры пролетариата основные структурные параметры?
Август Бебель заметил в своё время, что социалистическое общество организуется не для того, чтобы всем жить по-пролетарски, а для того, чтобы покончить с пролетарским образом жизни большинства человечества. Если бы рабочий класс стремился просто заставить всех жить по-пролетарски, он не получил бы исторического права на приобретение власти в обществе. В этом смысл часто цитируемого высказывания Маркса, что рабочий класс или революционен, или он - ничто. Власть дается пролетариату, лишь поскольку он РЕВОЛЮЦИОНЕН, поскольку он осознал всю противоестественность, античеловечность своего положения в системе эксплуататорских, частнособственнических отношений и задался целью не просто самому вырваться из этих тенёт, но и сделать так, чтобы больше никто, никогда и нигде на земном шаре в подобном положении не находился. Чтобы трудящийся человек из рыночного товара, из торговца самим собой вырос во всесторонне развитую творческую личность, чтобы труд из проклятья стал первой потребностью жизни, "делом доблести и подвигом славы", как пелось в прекрасной песне сталинской эпохи.
Приходя к власти, пролетариат,- если ему суждено эту власть удержать и развить,- стремится с первых же своих шагов стать революционизирующим ядром всего народа, стремится сплотить вокруг себя, организовать и вдохновить народ как целое на достижение тех высочайших, поистине космических идеалов, носителем которых он - пролетариат - объективно является. Т.е., чтобы для всех и каждого в обществе - ПОГОЛОВНО, как В.И.Ленин подчёркивал,- труд перешёл из отчуждённой и исторически ущербной формы "рабочей силы" в форму ТРУДА-ТВОРЧЕСТВА, труда как свободной реализации человеком своего жизненного призвания,- или, что то же самое, правильно понятого общественного долга.
Можно заметить здесь, что в сталинский период,- и по инерции ещё некоторое время спустя,- события у нас в стране как раз по этому сценарию и развивались, и именно это служило глубинным, определяющим источником блистательных побед, одержанных в ту пору Советским народом, как на поприще мирного строительства, так и на фронтах Великой Отечественной войны.
Замечу ещё, что противопоставление пролетариата народу было классикам марксизма-ленинизма всегда глубоко чуждо; такое противопоставление - это исконная, стародавняя черта не марксизма, а троцкизма. В.И.Ленин писал: "... диктатуру осуществляет не весь народ, а только революционный народ, нисколько не боящийся, однако, всего народа, открывающий всему народу причины своих действий и все подробности их, привлекающий охотно весь народ к участию не только в "управлении" государством, но и во власти, и к участию в самом устройстве государства."3
О рабочем классе как революционном ядре Советского народа неоднократно говорилось в материалах Большевистской платформы и Исполкома Съезда граждан СССР.4
Из всего только что сказанного структурные характеристики диктатуры пролетариата "выложатся" у нас сейчас сами собой; и хотя в наших публикациях вопрос этот рассматривался, я лишний раз это повторю.5
У ПРОЛЕТАРИАТА как господствующего класса есть осмысленно формулируемая долговременная ЦЕЛЬ - построение коммунистического общества. Государство, у которого есть цель, неизбежно и непременно окажется однопартийным, причём партия будет сохранять статус правящей постоянно, а не в зависимости от результата выборов, и она будет участвовать во властно-управленческих процессах не только через своих представителей в соответствующих органах, но и непосредственно как таковая.
Таким образом, рассуждения о многопартийности при социализме - они не свидетельствуют о понимании сути и природы социалистического строя. (Или, наоборот, слишком хорошо свидетельствуют, т.е. ведутся именно ради того, чтобы вызвать, а затем увековечить развал.) Социалистическая, пролетарская однопартийность - это не какой-то казус или вывих, от которого нужно избавиться, а это закономерный, причём на сей день высший этап всемирноисторического развития процессов власти и управления в человеческом обществе.
Другое дело, что эта система функционировала у нас далеко не в самом совершенном своём виде и что над ней надо ещё очень много и упорно работать. Но работать, исходя полностью из заложенных в ней самой тенденций к прогрессу, и ни в коем случае не тянуть назад, к тем схемам, которые реализуются в буржуазно-демократическом государстве.
При буржуазном строе мельтешение партий у власти - это показатель не какой-то сугубой его демократичности, но только и исключительно неразвитости в этом обществе ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ, как высокоорганизованной способности правящего класса. Ну, в самом деле,- какая у буржуазии глобальная, всемирноисторическая цель, которую хотя бы отдалённо можно было сравнить с тем, что называют всемирноисторической миссией пролетариата? Да никакой у неё цели нет. Ещё на заре становления буржуазной цивилизации один из её крупнейших и ярчайших теоретиков, Джон Локк, писал: "... политическое общество учреждено только для одной цели - чтобы обеспечить каждому человеку владение вещами в этой жизни." "... мирские блага и внешнее процветание общества - вот единственная причина вступления людей в общество и единственное, чего они ищут и к чему стремятся в нём."6
Но погоня за мирскими благами, возведённая в абсолют,- это не очень подходящий лозунг, чтобы его открыто начертать на идеологическом знамени государства. Вот поэтому буржуазия и не может подняться до открытого институционального утверждения в обществе своего идеологического господства,- именно потому, что её исторические права на идейное верховенство весьма и весьма скудны и спорны.
Всем понятно, например, что при развитой двухпартийной буржуазно-демократической системе у власти фактически всё время находится одна и та же партия - партия буржуазии как класса, осуществляющего диктатуру. Но открыто этого признать класс частных собственников не может: вот, дескать, мы хапаем,- а вот наш идеологический орган бессменно и бессовестно это наше хапужничество сторожит. Поэтому его партия вынуждена маневрировать, поворачиваясь к народу то одной, то другой своей личиной. Да, такая система в какой-то мере позволяет своевременно корректировать политический курс,- и то, как нетрудно убедиться из истории, отнюдь не всегда. Однако, в конечном итоге она служит институциональным выражением и закреплением не какого-то небывалого расцвета демократии, но,- как и говорилось уже,- всего лишь убожества и исторической обречённости глобальных целей буржуазии как последнего в истории человечества эксплуататорского класса.
Я говорю всё это сейчас для того, чтобы в последующем изложении не возвращаться к доказательствам, почему и зачем в тексте новой редакции Конституции однопартийная модель целиком сохранена и получила определённое дополнительное развитие.
Пойдём дальше.
В однопартийном государстве, где идеологический орган находится уже не за кулисами, так сказать, политической жизни, а вышел на её поверхность и обладает непосредственными властно-управленческими полномочиями,- тут не может быть и речи ни о каком "разделении властей". Ведь механизм "разделения властей" в буржуазном общественном устройстве необходим в основном для обслуживания идеологического, концептуального маневрирования, идеологической балансировки. А коль скоро концептуальная власть,- как её иногда называют,- больше не маскируется и не виляет, все прочие "власти" тут же естественно сольются в одну, в порядке соподчинения, а не взаимоуравновешивания.
Стало быть, диктатура пролетариата - это ПРЕДСТАВИТЕЛЬНО-ДЕМОКРА-ТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО, РЕСПУБЛИКА СОВЕТСКОГО ТИПА (Т.Е., С СОПОДЧИНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТЕЙ, В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ГДЕ ЭТИ "ВЛАСТИ" РАЗДЕЛЕНЫ); ОДНОПАРТИЙНАЯ; С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА ВСЕ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.
Но мы именно в таком государстве и жили до самой "перестройки", и снова в нём окажемся, если нам удастся вернуться в СССР, не слишком выбившись из русла Конституции 1977 года. Государственность эта исторически ещё очень молода, и в ней, безусловно, имелась масса недостатков, мелких и покрупнее; но по своим решающим структурным определениям это была и ещё какое-то время будет самая что ни на есть диктатура пролетариата, и в данном вопросе надо навести, наконец, необходимую ясность.
А если мы посмотрим,- для сравнения,- на диктатуру буржуазии, то что увидим?
Мы увидим ПРЕДСТАВИТЕЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО, РЕСПУБЛИКУ ПАРЛАМЕНТАРНОГО ТИПА (Т.Е., С РАЗДЕЛЕНИЕМ, А НЕ СОПОДЧИНЕНИЕМ "ВЛАСТЕЙ"); МНОГОПАРТИЙНУЮ; С ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.
Буржуазное государство всегда по сути своей республиканское, даже если номинально оно числится как монархия. Монарх в таком государстве или исполняет функции чисто символическое, или же, если он пользуется реальной властью, то должен работать с правительством, которое формируется парламентским большинством.
Так называемые президентские республики, они тоже представляют собой разновидность парламентарной государственности. Президент или работает с правительством парламентского большинства, или же, если ему предоставляется право сформировать свою "команду", то в этих случаях резко повышается роль парламента как такового.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАКОНЧИТЬ теоретическую часть доклада, скажу два слова о принципиальном значении для диктатуры пролетариата государственной собственности на средства производства.
Трудящийся в собственности самой по себе, вообще говоря, не заинтересован. Жизненно важное отношение для него - это не собственность, а ПРАВО НА ТРУД, со всем шлейфом сопутствующих ему социально-экономических гарантий. Если государство диктатуры пролетариата функционирует нормально, как ему положено, то трудящийся будет заинтересован ещё и в том, чтобы право на труд перерастало в право на реализацию его творческой способности, его жизненного призвания.
Но обеспечить каждому полноценное, да ещё прогрессивно эволюционирующее право на труд можно только при одном условии - что подавляющая часть имеющихся в общественном производстве рабочих мест находится в руках государства. То же самое относится к бесплатной медицине, образованию и прочим социальным благам. Чтобы каждый всё это имел, государство должно не просто стать собственником-распорядителем всего производительного аппарата, но аппарат этот должен "завязаться" в единый народнохозяйственный комплекс, в котором все товарно-материальные и стоимостные потоки находились бы, опять-таки, под полным государственным контролем.
Поэтому не слушайте, когда вам будут говорить про социализм негосударственный, или "неэтатистский". При любом варианте "неэтатистского социализма" вы намучаетесь и от безработицы, и от беспрерывных попыток заставить вас за всё платить, не увеличивая при этом ваших заработков. Государство, которое не концентрирует в своих руках общественный продукт, т.е. собственность на основной массив средств производства, никакого социализма в надлежащем смысле этого слова вам обеспечить не сможет.
ИТАК, природа государства, с которым нам предстоит иметь дело по нашем возвращении в СССР,- это ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА, НАХОДЯЩАЯСЯ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОГО ПОИСКОВОГО ПЕРЕРАСТАНИЯ В ГОСУДАРСТВО ВСЕГО НАРОДА. Это значит, что ищутся пути к утверждению творческого характера труда, к расширению прав и свобод личности, к вовлечению - в перспективе - всех сознательных граждан поголовно в управление производством и всем ходом дел в стране.
Подчеркну ещё раз, что под диктатурой пролетариата вообще надлежит разуметь только диктатуру РЕВОЛЮЦИОННОГО пролетариата, когда он активно и осознанно стремится перевести, поднять самого себя и всё общество на некую качественно высшую историческую ступень. Утрата рабочим классом этого революционного импульса приводит к оттоку жизненных сил от его государственности и к тому, что она может потерпеть поражение в борьбе как с внутренними трудностями, так и с внешним врагом,- что, собственно, у нас и произошло.