органов государственной власти и управления
в союзных республиках, автономных республиках и на местах
Остановлюсь только на основной проблеме, которая решается в этой главе.
Проблема эта называется: РАЗЖАТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛИ.
Посмотрим ст. 141 Конституции 1977 года. Она гласит, что Совет Министров союзной республики имеет право отменять решения и распоряжения исполкомов краевых, областных, городских республиканского подчинения и т.д. Советов народных депутатов.
Эта норма практически выключает Совет как таковой из повседневной управленческой работы в регионе. Да, Совет поручил текущую управленческую работу исполкому, но это же не значит и не может означать, что он перестал быть хозяином исполкома. А при такой схеме, которая узаконена 141-ой статьёй Конституции 1977 года, именно это и получается, что Совет своему исполкому не хозяин.
Ну, в самом деле: Совет дал исполкому определенное указание, а кто-то сверху, без всякой консультации с Советом, это указание отменил. Спрашивается, кто же действительный хозяин данного исполнительного органа, и зачем писать в Конституции, что Совет осуществляет государственную власть в регионе, если он над собственным исполкомом фактически не властен?
|
|
Конечно, Совет может дать исполкому ошибочное указание, да и сам по себе исполком может что-нибудь напортачить. Вышестоящая инстанция должна иметь право вмешаться. Но как? Она должна адресоваться не к исполкому как таковому, но именно к Совету; т.е., грубо говоря, к хозяину, а не к работнику. Иными словами, уже на юридическом языке, вышестоящий исполнительный орган может иметь право только ПРИОСТАНАВЛИВАТЬ действие актов нижестоящего органа, а окончательное решение должно принадлежать исключительно лишь Совету, которым этот нижестоящий орган образован.
Могут сказать: это ж какая заварится канитель? Исполком на территории будет куролесить, а ты его, видите ли, не тронь, "доставай" его через Совет! Ну что и говорить, проще всего командовать сверху вниз по административной вертикали; но тогда получится не соединение представительной власти с исполнительной, а получится выпихивание Советов как представительных органов на обочину реальной государственной работы и превращение их в декорацию при административной структуре. И что греха таить, этот прискорбный феномен имел место в нашей действительности; люди это чувствовали, замечали, и это вызывало у них разочарование, выражением которого служат хорошо известные разговоры такого рода, что,- мол,- никакой Советской власти у нас никогда и не было.
Стоящая тут перед нами проблема, если её излагать языком партийной программы, звучит масштабно и пафосно: вернуть Советы во власть. Но мы последовательно, упорно стремимся показать,- в этом случае так же, как и во множестве ему подобных,- что конституционные предпосылки для спокойного, грамотного решения данной проблемы имелись налицо, что для этого не требовалось и впредь не потребуется никаких переворотов в советском государственном строе. Всё, что здесь нужно,- это на конституционном уровне лишить вышестоящий исполнительный орган права отменять распоряжения нижестоящего через голову соответствующего Совета. И больше ничего не надо. Советы сразу и естественно встроятся в управленческую вертикаль, и она из жестко спрессованного, негнущегося стержня станет гибким, дышащим и в то же время мощным позвоночным столбом нашего государственного организма.
|
|
Такая работа в проекте проведена, и соответствующие нормы прописаны в статьях 110, 115 и 120.
Чтобы к Совету как таковому можно было в любой момент обратиться, он должен иметь постоянно действующий орган, помимо исполкома. Создание таких постоянно действующих органов - президиумов Советов - предусматривается ст.119 проекта.