Средство | Преимущества | Ограничения |
Газета | Гибкость, своевременность, хороший охват местного рынка, широкое признание и принятие, высокая достоверность | Кратковременность существования, низкое качество воспроизведения; незначительная аудитория «вторичных» читателей |
Телевидение | Сочетание изображения, звука и движения, чувственное воздействие, высокая степень привлечения внимания, широта охвата | Высокая абсолютная стоимость; перегруженность рекламой; мимолетность рекламного контакта; меньшая избирательность аудитории |
«Директ-мейл» | Избирательность аудитории; гибкость; отсутствие рекламы конкурентов в отправлении; личностный характер | Относительно высокая стоимость; образ «макулатурности» |
Радио | Массовость использования, высокая географическая и демографическая избирательность; низкая стоимость | Представлено только звуковыми средствами; степень привлечения внимания ниже, чем у телевидения; мимолетность рекламного контакта |
Журналы | Высокая географическая и демографическая избирательность; достоверность и престижность; высокое качество воспроизведения, длительность существования | Длительное время разрыва между покупкой места и появлением рекламы; наличие бесполезного тиража |
Наружная реклама | Гибкость, высокая частота повторных контактов; невысокая стоимость; слабая конкуренция | Отсутствие избирательности аудитории, ограничения творческого характера |
|
|
По характеру достигаемых целей различают коммерческую и престижную рекламу.
Главная задача коммерческой рекламы – это формирование спроса на конкретные перевозки, работы, услуги и продукцию вспомогательных цехов, производимые железнодорожным транспортом. Информация об их технических, эксплуатационных параметрах, свойствах, качестве, возможностях удовлетворения конкретных потребностей и получаемом экономическом эффекте в сравнении с другими видами транспорта, представляемых гарантиях защиты прав клиента, системе скидок с тарифа. Пробуждает интересы, стремление потенциального клиента к установлению деловых контактов, создает психологическую готовность к проведению коммерческих переговоров.
Престижная реклама служит созданию в обществе, в среде потенциальной клиентуры положительного и привлекательного образа фирмы, имеющей репутацию делового и надежного партнера, отвечающего по всем принятым обязательствам перед обществом и потребителями.
Престижная реклама предполагает значительную общественную деятельность, организацию научно-практических конференций, семинаров, участие в престижных фондах и программах развития образования, науки, искусства, спорта, спонсорство, работу с прессой.
|
|
Разновидностью престижной рекламы является фирменный стиль.
В систему фирменного стиля входят:
– логотип – оригинальное, художественно оформленное начертание наименования транспортного предприятия (сети в целом, отдельных дорог и т. д.);
– фирменный лозунг;
– обязательность ношения форменной одежды всеми работниками железных дорог.
Фирменный стиль, его отдельные элементы разрабатываются с целью закрепления в сознании клиентуры положительных эмоций, связанных с высоким качеством обслуживания, для обеспечения узнаваемости фирмы и ее продукции.
По характеру рекламного материала выделяют:
– информационную рекламу, представляющую перечень выполняемых работ и услуг, новинки транспортного рынка, изменение тарифов и т. д.;
– увещевательную, аргументирующую предпочтительность выбора железнодорожного транспорта, предлагающую возможности удовлетворения конкретных потребностей конкретного клиента, финансовые выгоды сотрудничества, преимущества продукции железных дорог перед конкурентами (например, информацию обо всех видах предоставляемых клиентуре скидок с тарифа);
– напоминающую, поддерживающую осведомленность потребителей о деятельности железнодорожного транспорта: например, поздравления с днем железнодорожника, с Новым годом, 8 марта и другими, включая профессиональные клиентуры, праздниками;
– подтверждающую, приводящую свидетельства правильности выбора вида транспорта для перевозки грузов, партнера в осуществлении совместного бизнеса. Например, следует организовать ряд статей с примерами взаимовыгодного сотрудничества железной дороги и клиентуры, о создании финансово-промышленных групп с участием железных дорог.
По способу распространения рекламных посланий выделяют:
- личный контакт, когда рекламная литература вручается клиенту во время личной встречи рекламным агентом, менеджером, работником товарной конторы или отдела планирования перевозок;
- контакт по почте (телефону, факсу) – рекламные материалы рассылаются почтовыми отправлениями по составленному заранее списку. Рассылку могут производить как сами железнодорожники, так и рекламные агентства;
- безличные средства распространения, предусматривающие доведение рекламы до потенциального клиента через средства массовой информации, периодическую печать, телевидение, радио, кино; специализированные и отраслевые печатные издания; рекламу на транспорте в виде объявлений по радио на вокзалах и поездах; листовочного типа, крупногабаритных электрифицированных панно, товарных конторах, откосах земляного полотна, плакатов, слайдов и полиэкранов на вокзалах, грузовых станциях, на подвижном составе (внутренней и внешней поверхности вагонов и контейнеров); путем изготовления печатной и сувенирной продукции.
Стоимостную оценку результата проведения рекламной компании можно выполнить по формуле:
,
где Пу – удельная прибыль предприятия от производства единицы продукции, руб.;
– коэффициент влияния рекламы на увеличение объемов производства продукции;
– лаговый коэффициент приведения затрат на рекламную работу во времени, определяется по формуле:
,
Ен = 0,1– норматив приведения;
t – количество лет, отделяющих результат от затрат. Лаговый коэффициент задается, если проводимая рекламная кампания носит долгосрочный характер.
– коэффициент, учитывающий косвенный эффект от рекламы в виде положительного образа производителя, влияющего на увеличение спроса на продукцию в будущем .
Затраты на проведение рекламной кампании конкретного предприятия можно определить по формуле:
|
|
,
где Зпр – затраты на разработку, планирование и проведение рекламной работы;
Зст – оплата услуг сторонних организаций, включающая тиражирование рекламной продукции, оплату размещения рекламы в прессе, на телевидении, радио и т. д. Определяется на основании счетов исполнителей;
– дополнительные расходы на проведение рекламной кампании.
Экономическую эффективность (Эр) крупных рекламных мероприятий на транспорте можно определить как отношение результатов ее действия, выраженных в стоимостной форме ( ) к затратам на их проведение ( ):
.
Абсолютная величина полученного эффекта определяется по формуле:
Эр =Рр – Зр, руб.
На основе полученных ранее расчетных данных необходимо оценить эффективность рекламной кампании по приведенным выше формулам. Если рекламная кампания по какому-либо роду груза является неэффективной, она не проводится. Результаты расчетов сводятся в таблицу 5.
Таблица 5