Расчет эффекта от снижения тарифа

 

Род груза

Объем погрузки

Величина скидки с тарифа

Дополнительный объем перевозок

Эффект от снижения тарифа

Кокс

870

3,41

261

10208,75

Нефтеналивные грузы

Черные металлы

Лом черных металлов

Цемент

Зерно

Итого

 

6. ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НЕЦЕНОВОМУ

СТИМУЛИРОВАНИЮ СБЫТА

 

Как известно, транспортный рынок представляет собой олигополию, где малое число крупных производителей (видов транспорта) оказывает транспортные услуги большому числу потребителей. Теория и практика поведения предприятий в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что в условиях олигополии ценовая конкуренция не имеет решающего значения, сами предприятия-олигополисты стремятся ее избегать и отдают предпочтение неценовым методам. К ним относятся разработка коммуникационной политики, выставочная и ярмарочная деятельность, работа с общественностью. Наиболее эффективными мероприятиями неценового стимулирования сбыта являются повышения качества транспортного обслуживания грузовладельцев. Таким образом, программа стимулирования сбыта транспортного предприятия, помимо ценовых методов должна предусматривать и мероприятия по повышению качества транспортного обслуживания.

Под качеством товара или услуги принято понимать совокупность характерных для них свойств, отличающих его от других товаров и услуг и имеющих потребительскую ценность, т.е. способных удовлетворять определенные потребности их пользователей. Для достижения действительно высокого качества транспортного обслуживания необходимо определить не просто какой-либо один показатель качества (например, скорость или сохранность, как это делалось ранее), а комплексный показатель, включающий целую систему простых показателей качества и дающий исчерпывающую качественную характеристику транспортной услуги.

В текущих условиях основными показателями, характеризующими качество транспортного обслуживания, являются:

Уровень соблюдения скорости или нормативных сроков доставки грузов (Ксд):

 

 

где  – соответственно средние фактический и нормативный сроки доставки грузов (при ).

Уровень сохранности перевозимых грузов (Ксг):

 

 

где   – объем потерь перевозимой продукции;

 – средний норматив естественной убыли продукции.

Полнота удовлетворения спроса на транспортные услуги (Кус):

 

 

где   – объем невывезенных из заявленных к перевозке грузов за соответствующий период, определяемый как разница между потенциальным спросом (Рсп) на перевозки и фактическим объемом перевозок (), т. е.

 

.

 

Уровень регулярности или ритмичности доставки грузов «точно в срок» (Кгр):

 

 

где  – количество поставок продукции, доставленных с соблюдением согласованного нормативного интервала за определенный период времени t;

– общее число поставок продукции за период t.

Этот показатель может быть рассчитан по уровню неравномерности перевозок за определенный период времени, например за год (tn =12 месяцев):

При анализе качества перевозок сезонных грузов анализируемый период, представляемый обычно как 12 месяцев, сокращается до числа месяцев, в течение которых осуществляются массовые перевозки данного груза.

Уровень комплексности обслуживания грузовладельцев (Кком):

 

,

 

где – объем комплексных (смешанных) перевозок грузов по схеме «от двери до двери» с участием железных дорог, включая комбинированные и интермодальные перевозки, использование транспортных коридоров;

– поправочный коэффициент, учитывающий уровень комплексности, информированности и культуры обслуживания клиентов на логистических линиях, определяемый экспертно или по результатам маркетинговых обследований.

В соответствии с системных подходом общий уровень качества транспортного обслуживания грузовладельцев можно определить как сумму всех указанных выше показателей качества с учетом их взаимного влияния и значимости для потребителей.

Общий комплексный показатель качества транспортного обслуживания грузовладельцев можно определить по формуле:

 

,

 

,

 

где  – коэффициенты, учитывающие удельный вес показателей качества транспортного обслуживания грузовладельцев в общем уровне качества, принимаемом за 1 (или 100 %).

Эффект от повышения качества транспортного обслуживания определяется на основе эластичности дохода относительно комплексного показателя качества.

Эластичность является свойством самых разнообразных функций и зависимостей и, следовательно, может быть применена к самым различным производственным показателям. Таким образом, оценка эластичности применима и к неценовым факторам спроса, прежде всего – показателям качества транспортного обслуживания.

Результаты маркетинговых обследований грузовладельцев показали, что наиболее значимыми для грузовладельцев являются показатели качества, перечисленные выше.

Прирост грузооборота в абсолютном выражении:

 

.

 

Эффект от повышения качества транспортного обслуживания грузовладельцев определяется по формуле:

 

 

где Едоп – дополнительные расходы, связанные с повышением качества. Они относятся на отдельные рода грузов пропорционально грузообороту: 

 

 

где  – суммарные расходы на дороге по всем родам грузов, связанные с повышением качества.

Расчет рекомендуется выполнить для всего объема перевозок. По результатам расчета заполняется таблица 3 и составляется диаграмма (рис. 6).

 

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: