Род груза | Объем погрузки | Величина скидки с тарифа | Дополнительный объем перевозок | Эффект от снижения тарифа | |
Кокс | 870 | 3,41 | 261 | 10208,75 | |
Нефтеналивные грузы | … | … | … | … | |
Черные металлы | … | … | … | … | |
Лом черных металлов | … | … | … | … | |
Цемент | … | … | … | … | |
Зерно | … | … | … | … | |
Итого | … | … | … | … |
6. ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НЕЦЕНОВОМУ
СТИМУЛИРОВАНИЮ СБЫТА
Как известно, транспортный рынок представляет собой олигополию, где малое число крупных производителей (видов транспорта) оказывает транспортные услуги большому числу потребителей. Теория и практика поведения предприятий в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что в условиях олигополии ценовая конкуренция не имеет решающего значения, сами предприятия-олигополисты стремятся ее избегать и отдают предпочтение неценовым методам. К ним относятся разработка коммуникационной политики, выставочная и ярмарочная деятельность, работа с общественностью. Наиболее эффективными мероприятиями неценового стимулирования сбыта являются повышения качества транспортного обслуживания грузовладельцев. Таким образом, программа стимулирования сбыта транспортного предприятия, помимо ценовых методов должна предусматривать и мероприятия по повышению качества транспортного обслуживания.
|
|
Под качеством товара или услуги принято понимать совокупность характерных для них свойств, отличающих его от других товаров и услуг и имеющих потребительскую ценность, т.е. способных удовлетворять определенные потребности их пользователей. Для достижения действительно высокого качества транспортного обслуживания необходимо определить не просто какой-либо один показатель качества (например, скорость или сохранность, как это делалось ранее), а комплексный показатель, включающий целую систему простых показателей качества и дающий исчерпывающую качественную характеристику транспортной услуги.
В текущих условиях основными показателями, характеризующими качество транспортного обслуживания, являются:
Уровень соблюдения скорости или нормативных сроков доставки грузов (Ксд):
где – соответственно средние фактический и нормативный сроки доставки грузов (при ).
Уровень сохранности перевозимых грузов (Ксг):
где – объем потерь перевозимой продукции;
– средний норматив естественной убыли продукции.
Полнота удовлетворения спроса на транспортные услуги (Кус):
где – объем невывезенных из заявленных к перевозке грузов за соответствующий период, определяемый как разница между потенциальным спросом (Рсп) на перевозки и фактическим объемом перевозок (), т. е.
|
|
.
Уровень регулярности или ритмичности доставки грузов «точно в срок» (Кгр):
где – количество поставок продукции, доставленных с соблюдением согласованного нормативного интервала за определенный период времени t;
– общее число поставок продукции за период t.
Этот показатель может быть рассчитан по уровню неравномерности перевозок за определенный период времени, например за год (tn =12 месяцев):
При анализе качества перевозок сезонных грузов анализируемый период, представляемый обычно как 12 месяцев, сокращается до числа месяцев, в течение которых осуществляются массовые перевозки данного груза.
Уровень комплексности обслуживания грузовладельцев (Кком):
,
где – объем комплексных (смешанных) перевозок грузов по схеме «от двери до двери» с участием железных дорог, включая комбинированные и интермодальные перевозки, использование транспортных коридоров;
– поправочный коэффициент, учитывающий уровень комплексности, информированности и культуры обслуживания клиентов на логистических линиях, определяемый экспертно или по результатам маркетинговых обследований.
В соответствии с системных подходом общий уровень качества транспортного обслуживания грузовладельцев можно определить как сумму всех указанных выше показателей качества с учетом их взаимного влияния и значимости для потребителей.
Общий комплексный показатель качества транспортного обслуживания грузовладельцев можно определить по формуле:
,
,
где – коэффициенты, учитывающие удельный вес показателей качества транспортного обслуживания грузовладельцев в общем уровне качества, принимаемом за 1 (или 100 %).
Эффект от повышения качества транспортного обслуживания определяется на основе эластичности дохода относительно комплексного показателя качества.
Эластичность является свойством самых разнообразных функций и зависимостей и, следовательно, может быть применена к самым различным производственным показателям. Таким образом, оценка эластичности применима и к неценовым факторам спроса, прежде всего – показателям качества транспортного обслуживания.
Результаты маркетинговых обследований грузовладельцев показали, что наиболее значимыми для грузовладельцев являются показатели качества, перечисленные выше.
Прирост грузооборота в абсолютном выражении:
.
Эффект от повышения качества транспортного обслуживания грузовладельцев определяется по формуле:
где Едоп – дополнительные расходы, связанные с повышением качества. Они относятся на отдельные рода грузов пропорционально грузообороту:
где – суммарные расходы на дороге по всем родам грузов, связанные с повышением качества.
Расчет рекомендуется выполнить для всего объема перевозок. По результатам расчета заполняется таблица 3 и составляется диаграмма (рис. 6).
Таблица 3