В первом пункте, в содержании следует раскрыть основные понятия по теме, раскрыть виды мышления и пути их развития у дошкольников,показать связь развития мышления с развитием речи, значения моделирования в развитии наглядно-образного мышления вопросы детей как показатель развития словесно-логического мышления, раскрыть педагогические условия развития мышления детей, овладение способами решения задач (кейс-метод, проблемные ситуации, экспериментирование, исследовательская деятельность, понятие «превращения», игры и упражнения т.п.)
Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).
|
|
Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).
Разрабатываются рекомендации (кратко)
В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст
Литература.
Агаева Е. Формирование элементов логического мышления. /Дошкольное воспитание, № 1, 1982, с.38.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336с
Мухина В.С. Развитие мышления дошкольника. /Дошкольное воспитание”, №7, 1984,с.30.
Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте. /Вопросы психологии, № 4, 1987, с.135.
Новоселова С.П. Развитие мышления в раннем детстве. - М.: Просвещение, 1978.
Поддьякова Н.А. К вопросу о развитии мышления дошкольников. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1982, с.128.
Психология детсва. Учебник. /под ред. А.А. Реана.-СПб.:»Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.-368с.
Смирнова Е.О. Психология ребенка.Учебник для пед. училищ и вузов - М.: Школа-Пресс, 1997, с.384.
Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. Учебник для вузов - М.: Академия, 2011, с.272
Вариант 9
Тема: Особенности развития воображения детей дошкольного возраста
План
Введение
1.Теоретические основы возрастных особенностей развития воображения детей дошкольного возраста
1.1.Понятие воображение, значение, его виды. Особенности развития воображения у дошкольников: развитие видов воображения (воссоздающее, творческое), овладение способами создания новых образов
|
|
1.2. Этапы развития воображения: опредмечивание, символизация, детализация (Л.А..Венгер), показатели развития воображения дошкольников.
1.3. Психолого-педагогические условия, пути и средства развития воображения в разном возрасте и разных видах деятельности
2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)
2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1
2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка
2.3. Рекомендации по результатам диагностики
Заключение
Методические рекомендации
В первом пункте, в содержании следует раскрыть основные понятия по теме, описатьотличия у детей от воображения взрослых, показать связь воображения с памятью, восприятием, мышлением. Рассмотреть зависимость от опыта ребенка, игровой деятельности, развития речи и поддержки взрослого, раскрыть виды воображения и пути их развития у дошкольников, показать значение фантазий ребенка. Раскрыть педагогические условия развития воображения детей, овладение способами создания новых образов (агглютинация, схематизация, гиперболизация, типизация, акцентирование), раскрыть использование сказок и рассказов для развития воображения у детей, использование методов развития творческой личности (ТРИЗ технологии), общение и т.д..
Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).
Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).
Разрабатываются рекомендации (кратко)
В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст
Литература.
Выготский Л.С Воображение и его развитие в детском возрасте. /Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. с. 320-325.
Дыбина О.В. Вещный мир как средство развития творчества детей // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. - С. 157–159.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. /Знание, № 5, 1986.
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. -М.: Просвещение, 1996.-160с.
Кириллова Г. О воображении детей младшего дошкольного возраста в игре. /Дошк. восп-е, № 12,1973.
Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придум-я историй.-М.:Прогресс,1978.-с.207
Палагина Н. Развитие воображения у детей второго года жизни./ Дошк-е воспитание, № 6, 1993, с.40.
Смирнова Е.О. Психология ребенка.Учебник для пед. училищ и вузов - М.: Школа-Пресс, 1997, с.384.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль.: “Академия развития”, 1997.-240с.
Вариант 10
Тема: Интеллектуальная готовность к школе детей 6-7лет. Причины возможных трудностей в обучении, их преодоление в условиях дошкольного учреждения.
План
Введение
1.Теоретические основы интеллектуальной готовности к школе и трудностей дошкольников в обучении, коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими затруднения в обучении
|
|
1.1. Интеллектуальная готовность к школе детей старшего дошкольного возраста
1.2.Понятие трудности в обучении, причины их возникновения и формы проявления
1.3. Способы коррекционной работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении
2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)
2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1
2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка
2.3. Рекомендации по результатам диагностики
Заключение