План
Введение
1.Теоретические основы индивидуализации и дифференциации обучения дошкольников
1.1. Понятие индивидуализация обучение детей дошкольного возраста, с учетом ФГОС ДО.
1.2. Дифференциация обучения детей. Виды дифференцированных заданий.
1.3. Индивидуальный темп умственного развития детей. Индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста
2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)
2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1
2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка
2.3. Рекомендации по результатам диагностики
Заключение
Методические рекомендации В первом пункте, в содержании следует раскрыть основные понятия, понятие индивидуализации с учетом ФГОС ДО, принципы дифференциации детей в ходе обучения, специфика заданий с учетом индивидуально-типологических особенностей детей, уровнем интеллектуального развития, дать характеристику детей нормой интеллектуального развития, опережением и отставанием, умственно отсталых детей. Раскрыть суть индивидуального подхода в ходе организации обучения дошкольников.
Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).
Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).
Разрабатываются рекомендации (кратко) В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст
Литература
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. Учебное пособие. - М.: АПО, 1997.- 152 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - Спб, 1997.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учеб. пос.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.-264с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник 3-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 1998. - 456 с.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: «Роспедагенство», 1996. - 374 с.
Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.: Школа-Пресс, 1977. - 384 с.
СтоляренкоЛ.Д. Педагогическая психология.-Ростов-на-Дону «Феникс» 2003. - с.125-127.
Педагогическая психология /Под ред. Н.В. Клюевой.-М.: ВЛАДОС_ПРЕСС, 2003.-400 с.
Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997 – с.480.
Вариант 3
Тема: Особенности сопровождения развития одаренных детей дошкольного возраста
План
Введение
1.Теоретические основы сопровождения развития одаренных детей
1. 1.Понятие одаренный ребенок, признаки одаренности, характеристика одаренных детей
1.2. Формы, методы, приемы работы с одаренными детьми
1.3. Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка
2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)
2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1
2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка
2.3. Рекомендации по результатам диагностики
Заключение
Методические рекомендации В первом пункте, в содержании следует раскрыть признаки одаренности детей дошкольного возраста, особенности этих детей, особенности обучения и воспитания (формы, методы, приемы работы с одаренными детьми), индивидуальное сопровождения развития.
Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).
Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).
Разрабатываются рекомендации (кратко)
В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст
Литература
Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии», 2003. — № 6. — С. 17-31.
Веракса Н.С. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Н.С. Веракса, О.Р. Галимов. М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 80 с.
Влавацкая И. Н. Одаренные дети в ДОУ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/24/odarennye-deti-v-dou-0
Ипатова О. Мотор развития. О воспитании и обучении одаренных детей /Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов №5, 2012. С.34-39.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - Москва, -2000 г.
Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). - Ижевск, 1993.
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. - М., 2000.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Вопросы психологии» №1 1996 г.; №3 1996 г.
Вариант 4
Тема: Познавательное развитие детей дошкольного возрастав соответствии с ФГОС ДО.
План
Введение
1.Теоретические основы познавательного развития детей дошкольного возраста
1.1.Понятие познавательное развитие, познавательные действия, суть образовательной области (познание) ФГОС ДО.
1.2. Этапы познавательного развития по Г.И Щукиной: любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность
1.3. Психолого-педагогические условия, педагогические технологии познавательного развития дошкольников, познавательной деятельности детей
2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)
2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1
2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка
2.3. Рекомендации по результатам диагностики
Заключение