В первом пункте, в содержании следует раскрыть основные понятия по теме, раскрыть виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное),определить, какой вид внимания преобладает у дошкольников, показать, как влияет на развитие внимания активность ребенка в деятельности, доказать ведущую роль воспитания и обучения в развитии качества внимания у детей, представить виды рассеянности и причины проявления у дошкольников, раскрыть педагогические условия развития внимания детей (инструкции взрослых, развитие речи, игры и т.п.)
Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).
|
|
Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).
Разрабатываются рекомендации (кратко)
В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст
Литература.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336с
Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. Ж-Л “Дошкольное воспитание”, № 12, 1974.
Волкова Н. Внимание детей во время занятий. Ж-Л “Дошкольное воспитание”, № 12, 1971.
Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971, с.183-193.
Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975, с.216-218.
Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания. Ж-л “Дошкольное воспитание”, № 7, 1970.
Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе. Ж-л “Вопросы психологии”, № 4, 1990.
Смирнова Е.О. Психология ребенка.Учебник для пед. училищ и вузов - М.: Школа-Пресс, 1997, с.384.
Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. Учебник для вузов - М.: Академия, 2011, с.272
Чернышенко Ю. К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет //Вестник Адыгейского госуд. унив.. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. - №2. – с.170-173.
Вариант 7
Тема: Особенности развития памяти детей дошкольного возраста
План
Введение
1.Теоретические основы возрастных особенностей развития памяти детей дошкольного возраста
1.1.Понятие память, ее виды. Особенности развития памяти у дошкольников: развитие разных видов памяти, совершенствование процесса запоминания.
|
|
1.2. Уровни запоминания у дошкольников (З.М. Истомина), показатели развития памяти дошкольников.
1.3. Психолого-педагогические условия, пути и средства развития памяти дошкольников, игры и упражнения на освоение способов запоминания.
2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)
2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1
2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка
2.3. Рекомендации по результатам диагностики
Заключение
Методические рекомендации
В первом пункте, в содержании следует раскрыть основные понятия по теме, раскрыть виды памяти, показать связь развития процессов памяти с созреванием нервной системы ребенка, значимость активности ребенка в точности запоминания, овладение речью - предпосылка осмысленного запоминания, раскрыть педагогические условия развития памяти детей, овладение способами запоминания (игры и упражнения, применение мнемотехники т.п.)
Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).
Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).
Разрабатываются рекомендации (кратко)
В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст
Литература.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336с
Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. Ж-Л “Дошкольное воспитание”, № 12, 1974.
Жировина Л.Ф. Развиваем память детей /Ребенок в детском саду.-2010.-№6.-с.29-38
Исматулаева Г.Э. Развитие памяти у детей дошкольного возраста /Молодой ученый.- 2015.-№13.-с.641-644
Житникова Л.М. Учить детей запоминать. - М,, 1985.
Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971, с.183-193.
Лебедева С.О. О возможностях развития памяти. /Дошкольное воспитание, 1985, № 8.
Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975, с.216-218.
Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок. Ж-л “Дошкольное воспитание”, 1986, № 3.
Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе. Ж-л “Вопросы психологии”, № 4, 1990.
Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль.: Академия развития, 1997. -240с.
Вариант 8
Тема: Особенности развития мышления детей дошкольного возраста
План
Введение
1.Теоретические основы возрастных особенностей развития мышления детей дошкольного возраста
1.1.Понятие мышление, его виды. Особенности развития мышления у дошкольников: развитие разных видов мышления, совершенствование логических операций.
1.2. Уровни освоения понятий, показатели развития мышления дошкольников.
1.3. Психолого-педагогические условия, пути и средства развития мышления в разном возрасте и разных видах деятельности
2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)
2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1
2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка
2.3. Рекомендации по результатам диагностики
Заключение