Порядок проведения контрольно-испытательных

Работ.

 

Понятие об иерархии испытаний

После выбора интервалов независимых переменных может быть выбран как последовательный план проведения испытаний, когда изменение переменных происходит регулярно, так и рандомизированный план.

Последовательный план обычно необходим при проведении контрольно-испытательных работ, когда происходят не­прерывные изменения параметров (так называемые «невоспроизводимые», не имеющие аналогов процессы), а также в случаях, когда последовательность получения данных в свою очередь является параметром эксперимента (например, пере­ход течения жидкости от ламинарного режима к турбулент­ному).

Применение рандомизированных планов испытаний позволяет исключить или перевести в разряд систематической (достаточно легко обнаруживаемой и высчитываемой) составляющей суммарной ошибки эффекты влияния таких явлений, как:

· изменение в процессе испытаний условий окружающей среды (атмосферного давления, температуры и т. д.)—т. е. естественные эффекты;

· изменение работоспособности оператора (совершенство­вание навыка или усталость);

· механические взаимосвязи между элементами контрольно-испытательной аппаратуры типа одностороннего или двухстороннего задания, что вызывает либо смещение процесса, если это происходит в аппаратуре воспроизведения, либо смещения показаний, если виновник — механическая схема КЗА.

Все указанные явления относятся к области нерегулируемых внешних переменных.

Нужно отметить, что последовательный план чаще приме­няется в случае испытаний отдельных элементов или зон бортовых систем, в то время как более сложные участки, системы; комплексы систем требуют многофакторных испытаний со случайным порядком воздействия факторов. Виды испытаний связываются отношениями иерархической подчиненности объектов испытаний (элементы, блоки и коммуникации, зоны, участки, системы, комплексы, комплексы) и системы производства. Таким образом совокупность процессов испытаний бортовых систем также имеет иерархическую структуру.

Иерархической называется структура, удовлетворяющая следующим условиям:

1) каждая подсистема (или элемент) является управляющей, либо подчиненной, либо (по отношению к различным подсистемам) той другое одновременно;

2) существует по крайней мере только одна подчиненная система (или элемент);

3) существует одна и только одна управляющая подсистема (элемент);

4) любая подчиненная подсистема непосредственно взаимодействует с одной и только одной управляющей (обратное необязательно) [16].

Выделяют также неиерархические и смешанные структуры больших систем. Неиерархические структуры имеют по крайней мере одну подсистему не управляющую и не подчиненную, не имеют только управляющих или только подчиненных подсистем, а любая подчиненная подсистема непосредственно взаимодействует более, чем с одной управляющей. Важная особенность неиерархической структуры состоит в том, что в ней нет подсистем, принимающих независимые от других подсистем решения.

Смешанные структуры представляют собой различные комбинации иерархических и неиерархических структур.

Как уже указывалось выше, совокупность технологических единиц бортовых систем имеет иерархическую структуру, высший уровень которой занимает комплекс бортовых систем, имеющий в подчинении все системы и их составные части и элементы.

В соответствии с иерархической структурой бортовых систем можно определить и иерархию испытаний.

Комплекс испытаний от наземных поэлементных испытаний до летных (управляющих в данной структуре) сводится, кроме проверки функционирования и доводки систем, к воспроизведению условий как внешних, так и внутренних относительно объекта испытаний, обеспечивающих выявление отказов и дефектов на определенном уровне надежности (отрабатываются мероприятия конструктивного и технологического характера). Иерархическая структура испытаний представлена на рис. 1.

В структуру входят также эксплуатационные и лидерные испытания, а также периодические исследования технического состояния летательных аппаратов с различным налетом и эксплуатирующиеся в различных климатических условиях.

 

 


Входной контроль
Эскизное проектирование
Разработка тактико-технических требований
Испытания функциональных элементов бортовых систем (ГИЗов)
Моделирование на ЭВМ
Испытания лабораторные и на динамических стендах, на стендах со встроенными моделями – аналогами, на комбинированных стендах, с применением ЭВМ
Испытания на действующих натурных электро и гидро-плазах-стендах
I этап
До создания головного образца летательного аппарата
Техническое проектирование

 

 


Отработка на пилотажных стендах
 

После монтажа на элементах Л.А. (до стыковки)
После стыковки технологических единиц
III этап
Изготовление опытной партии
Изготовление серийных изделий
Испытания технологических единиц, бортовых систем по контролю монтажных и функциональных параметров
Наземные автономные испытания, моделирование на ЭВМ
Наземные комплексные испытания (холодные и горячие), моделирование на ЭВМ
Летные испытания, моделирование на ЭВМ
Стендовые и лётные испытания в условиях реальной эксплуатации
II этап

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: