Работ.
Понятие об иерархии испытаний
После выбора интервалов независимых переменных может быть выбран как последовательный план проведения испытаний, когда изменение переменных происходит регулярно, так и рандомизированный план.
Последовательный план обычно необходим при проведении контрольно-испытательных работ, когда происходят непрерывные изменения параметров (так называемые «невоспроизводимые», не имеющие аналогов процессы), а также в случаях, когда последовательность получения данных в свою очередь является параметром эксперимента (например, переход течения жидкости от ламинарного режима к турбулентному).
Применение рандомизированных планов испытаний позволяет исключить или перевести в разряд систематической (достаточно легко обнаруживаемой и высчитываемой) составляющей суммарной ошибки эффекты влияния таких явлений, как:
· изменение в процессе испытаний условий окружающей среды (атмосферного давления, температуры и т. д.)—т. е. естественные эффекты;
|
|
· изменение работоспособности оператора (совершенствование навыка или усталость);
· механические взаимосвязи между элементами контрольно-испытательной аппаратуры типа одностороннего или двухстороннего задания, что вызывает либо смещение процесса, если это происходит в аппаратуре воспроизведения, либо смещения показаний, если виновник — механическая схема КЗА.
Все указанные явления относятся к области нерегулируемых внешних переменных.
Нужно отметить, что последовательный план чаще применяется в случае испытаний отдельных элементов или зон бортовых систем, в то время как более сложные участки, системы; комплексы систем требуют многофакторных испытаний со случайным порядком воздействия факторов. Виды испытаний связываются отношениями иерархической подчиненности объектов испытаний (элементы, блоки и коммуникации, зоны, участки, системы, комплексы, комплексы) и системы производства. Таким образом совокупность процессов испытаний бортовых систем также имеет иерархическую структуру.
Иерархической называется структура, удовлетворяющая следующим условиям:
1) каждая подсистема (или элемент) является управляющей, либо подчиненной, либо (по отношению к различным подсистемам) той другое одновременно;
2) существует по крайней мере только одна подчиненная система (или элемент);
3) существует одна и только одна управляющая подсистема (элемент);
4) любая подчиненная подсистема непосредственно взаимодействует с одной и только одной управляющей (обратное необязательно) [16].
Выделяют также неиерархические и смешанные структуры больших систем. Неиерархические структуры имеют по крайней мере одну подсистему не управляющую и не подчиненную, не имеют только управляющих или только подчиненных подсистем, а любая подчиненная подсистема непосредственно взаимодействует более, чем с одной управляющей. Важная особенность неиерархической структуры состоит в том, что в ней нет подсистем, принимающих независимые от других подсистем решения.
|
|
Смешанные структуры представляют собой различные комбинации иерархических и неиерархических структур.
Как уже указывалось выше, совокупность технологических единиц бортовых систем имеет иерархическую структуру, высший уровень которой занимает комплекс бортовых систем, имеющий в подчинении все системы и их составные части и элементы.
В соответствии с иерархической структурой бортовых систем можно определить и иерархию испытаний.
Комплекс испытаний от наземных поэлементных испытаний до летных (управляющих в данной структуре) сводится, кроме проверки функционирования и доводки систем, к воспроизведению условий как внешних, так и внутренних относительно объекта испытаний, обеспечивающих выявление отказов и дефектов на определенном уровне надежности (отрабатываются мероприятия конструктивного и технологического характера). Иерархическая структура испытаний представлена на рис. 1.
В структуру входят также эксплуатационные и лидерные испытания, а также периодические исследования технического состояния летательных аппаратов с различным налетом и эксплуатирующиеся в различных климатических условиях.
Входной контроль |
Эскизное проектирование |
Разработка тактико-технических требований |
Испытания функциональных элементов бортовых систем (ГИЗов) |
Моделирование на ЭВМ |
Испытания лабораторные и на динамических стендах, на стендах со встроенными моделями – аналогами, на комбинированных стендах, с применением ЭВМ |
Испытания на действующих натурных электро и гидро-плазах-стендах |
I этап |
До создания головного образца летательного аппарата |
Техническое проектирование |
Отработка на пилотажных стендах |
После монтажа на элементах Л.А. (до стыковки) |
После стыковки технологических единиц |
III этап |
Изготовление опытной партии |
Изготовление серийных изделий |
Испытания технологических единиц, бортовых систем по контролю монтажных и функциональных параметров |
Наземные автономные испытания, моделирование на ЭВМ |
Наземные комплексные испытания (холодные и горячие), моделирование на ЭВМ |
Летные испытания, моделирование на ЭВМ |
Стендовые и лётные испытания в условиях реальной эксплуатации |
II этап |