В вопросах защиты окружающей среды и здоровья населения существенную роль играют экономические стимулы для снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В качестве примера рассмотрим расчёт экологических и прочих платежей за природопользование, включаемых в себестоимость добычи разреза «Красногорский» в проекте разработки Сибиргинского и Томского каменноугольных месторождений. Отработка запасов угля в границах «Красногорского поля» разреза «Красногорский» ПАО «Южный Кузбасс» за период с 2019 года по 2038 год /17/.
Проектными решениями предусмотрено увеличение производственной мощности предприятия до 7 000 тыс. т угля в год.
Добываемые на разрезе «Красногорский» угли относятся к маркам А и Т; незначительная часть добываемых углей разреза относятся к окисленным.
Переработку антрацитов, добываемых на разрезе «Красногорский», в объеме не более 2 800 тыс. т в год планируется осуществлять на ЦОФ «Красногорская» ПАО «Южный Кузбасс», остатки угля марки А будут обогащаться на ЦОФ «Кузбасская» ПАО «Южный Кузбасс», согласно утвержденной на предприятии схеме. Часть углей марки Т направляются на дробление и сортировку на ДСК и ПДСУ, которые находятся на территории технологического комплекса разреза «Красногорский».
|
|
Товарная продукция представлена:
- отсевом и концентратами марки А;
- рядовым углем марки Т и окисленными углями;
- сортовым углем марки Т.
Практически все марочные товарные угли подлежат реализации на внешнем рынке. Незначительная часть товарного угля марок А и Т, а также марка Т в рядовом виде и окисленные угли реализуются на внутреннем рынке страны.
Цены на товарную продукцию были приняты на основе данных, предоставленных ПАО «Южный Кузбасс», согласно планам на 2019 г. с корректировкой на ожидаемое качество товарной продукции.
Расчет платежей за загрязнение атмосферного воздуха; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления осуществлялся на основании постановление Правительства РФ «Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» от 3 марта 2017 г. № 255 и других нормативных документов. При этом согласно п.8 указанного постановления плата за загрязнение исчисляется лицами, обязанными вносить плату.
В проекте приведён расчет суммарных налоговых отчислений и платежей в бюджет, включаемых в себестоимость добычи угля разреза «Красногорский», представленный в таблице 8.
Таблица 8 ‒ Расчет суммарных налоговых отчислений и платежей в бюджет, включаемых в себестоимость добычи разреза «Красногорский» за период с 2019 года по 2038 год
|
|
Наименование показателя | Значение показателя, млн руб. | Доля, % |
Налог на добычу полезных ископаемых | 9082 | 44,23 |
Арендная плата за земли | 11250 | 54,78 |
Экологические и прочие платежи за природопользование | 182 | 0,80 |
Транспортный налог | 19 | 0,09 |
Итого налоги и платежи | 20533 | 100 |
Суммарные затраты на добычу угля приведены в таблице 9.
Таблица 9 ‒ Затраты на добычу угля разреза "Красногорский"
Наименование показателей | Единицы измерения | Доля, % | Всего за период с 2019 года по 2038год |
Добыча | тыс. т | 120 400,1 | |
Вскрыша | тыс. м3 | 553 580,0 | |
Коэффициент вскрыши | м3/т | 4,6 | |
Затраты на добычу угля | |||
Вспомогательные материалы | млн. руб. | 10,7 | 18 432,0 |
Электроэнергия | млн. руб. . | 2,6 | 4 537,0 |
Услуги производственного характера | млн. руб. | 53,8 | 92 721,0 |
Затраты на оплату труда | млн. руб. | 5,8 | 99 78,0 |
Отчисления на социальные нужды | млн. руб. | 2,1 | 3 698,0 |
Амортизация основных фондов | млн. руб. | 10,0 | 17 226,0 |
Прочие денежные расходы | млн. руб. | 3,0 | 5 176,0 |
Налоги и платежи | млн. руб. | 11,9 | 20 533,0 |
Итого затраты на добычу угля | млн. руб. | 100,0 | 172 300,0 |
Себестоимость добычи угля | |||
Вспомогательные материалы | руб./ т | 10,7 | 153,1 |
Электроэнергия | руб./ т | 2,6 | 37,7 |
Услуги производственного характера | руб./ т | 53,8 | 770,1 |
Затраты на оплату труда | руб./ т | 5,8 | 82,9 |
Отчисления на социальные нужды | руб./ т | 2,1 | 30,7 |
Амортизация основных фондов | руб./ т | 10,0 | 143,1 |
Прочие денежные расходы | руб./ т | 3,0 | 43,0 |
Налоги и платежи | руб./ т | 11,9 | 170,5 |
Итого себестоимость добычи угля | руб./ т | 100,0 | 1 431,1 |
Расчет доли экологических и прочих платежей за природопользование в общей себестоимости продукции выполнен по следующему соотношению:
11,9х0,008= 0,0952, %,
где: 11,9 ‒ доля налогов и платежей в структуре себестоимости продукции по данным таблицы 9;
0,008‒ доля экологических и прочих платежей за природопользование в сумме суммарных налоговых отчислений и платежей в бюджет по данным таблицы 8;
Таким образом, в структуре себестоимости угля разреза "Красногорский" в рассматриваемом проекте доля экологических и прочих платежей за природопользование составляет всего 0,0952 %.
При этом чистый доход за период оценки достигает величины 33 070 млн руб. при рентабельности до 2,88 (таблица 10).
Таблица 10 ‒ Основные показатели коммерческой эффективности проекта
Наименование показателей
| Единицы измерения | Значение показателя при ставках дисконта[2] | ||
0% | 10% | 15% | ||
Чистый доход за период оценки | млн. руб. | 33 070 | 10 662 | 6 379 |
Индекс доходности инвестиций (рентабельность) | 2,88 | 2,02 | 1,73 | |
Срок окупаемости проекта | лет | 4,8 | 5,3 | 5,7 |
Такая низкая доля отчислений, установленная федеральными законами, не создаёт экономических стимулов для внедрения наилучших и перспективных технологий, позволяющих снизить загрязнение окружающей среды и обеспечить выполнение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.