Правовые основания для устранения недостатков федеральных нормативных актов в сфере охраны окружающей среды и здоровья населения

Согласно п.35 Постановления пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. часть нормативного акта, которая вызывает неоднозначное толкование, может быть признана судом общей юрисдикции не действующей.

Согласно п.34 Постановления пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. часть нормативного правового актам, не соответствующая содержанию нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, может быть признана судом общей юрисдикции недействующей.

При этом согласно п.37 того же постановления в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Согласно п.1 ст. 13 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

Вместе с тем, нам неизвестны инициативы органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области-Кузбасса по устранению недостатков Положения об ОВОС и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в интересах защиты прав населения на охрану окружающей среды и здоровья населения в судебном порядке.

 

Бездействие органов государственной власти Кемеровской области-Кузбасса в использовании существующего экологического законодательства  для защиты окружающей среды и  здоровья населения

Недоиспользование права на расширение санитарно-защитных зон, основанного на оценке риска здоровью населения

Согласно п.3.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" /15/ в случае несовпадения размера расчетной санитарно-защитной зоны и полученной на основании оценки риска (для предприятий I - II класса опасности), натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух решение по размеру санитарно-защитной зоны принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения.

 Согласно п. 1.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 оценка риска может проводиться по запросам органов государственной власти.

Таким образом, органы государственной власти Кемеровской области-Кузбасса не используют возможности по расширению размера санитарно-защитных зон промышленных предприятий, основанные на оценке риска здоровью населения в соответствии с нормативными документами /8/.

Недоиспользование права на установление нормативов качества окружающей среды

Увеличение размеров санитарно-защитных зон на основе оценок риска здоровью населения, в конечном счёте, основано на изменении нормативов качества окружающей среды.

 Согласно ст.6 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относится установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.

В ст. 20 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ сказано:

«1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

2. К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;

нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;

нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;

иные нормативы качества окружающей среды.

3. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды.

4. При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования».

Органы государственной власти Кемеровской области не используют возможности по установлению нормативов качества окружающей среды в целях охраны окружающей среды и здоровья населения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: