Возрождение (XIV – XVI вв.): возвращение к взглядам древних греков и римлян, характеризовалось отходом от религиозных доктрин в понимании природы государства и власти.
Политические взгляды Н. Макиавелли (1469-1527) отражены в его произведении "Государь". Ввел термин stato – государство. Концентрация власти должна быть у государя, деятельность которого - сложное сочетание жестких наказаний и благодеяний, поскольку подданные по своей природе порочны, эгоистичны и злобны. Государь – вне юрисдикции суда. Главная цель власти - сохранение и упрочение государства. Различал 2 группы форм правления:
- республика (демократическая правильная форма),
- принципаты (власть одного).
Макиавеллизм – особое определение соотношения политики и морали, суть которого в том, что цель государя, какая бы она ни была, оправдывает любые, даже безнравственные, средства. Из государствоведения удалил не только этический компонент, но и религиозную аргументацию, поскольку политические события происходят не по воле Бога или прихоти людей, а совершаются объективно. Основа власти – хорошие законы и хорошее войско. Опора законов – сила.
|
|
Политико-правовые идеи Ж. Бодена ( 1530-1596) заключались в обосновании абсолютизма и разработке теории суверенитета, который представляет собой независимость государства, прежде всего, от церкви.
Выделил пять признаков суверенитета:
1. издание законов,
2. решение вопросов войны и мира,
3. назначение должностных лиц,
4. действие в качестве высшего суда,
5. помилование.
Суверен издает законы, но не право. Право = справедливость. Закон = приказ. Делит государства на 3 вида: законные (подданные повинуются закону суверена, а суверен – законам природы), вотчинные (суверен сделался обладателем имущества силой и правит как отец семейства), тиранические (суверен презирает законы природы, распоряжается свободными людьми как рабами). Лучшее государственное устройство – монархия.
В XVII веке наступил переворот во взглядах на общество. Этот период называют временем Просвещения.