Тема 2. История политических учений

                                                                                                                       

Изучение истории политических и правовых учений является необходимым этапом в осмыслении всех категорий политической науки. К методам истории политических учений относятся как общенаучные (диалектический, системный), так и специально-научные (сравнительно-исторический). Основную роль в методологии истории политических и правовых учений играет принцип и метод историзма, который заключается в изучении происхождения и развития политических взглядов и теорий в их историческом контексте и взаимосвязи. Объем политических представлений и учений различных авторов на всем протяжении развития человеческой цивилизации настолько велик, что представляется возможным изложить основы лишь ведущих направлений политической мысли.         Зарождение политической мысли в Древнем мире.   Политические учения Древнего Востока.                                                          Локальные (или речные) цивилизации земледельческого типа, сложившиеся на Востоке, являются самыми древними на Земле. Характеристика древневосточных цивилизаций: - наличие государства,      - жесткое деспотическое правление, - речные цивилизации (территориально располагались вдоль русла крупной реки), - землевладение, - крестьянская община, - сословность,        - цикличность обществ, - скудность на политические события, - политика определялась религиозными доктринами, -.ожидание прямых указаний божеств,       -.политические учения как составной элемент мифологического мировоззрения, - земные порядки как.часть и следствие общемирового, космического порядка. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам. Правители стремились внушить подданным благоговейный страх перед божественной властью государя, привить смирение и покорность. Главенствующее место в политическом сознании древневосточных обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались наместниками богов и наделялись священными чертами. Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими, моральными и иными представлениями.  
         Место человека в картине мира в философии                                Древнего Востока
Мир богов, пространство, где процветает райская жизнь
Мир людей, обязанность которых:        1.служить богам                          2.почитать предков                                          3.стремиться к совершенству
Мир демонов, духов, обитателей многочисленных адов

                                  

Некоторые особенности различных древневосточных цивилизаций:


  Древний Египет:

 законы МА-АТ (богиня справедливости) - естественно-божественный порядок справедливости, которому должны соответствовать обычаи, законы, судебные решения. Труд «Поучение Птахотепа» выражал представление о естественном равенстве всех свободных. Поведение человека должно соответствовать принципу КА (критерий добродетельного и справедливого поведения).


Вавилон (Шумерская цивилизация):

бог Шамаш - покровитель справедливости, карает за все злое и несправедливое (отсюда выражение: переступить «стезю Шамаша»). Правители подчеркивали божественный характер своей власти и законов, их соответствия божественным­ установлениям (это отражено в законах ХАММУРАПИ XVIII в. до н.э.) - предусматривает деление людей на свободных и рабов, сословность.


  Древняя Персия:

ЗОРОАСТРИЗМ - борьба добра против зла цель бытия, государство воплощение небесного царства Ормузда (добро), монарх - служитель Ормузда.

 
Древняя Индия:

 идеология брахманизма в памятнике II тысячелетия до н.э. ВЕДЫ (деление общества на четыре сословия: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры; определение их прав и обязанностей). Дальнейшее развитие брахманизм получает в УПАНИШАДАХ (9-6 в. до н.э.), все варны должны следовать дхарме (закону, долгу, правилу поведения. Ко II в. до н.э. относится письменное оформление законов МАНУ (особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления и защиты дхармы, царь - охранитель системы варн и должен чтить брахманов; также существенная роль отводится наказаниям для нарушителей дхарм). С критикой брахманистской идеологии выступил в VI в. до н.э. БУДДА. Постепенно идеи буддизма стали оказывать влияние на политику и законодательство, буддизм признан государственной религией (правление Ашоки). Школа ЛОКАЯТЫ с атеистических позиций критиковали положения брахманизма, «АРТХАШАСТРА» предпочтение отдается практической пользе (артхе) и обусловленным ею политическим мероприятиям.

 
Древний Китай:

  ДАОСИЗМ основатель Лао-цзы (6 в. до н.э.) - дао это естественный ход вещей, оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость, по отношению к дао все равны. Все недостатки и бедствия отклонения от дао, принцип недеяния и пассивности, отказ от прогресса, осуждение войн.

КОНФУЦИЙ  (551-479 гг. до н.э.) книга «Беседы и высказывания» составлена его учениками. Патриархально-патерналистская концепция государства - правитель как отец своих подданных, аристократическая концепция правления, сторонник ненасильственных форм правления, политическая этика направлена на достижение внутреннего мира между верхними и низшими слоями общества, необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности, регулирование отношений посредством норм добродетели (ритуалов), а не законов и наказаний, у законодательства лишь вспомогательная роль.

    







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: