Политические воззрения в Древней Греции и Древнем Риме

 

Исторические условия формирования политических учений в Древней и Греции и Древнем Риме: 

 -морская цивилизация,

- развитая торговля,

- различные формы правления,

- городская цивилизация,

- города-полисы (они же государства).

Основные формы правления: демократия, тирания, олигархия, аристократия, тирания.

История политической мысли делится на три периода:

- ранний (гомеровский) с IX по V век;

- классическая Греция с конца VI по начало IV века;

- период эллинизма - вторая половина VI по II в. до н.э.

В ранний период осуществляется рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права.

Платон (427-347 гг. до н.э.), ученик Сократа, основал Академию в Афинах (просуществовала почти тысячелетие). Воззрения заметно менялись на протяжении его пути. Идеальное государство – полис, совместное поселение, где возможно наилучшее удовлетворение общих потребностей. Подобно трем человеческим началам человека, в государстве должны существовать 3 сословия: разумное начало – правители и философы, яростное начало – воины; и вожделеющее начало – земледельцы и ремесленники (низшее сословие, но не рабы). В представителей каждого сословия божественное начало добавило золото (правителям), серебро (воинам) и железо либо медь (крестьянам и ремесленникам). У второго и третьего сословия не должно быть частной собственности (это зло), но общность жен и детей, которых воспитывает государство. Справедливость – в том, чтобы не вмешиваться в дела другого сословия и соподчиненность сословий во имя целого. Закон = справедливость, т.к. в его основе – божественное.   

Пять видов государственного устройства: аристократия (идеал), тимократия (господство яростного духа), олигархия, демократия и тирания (наихудший вид, где царят беззаконие, произвол и насилие) сменяются циклически и гибнут из-за внутренних противоречий.  Идеальное государство – справедливое правление лучших (аристократия).

 

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), ученик Платона, сам впоследствии наставник Александра Македонского, заложил основы науки о политике. Политика тесно связана с этикой, а этика – начало политики. Выделил два вида справедливости: уравнивающая (арифметическое равенство) и распределяющая (геометрическое равенство). Политическая справедливость возможна только между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу. Человек – существо политическое. Государство (полис) – продукт естественного развития и представляет собой единое целое составляющих его элементов. Классификация форм государства в «Политике» приводится по 2 критериям – по цели и по числу правящих лиц. Выделял правильные и неправильные государства. Правильные государства – где правители преследуют общие блага, неправильные государства – где правители руководствуются своими интересами. Таким образом, существуют 6 видов государственного устройства. Правильные государства – монархия, аристократия и полития (идеальная); неправильные – тирания (наихудшая), олигархия, демократия. Признавал существование рабства.

 

Цицерон (106- 43 гг. до н.э.) был видным идеологом римской аристократии в период республики. Происхождение государства: Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства.

Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Цицерон первым в античности предложил правовую трактовку сущности государства. Он подразделяет право на позитивное и естественное. Естественное право выступает как вечный закон, обязательный для всех. Этот закон­ вытекает из природы. Позитивные законы должны соответствовать справедливости.

 

Обоснование теологической теории политической власти, роли религии и государства в политике Средневековья.  

                 

Политические взгляды меняются в эпоху Средневековья под влиянием религии. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.

Фома Аквинский ( 1225-1274), крупнейший представитель схоластики, причислен к лику святых Его сочинения – своеобразная энциклопедия официальной церковной идеологии Средних веков. Цель государственности – "общее благо". Считал, что неравенство – требование совершенства вселенной. Защищал интересы папства и устои феодализма. Ввел различие трех элементов государственной власти: сущности, формы (происхождения) и использования. Сущность власти – порядок отношений господства и подчинения, заведен Богом, власть божественна, поэтому она добро, хотя некоторые ее формы могут быть и несправедливыми. Форма и использование власти – лишены божественности, когда правитель приходит к власти при помощи несправедливых средств, либо правит несправедливо, вопреки законам Бога (превращается в тирана). Лучшая форма правления – монархия.

Политико-правовая концепция ислама

Источниками вероучения ислама являются Коран (запись про­поведей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Коран и Сунна — осно­ва религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат). Особенность ислама в том, что Коран и Сунна считаются дей­ствующим правом. Предполагается, что в них содержатся решения всех вопросов, возникающих в жизни.

Ислам – монотеистическая религия. В Исламе противоречиво сочетаются понятия насилия и мира, любви к ближнему. Ислам настаивает на единовластии религиозной и государственной сфер. По Исламу Власть принадлежит Аллаху, а  он управляет через земного правителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: