Создание учения о государстве. Формирование учения о гражданском обществе, принципе разделения властей. Политические концепции Нового времени

 

В XVII – XVIII вв. политические деятели создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо), сделав попытку  объяснить возникновение государства и современных форм человеческого состояния и обосновали договорной характер возникновения государства.

 

Т. Гоббс (1588-1679) в своем труде "Левиафан" изложил теорию, в основе которой природа человека, который является существом жадным и эгоистичным. Естественное состояние человека – война против всех. Государство создается в результате заключения общественного договора для окончания этой "войны", избавления от постоянной угрозы насильственной смерти, страха незащищенности. Естественные законы сопряжены с разумом, гражданские опираются на силу. Абсолютная власть государства – гарант мира и реализации естественных законов. Организация государственной власти в зависимости от количества правящих может быть различной: монархия, аристократия, демократия, но абсолютная власть монарха предпочтительна. Начиная с Гоббса, в западно -европейской политической теории утверждается понимание государства в качестве машины.

    

В учении о государстве и праве Дж. Локка ( 1632-1704) разделяются либеральные идеи права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законного восстания против тирана. Государство – совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой установленного им общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников, издавать законы для регулирования и сохранения собственности, защиты от угрозы извне. Неотчуждаемые ценности (право на жизнь, владение имуществом, свобода и равенство) – границы действия государства. Закон – тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Абсолютно все подчинены законам (и люди и госорганы). Высокий престиж закона – инструмент сохранения и расширения свободы личности. Законы создаются по воле большинства.

Разрабатывает учение о разделении властей. Парламент – издает законы. Монарх и кабинет министров – претворяет законы в жизнь. Высшая власть (но не абсолютная) – законодательная. Остальные власти – подчиняются ей и оказывают на нее влияние.

Не отдавал никакой из форм правления предпочтения. Отвергал абсолютную монархию. Важнее всего, чтобы любая форма вырастала из добровольного согласия людей. По Локку, нет таких идеальных форм, которые бы не были застрахованы от вырождения в тиранию.

 

Политическая мысль Ж.-Ж. Руссо ( 1712-1778) проявилась в виде концепции подлинного общественного договора, который состоит в том, что отчуждаемое у каждого индивида в пользу единого целого в виде естественного равенства и свободы, возмещается ему в виде договорным образом установленных прав и свобод.

Обосновывает и оправдывает революционный путь низвержения феодальных порядков, которые держатся на силе, а не на праве. Отрицал принцип разделения властей в государстве. Исполнительная власть – это сила государства, законодательная – его воля. В зависимости от того, кому вручена исполнительная власть различают следующие формы правления: демократия, аристократия, монархия. Предполагает, что во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу. Был идейным источником французской буржуазной революции.

 

И. Кант ( 1724-1804) - типичный идеолог социального реформизма. Один из создателей концепции "правового государства". Человек – субъект нравственного сознания, в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона, который "априорен" (понятие "категорического императива"). Автономия воли одинаково ограждает личность как от собственного произвола, так и от тотального господства над нею общественного целого, обеспечивая ей осуществление свободы. Право – совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей. Осуществление права требует его общеобязательности, которая достигается через наделение его принудительной силой, что может сделать лишь государство – исконный и первичный носитель принуждения.

Накладывал вето на право народа обсуждать вопрос о происхождении власти. Государь имеет права, но не обязанности. Осуждает право народа на восстание. Понимал, что с течением времени необходимы изменения, но считал, что проводить их надо путем неторопливых плавных реформ сверху, а не открытой борьбой, ввергающей страну в хаос анархии и преступлений. Выдвинул проект установления "вечного мира".

 

Политические воззрения   Г.В.Ф. Гегеля ( 1770-1831) свои истоки берут в его философском учении об объективном духе. Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание того, какими они должны быть. Три основные ступени развития права:

- абстрактное право (включает в себя проблематику частной собственности, договора и неправды),

- мораль (включает умысел, вину, добро, совесть),

- нравственность (семья, гражданское общество, государство).

Разделяет гражданское общество и государство. На ступени гражданского общества еще не достигнута подлинная свобода.

            Гражданское общество – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Государство – идея разума, свободы и права, правовая действительность, правовое государство, свобода нации. Приверженец конституционной монархии с разделением властей (законодательная, правительственная (включая судебную), власть государя). Критикует демократическую идею народного суверенитета и идею вечного мира И.Канта. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: