Цель работы: различать деревья, кустарники, полукустарники по морфологическим признакам; подбирать плодовые культуры для своего региона с учетом конкретных природных условий и требований культуры и сорта; уметь различать плодовые и ягодные культуры по морфологическим особенностям.
Выполнение работы
1. Ознакомиться с биологической, производственной и ботанической характеристикой плодовых и ягодных культур.
Таблица 16.1 – Биологическая и производственная характеристика плодовых и ягодных культур
| Семеч-ковые | Косточ-ковые | Ягодные | Орехо-плодные | Субтропические | Тропические | |
| разноплодные | цитрусовые | |||||
Таблица 16.2 – Ботаническая, производственно-биологическая и морфологическая характеристика сочно- и твердоплодных плодовых растений
| Группа | Семейство | Род | Название плода | Жизненные формы |
| Розовые | Яблоня | |||
| Груша | ||||
| Айва | ||||
| Арония | ||||
| Ирга | ||||
| Мушмула | ||||
| Хеномелес | ||||
| Рябина | ||||
| Слива | ||||
| Персик | ||||
| Абрикос |
Продолжение таблицы 16.2
| Вишня | ||||
| Черёмуха | ||||
| Земляника | ||||
| Малина | ||||
| Ежевика | ||||
| Миндаль | ||||
| Лоховые | Облепиха | |||
| Кизиловые | Кизил | |||
| Калиновые | Калина | |||
| Крыжовниковые | Смородина | |||
| Крыжовник | ||||
| Вересковые | Клюква | |||
| Голубика | ||||
| Черника | ||||
| Брусника | ||||
| Жимолостные | Жимолость | |||
| Актинидиевые | Актинидия | |||
| Лимонниковые | Лимонник | |||
| Ореховые | Орех | |||
| Березовые | Лещина | |||
| Буковые | Каштан | |||
| Сумаховые | Фисташка | |||
| Манго | ||||
| Гранатовые | Гранат | |||
| Эбеновые | Хурма | |||
| Маслиновые | Маслина | |||
| Рутовые | Апельсин | |||
| Померанцевые | Мандарин | |||
| Лимон | ||||
| Грейпфрут | ||||
| Банановые | Банан | |||
| Бромелиевые | Ананас | |||
| Папайевые | Папайя | |||
| Лавровые | Авокадо |
2. Изучите и укажите обозначенные на рисунке составные части надземной и корневой систем, дайте им определения.

1_______________________________
2________________________________
3______________________________
4______________________________
5______________________________
6______________________________
7______________________________
8______________________________
9______________________________
10_____________________________
11______________________________
12_______________________________
13_____________________________
14_______________________________
15_____________________________
16______________________________
17______________________________ 18_____________________________
19_____________________________
20_____________________________
Корневая шейка______________________________________________________
________________________________________________________________
Ствол_______________________________________________________________
________________________________________________________________
Штамб___________________________________________________________
________________________________________________________________
Центральный проводник____________________________________________
________________________________________________________________
Побег продолжения________________________________________________
________________________________________________________________
Крона___________________________________________________________
________________________________________________________________
Скелетные ветви______________________________________________________
________________________________________________________________
Полускелетные ветви_______________________________________________
________________________________________________________________
Обрастающие ветви________________________________________________
________________________________________________________________
3. Дайте определение различных типов обрастающих ветвей
Кольчатка_________________________________________________________
________________________________________________________________
Копьецо__________________________________________________________
___________________________________________________________________
Плодовые прутики___________________________________________________
_________________________________________________________________
Плодушка_________________________________________________________
_________________________________________________________________
Плодуха_________________________________________________________
________________________________________________________________
Букетные веточки____________________________________________________
________________________________________________________________
Плодовые веточки_________________________________________________
________________________________________________________________
Шпорцы_________________________________________________________
___________________________________________________________________
Смешаные веточки_________________________________________________
________________________________________________________________
4. Изучите и укажите обозначенные на рисунке типы соцветий

1_______________________________
2_______________________________
3_______________________________
4_______________________________
5________________________________
6_______________________________
7_______________________________
8________________________________
9_______________________________
5. Изучите морфологическое и анатомическое строение плодов яблони, малины, сливы, земляники, орешника.

А – Яблоня:
1_______________________________
2_______________________________
3_______________________________
4________________________________
5________________________________
6_______________________________
7______________________________
8________________________________
9_______________________________
Б – Малина; В – Слива; Г – Земляника; Д – Орешник:
1_______________________________
2_______________________________
3_______________________________
4________________________________
5________________________________
6_______________________________
7______________________________
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. группы и основные признаки объединения плодовых растений;
2. основные условия возделывания изучаемых групп плодовых растений;
3. разнообразие плодов изучаемых растений, особенности их строения;
4. общее строение плодового дерева, кустовидных, кустарника, полукустарника;
5. основные вегетативные органы плодовых растений и их видоизменения;
6. назначение и морфологию стеблей, корней, листьев, плодов;
7. особенности вегетативных и генеративных обрастающих побегов,
8. веток и ветвей;
9. морфологические особенности генеративных (плодоносных) образований
10. семечковых, косточковых и ягодных культур;
11. принципы классификации и строения цветков, соцветий, плодов и семян;
12. типы соцветий, плодов.
Работу сдал__________________
Работу принял________________






