Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля по языковому развитию ребенка второго года жизни

Речевое понимание

Методика № 8

Дидактическая игра № 1 "Покажи, что название, делай, что скажу" (параметр 1, 2)

Цель: выяснить способность ребенка к пониманию названий окружающих предметов и понимание действий.

Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут 5 картинок, просят показать одну из них и выполнить действие или показать соответствующую картинку.

Методический комментарий: способность ребенка к пониманию названий окружающих предметов и понимание действий фиксируется в таблице.

Ребенок самостоятельно выбирает картинки и выполняет нужные действия - 1 балл.

Ребенок подбирает картинки и выполняет необходимые действия после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок подбирает картинки с помощью взрослого - 0,25 балла.

Ребенок не соотносит картинки и не выполняет действия - 0 баллов.

Методика № 8

Дидактическая игра № 2 "Покажи, где животные, где люди" (вариант 3)

Цель: выяснить способность ребенка к обобщению предметов по существенным признакам в понятном языке.

Инструкция к выполнению: ребенка просят разложить картинки на группы людей и животных.

Методический комментарий: способность ребенка к обобщению предметов по существенным признакам в понятном языке фиксируется в таблице.

Ребенок самостоятельно раскладывает картинки - 1 балл.

Ребенок раскладывает картинки после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок раскладывает картинки с помощью взрослого - 0,25 балла.

Ребенок хаотично раскладывает картинки, не считая задача - 0 баллов.

Методика № 8

Дидактическая игра № 3 "Покажи, кто как кричит" (параметры 4, 11)

Цель: выяснить способность ребенка различать не речевые звуки разной высоты.

Инструкция к выполнению: ребенок рассматривает картинки больших и маленьких животных и птиц, а также больших и маленьких предметов, и взрослый предлагает вспомнить, кто как кричит.

Методический комментарий: способность ребенка различать не речевые звуки различной высоты фиксируется в таблице.

Ребенок различает не речевые звуки различной высоты - 1 балл.

Ребенок различает не речевые звуки различной высоты после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок выполняет упражнение с помощью взрослого - 0,25 балла.

Ребенок вспоминает не все звуки - 0 баллов.

Методика № 8

Дидактическая игра № 4 "Посмотри рисунок и слушай рассказы"

(параметр 5)

Цель: выяснить способность ребенка понимать несложное повествование за сюжетной картинкой и отвечать на вопросы взрослого.

Инструкция к выполнению: взрослый рассматривает с ребенком сюжетную картинку и рассказывает рассказы.

Методический комментарий: способность ребенка слушать несложное повествование за сюжетной картинкой и отвечать на вопросы взрослого фиксируется в таблице.

Ребенок рассматривает картинку, внимательно слушает и отвечает на вопрос - 1 балл.

Ребенок рассматривает картинку, слышит и отвечает на вопросы после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок слушает, но на вопросы не отвечает - 0,25 балла.

Ребенок смотрит на картинки не внимательно, не дослушивает до конца рассказы и отвергает картинку - 0 баллов.

Методика № 8

Дидактическая игра № 5 "Найди, кто под шкафом" (параметр 6)

Цель: выяснить способность ребенка понимать предлог "под"

Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку найти, что лежит под столом, под шкафом и т.д.

Методический комментарий: способность ребенка понимать предлог "под" фиксируется в таблице.

Ребенок понимает просьбы взрослого - 1 балл.

Ребенок понимает просьбы взрослого после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок понимает просьбы, опираясь на жест взрослого - 0,25 балла.

Ребенок не понимает и не выполняет просьбу - 0 баллов.

Методика № 8

Дидактическая игра № 6 "Покажи, где машина, а где машины" (параметр 7, 10)

Цель: выяснить способность ребенка понимать единственность и множественное число существительных и глаголов.

Инструкция к выполнению: перед ребенком лежит много одинаковых игрушек (грибочки, солдатики, кубики и т.п.), взрослый на глазах у ребенка

отделяет один предмет и предлагает показать, где один кубик, а где много кубиков, где едет, а где едут.

Методический комментарий: способность ребенка понимать единственность и множественное число существительных и глаголов фиксируется в таблице.

Ребенок понимает единственность и множество - 1 балл.

Ребенок понимает единственность и множество после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок не понимает единственность и множество, но требует повторить игру - 0,25 балла.

Ребенок отвергает игрушки - 0 баллов.

Методика № 8

Дидактическая игра № 7 "Послушай рассказ" (параметр 8)

Цель: выяснить способность ребенка понимать короткий рассказ без показа картинки.

Инструкция к выполнению: взрослый рассказывает ребенку историю, которая недавно произошла с ними, ребенок слушает и отвечает на вопросы.

Методический комментарий: Способность ребенка понимать короткий рассказ без показа картинки фиксируется в таблице.

Ребенок с интересом слушает и отвечает на вопрос - 1 балл.

Ребенок слышит и отвечает на вопросы после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок слушает не внимательно и требует показать, как это было - 0,25 балла.

Ребенок не хочет слушать - 0 баллов.

Методика № 8

Дидактическая игра № 8 "Куда летает птичка?" (параметр 9)

Цель: выяснить способность ребенка понимать предлоги "у", "с".

Инструкция к выполнению: взрослый предлагает посмотреть, куда летает птичка.

Методический комментарий: способность ребенка понимать предлоги "в", "с" фиксируется в таблице.

Ребенок показывает, что птичка села в гнездо, а затем вылетела из гнезда - 1 балл.

Ребенок показывает, где была птица, после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок показывает, где была птичка, но путает предлоги "в", "с" - 0,25 балла.

Ребенок рассматривает только птичку - 0 баллов.

Активная речь

Методика № 9

Дидактическая игра № 1 "Попрыгай" (вариант 1)

Цель: выяснить способность ребенка в момент двигательной активности испытывать чувство радости и удивления и использовать в это время лепет и отдельные короткие слова.

Инструкция к выполнению: взрослый играет с ребенком и предлагает попрыгать.

Методический комментарий: способность ребенка в момент двигательной активности испытывать чувство радости и удивления и использовать в это время лепет и отдельные короткие слова фиксируется в таблице.

Ребенок прыгает, радуется и весело кричит - 1 балл.

Ребенок прыгает, радуется и весело кричит после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок прыгает молча - 0,25 балла.

Ребенок не сразу пытается прыгать и быстро устает - 0 баллов.

Методика № 9

Дидактическая игра № 2 "Назови игрушку" (параметр 2)

Цель: выяснить способность ребенка называть предметы и действия в момент сильной заинтересованности легкими словами ("би - би", "пи - пи").

Инструкция к выполнению: взрослый катает с ребенком машинку и побуждает малыша к речи, повторяя за ним его слова.

Методический комментарий: способность ребенка в момент сильной заинтересованности называть предметы и действия легкими словами ("би - би", "пи - пи") фиксируется в таблице.

Ребенок активно разговаривает - 1 балл.

Ребенок разговаривает после стимуляции - 0,5 балла.

У ребенка проявляются редкие отдельные слова - 0,25 балла.

Ребенок играет молча - 0 баллов.

Методика № 9

Дидактическая игра № 3 "Назови картинку" (параметр 3)

Цель: выяснить способность ребенка произносить двухсоставные слова "папа, мама, времена, иди".

Инструкция к выполнению: ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные предметы.

Методический комментарий: способность ребенка произносить двухсоставные слова "папа, мама, времена, иди" фиксируется в таблице.

Ребенок активно разговаривает - 1 балл.

Ребенок разговаривает после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок повторяет не все предлагаемые слова - 0,25 балла.

Ребенок рассматривает картинки и молчит - 0 баллов.

Методика № 9

Дидактическая игра № 4 "Что ты делаешь?" (параметр 4)

Цель: выяснить способность ребенка при общении со взрослым использовать предложения из трёх слов с прилагательными и местоимениями.

Инструкция к выполнению: взрослый выполняет с ребенком бытовую упражнение и предлагает ребенку сказать, что она делает.

Методический комментарий: способность ребенка при общении со взрослым использовать предложения из трёх слов с прилагательными и местоимениями фиксируется в таблице.

Ребенок активно разговаривает - 1 балл.

Ребенок разговаривает после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок не использует прилагательные - 0,25 балла.

Ребенок молчит - 0 баллов.

Методика № 9

Дидактическая игра № 5 "Назови картинку" (параметр 5)

Цель: выяснить способность ребенка использовать трехсложные слова, типа: машина, малина, собака, молоко.

Инструкция к выполнению: ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные предметы.

Методический комментарий: способность ребенка использовать трехсложные слова, типа: машина, малина, собака, молоко, фиксируется в таблице.

Ребенок активно использует слова - 1 балл.

Ребенок использует слова после стимуляции - 0,5 балла.

Ребенок не использует отдельные слова - 0,25 балла.

Ребенок сильно изменяет слова или молчит - 0 баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: