МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
БАКАЛАВРОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Барнаул
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения. 3
2.Методические рекомендации к государственному экзамену. 4
2.1. Литературоведческий блок..6
2.1.1. Примерные схемы анализа……………………7
2.1.2. Литература……………………………………...9
2.2. Методический блок……………………………………...18
2.3. Критерии оценки ответа студента…………..…………..22
2.4. Образец экзаменационного билета……………………...24
3. Методические рекомендации по выполнению и защите ВКР…………………………………………………………….26
3.1. Общие положения………………………………………..26
3.2. Подготовка к защите ВКР……………………………….26
3.3. Структура ВКР…………………………………………...27
3.4. Требования к оформлению ВКР. 29
3.5. Процедура защиты ВКР………………………………….34
3.6. Критерии оценки ВКР. 36
4. Перечень художественных произведений (эпизодов) для
анализа…………………………………………………………… 38
|
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Целью итоговой государственной аттестации является определение уровня подготовки выпускников филологического факультета Алтайского государственного педагогического университета к выполнению профессиональных задач и соответствия их подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
2. К видам итоговых аттестационных испытаний выпускников относятся:
- государственный экзамен по направлению;
- защита выпускной квалификационной работы.
3. Государственный экзамен в форме комплексного экзамена на текстовой основе и перечень художественных произведений/эпизодов для комплексного анализа разрабатывается Учебно-методическим советом филологического факультета с учётом рекомендаций Федерального агентства по образованию и кафедры литературы и утверждается Советом факультета. На основе списка художественных произведений/эпизодов для комплексного экзамена формируются билеты, включающие текст и задания, обнаруживающие основные аспекты работы с текстом: литературоведческий анализ текста и методические рекомендации к организации чтения и осмысления эпизода или стихотворения на уроке.
Характер заданий в комплексном экзамене на текстовой основе предусматривает сохранение логики комплектования материала согласно заявленным учебным модулям (теоретико-методологическому, историко-аналитическому и практико-ориентированному) в Оценочных и диагностических средствах для итоговой государственной аттестации выпускников вузов.
|
|
4. Государственный экзамен проводится в устной форме и в форме защиты ВКР.
5. Билет для комплексного экзамена на текстовой основе включает художественный текст (эпизод) и задания для его литературоведческого анализа и методического решения организации чтения и понимания текста школьником в зависимости от возраста и класса (экзаменуемый должен предложить фрагмент урока изучения данного текста).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
Комплексный государственный экзамен на текстовой основе проводится в устной форме. Студенту предлагается художественное произведение или эпизод текста с комплексным заданием, включающим вопросы по двум блокам – 1) литературоведческому и 2) методике преподавания литературы.
Первый блок вопросов предполагает анализ предложенного фрагмента эпического или драматического произведения, поэтического текста. Анализ не обязательно должен тносить целостный и подробный характер, можно остановиться подробно на одном из уровней анализа (концептуальном, хронотопическом, персонажном, пейзажном, детальном и др.) – тот, который является наиболее продуктивным для предложенного текста. Затем осветить фрагмент в контексте целого произведения, в контексте эстетики, поэтики творчества предложенного автора.
Комплексный анализ текста является одной из важнейших составляющих современного филологического образования. При анализе текста экзаменующиеся должны показать понимание того, что выбор и сочетание языковых средств обусловлены как объективными (жанр, речевые нормы и т.п.), так и субъективными (идейно-эстетическая позиция автора, особенности индивидуального стиля и т.п.) текстообразующими факторами. Не менее важным является и умение рассматривать анализируемые фрагменты в широком историко-литературном и культурном контексте.
Второй блок – методический – предполагает рассмотрение произведения или творчества автора в целом в школьном курсе литературы. Экзаменующийся должен представить на свой выбор разные типы уроков по работе с предложенным художественным произведением, оговорить место текста в учебно-тематическом планировании и учебной программе, изложить методику работы с материалом на уроке.
Художественное произведение/эпизод текста, включенный в комплексный экзамен на текстовой основе, имеет объем, не превышающий 1000-1500 знаков, и отбирается из числа текстов, изучающихся в курсе истории русской литературы и актуальных для дальнейшей профессиональной деятельности в общеобразовательной школе, гимназических классах, на спецкурсах и элективных курсах.
На экзамене осуществляется комплексная проверка знаний и умений по базовым дисциплинам в соответствии с задачами профессиональной деятельности:
– знание основ специальных теоретических дисциплин;
– владение современными теориями и технологиями филологического анализа;
– умение использовать исторический опыт и современные достижения филологической науки в практической деятельности;
– владение навыками методического обеспечения образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ БЛОК
Литературоведческий блок комплексного государственного экзамена на текстовой основе ориентирован на дисциплину «История русской литературы», цель которой – сформировать у студентов систему знаний о русской литературе, отражающих степень филологической подготовки в целом и уровень филологического мышления (владение историко-литературным, критическим и теоретическим материалом, умение работать с конкретным текстом и обобщать отдельные наблюдения и литературные факты).
Таким образом, литературоведческий блок комплексного государственного экзамена на текстовой основе позволяет выявить уровень освоения предметно-профессиональной подготовки студента:
|
|
– владение современной методологией и методикой анализа как историко-литературного процесса, так и конкретного художественного произведения либо его эпизода;
– умение вписать литературное произведение в историко-культурный контекст эпохи, эпизод – в контекст художественного произведения и творчества писателя, определяя его творческий метод;
– умение проанализировать литературное произведение/эпизод в интертекстуальных связях, исходя из представления о едином «тексте культуры»;
– способность рассматривать художественное произведение/эпизод с учетом многообразных контекстов (идеологического, философского, религиозного, эстетического и т.д.), выявлять архетипические основы его образного строя и структуры; выделять круг конфликтов и персонажей, составляющих арсенал «вечных» («мировых») тем и образов;
– способность рассматривать литературное произведение/эпизод в аспекте рода и жанра в единстве формы и содержания, выявляя содержательность их формы;
– анализ произведения/эпизода в соответствующей методологии, учитывая новые интерпретации классики;
– выявление типологических связей художественного текста либо его эпизода.
Студент должен самостоятельно определить путь анализа текста, исходя из его родовой принадлежности, а также авторства, художественной специфики произведения либо его эпизода.