Литературоведческий блок

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

БАКАЛАВРОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

 

Барнаул

2020


 СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения. 3

2.Методические рекомендации к государственному экзамену. 4

2.1. Литературоведческий блок..6

       2.1.1. Примерные схемы анализа……………………7

       2.1.2. Литература……………………………………...9

  2.2. Методический блок……………………………………...18

2.3. Критерии оценки ответа студента…………..…………..22

2.4. Образец экзаменационного билета……………………...24

3. Методические рекомендации по выполнению и защите ВКР…………………………………………………………….26

3.1. Общие положения………………………………………..26

3.2. Подготовка к защите ВКР……………………………….26

3.3. Структура ВКР…………………………………………...27

3.4. Требования к оформлению ВКР. 29

3.5. Процедура защиты ВКР………………………………….34

  3.6. Критерии оценки ВКР. 36

4. Перечень художественных произведений (эпизодов) для

анализа…………………………………………………………… 38

 




ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Целью итоговой государственной аттестации является определение уровня подготовки выпускников филологического факультета Алтайского государственного педагогического университета к выполнению профессиональных задач и соответствия их подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

2. К видам итоговых аттестационных испытаний выпускников относятся:

- государственный экзамен по направлению;

- защита выпускной квалификационной работы.

3. Государственный экзамен в форме комплексного экзамена на текстовой основе и перечень художественных произведений/эпизодов для комплексного анализа разрабатывается Учебно-методическим советом филологического факультета с учётом рекомендаций Федерального агентства по образованию и кафедры литературы и утверждается Советом факультета. На основе списка художественных произведений/эпизодов для комплексного экзамена формируются билеты, включающие текст и задания, обнаруживающие основные аспекты работы с текстом: литературоведческий анализ текста и методические рекомендации к организации чтения и осмысления эпизода или стихотворения на уроке.

Характер заданий в комплексном экзамене на текстовой основе предусматривает сохранение логики комплектования материала согласно заявленным учебным модулям (теоретико-методологическому, историко-аналитическому и практико-ориентированному) в Оценочных и диагностических средствах для итоговой государственной аттестации выпускников вузов.

4. Государственный экзамен проводится в устной форме и в форме защиты ВКР.

5. Билет для комплексного экзамена на текстовой основе включает художественный текст (эпизод) и задания для его литературоведческого анализа и методического решения организации чтения и понимания текста школьником в зависимости от возраста и класса (экзаменуемый должен предложить фрагмент урока изучения данного текста).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

 

Комплексный государственный экзамен на текстовой основе проводится в устной форме. Студенту предлагается художественное произведение или эпизод текста с комплексным заданием, включающим вопросы по двум блокам – 1) литературоведческому и 2) методике преподавания литературы.

Первый блок вопросов предполагает анализ предложенного фрагмента эпического или драматического произведения, поэтического текста. Анализ не обязательно должен тносить целостный и подробный характер, можно остановиться подробно на одном из уровней анализа (концептуальном, хронотопическом, персонажном, пейзажном, детальном и др.) – тот, который является наиболее продуктивным для предложенного текста. Затем осветить фрагмент в контексте целого произведения, в контексте эстетики, поэтики творчества предложенного автора.

  Комплексный анализ текста является одной из важнейших составляющих современного филологического образования. При анализе текста экзаменующиеся должны показать понимание того, что выбор и сочетание языковых средств обусловлены как объективными (жанр, речевые нормы и т.п.), так и субъективными (идейно-эстетическая позиция автора, особенности индивидуального стиля и т.п.) текстообразующими факторами. Не менее важным является и умение рассматривать анализируемые фрагменты в широком историко-литературном и культурном контексте.

Второй блок – методический – предполагает рассмотрение произведения или творчества автора в целом в школьном курсе литературы. Экзаменующийся должен представить на свой выбор разные типы уроков по работе с предложенным художественным произведением, оговорить место текста в учебно-тематическом планировании и учебной программе, изложить методику работы с материалом на уроке.

Художественное произведение/эпизод текста, включенный в комплексный экзамен на текстовой основе, имеет объем, не превышающий 1000-1500 знаков, и отбирается из числа текстов, изучающихся в курсе истории русской литературы и актуальных для дальнейшей профессиональной деятельности в общеобразовательной школе, гимназических классах, на спецкурсах и элективных курсах.

На экзамене осуществляется комплексная проверка знаний и умений по базовым дисциплинам в соответствии с задачами профессиональной деятельности:

– знание основ специальных теоретических дисциплин;

– владение современными теориями и технологиями филологического анализа;

– умение использовать исторический опыт и современные достижения филологической науки в практической деятельности;

– владение навыками методического обеспечения образовательного процесса.



ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ БЛОК

 

Литературоведческий блок комплексного государственного экзамена на текстовой основе ориентирован на дисциплину «История русской литературы», цель которой – сформировать у студентов систему знаний о русской литературе, отражающих степень филологической подготовки в целом и уровень филологического мышления (владение историко-литературным, критическим и теоретическим материалом, умение работать с конкретным текстом и обобщать отдельные наблюдения и литературные факты).

Таким образом, литературоведческий блок комплексного государственного экзамена на текстовой основе позволяет выявить уровень освоения предметно-профессиональной подготовки студента:

– владение современной методологией и методикой анализа как историко-литературного процесса, так и конкретного художественного произведения либо его эпизода;

– умение вписать литературное произведение в историко-культурный контекст эпохи, эпизод – в контекст художественного произведения и творчества писателя, определяя его творческий метод;

– умение проанализировать литературное произведение/эпизод в интертекстуальных связях, исходя из представления о едином «тексте культуры»;

– способность рассматривать художественное произведение/эпизод с учетом многообразных контекстов (идеологического, философского, религиозного, эстетического и т.д.), выявлять архетипические основы его образного строя и структуры; выделять круг конфликтов и персонажей, составляющих арсенал «вечных» («мировых») тем и образов;

– способность рассматривать литературное произведение/эпизод в аспекте рода и жанра в единстве формы и содержания, выявляя содержательность их формы;

– анализ произведения/эпизода в соответствующей методологии, учитывая новые интерпретации классики;

– выявление типологических связей художественного текста либо его эпизода.

Студент должен самостоятельно определить путь анализа текста, исходя из его родовой принадлежности, а также авторства, художественной специфики произведения либо его эпизода.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: