Примерная схема анализа эпизода эпического произведения на уроке

Эпизод – часть художественного произведения, имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины

1. Найти границы эпизода и дать название.

2. Место расположения данного эпизода.

В начале произведения

В конце

В середине

3. значимость данного эпизода, он помогает понять:

Характер героя.

Поведение, поступки героя.

Авторскую позицию.

Это второстепенный эпизод в развитии действия.

4. Тип эпизода (повествование, описание, рассуждение).

5. События, описанные в эпизоде.

6. Характеристика действующих лиц эпизода:

внешность, одежда, манеры;

речь;

взаимодействие героев.

7. Художественные выразительные средства.

8. Особенности использования в эпизоде композиционных элементов и их роль в произведении:

пейзаж, интерьер;

внутренние монологи;

дневник.

9. Роль данного эпизода в произведении:

эпизод является кульминационным, решающим, ключевым;

ведущая роль в раскрытии замысла писателя принадлежит этому эпизоду;

эпизод является вспомогательным (имеет дополнительное значение для развития сюжета).

 

Литература

Учебники:

Богданова, О.Ю. и др. Теория и методика обучения литературе: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся педагогическим специальностям / О.Ю. Богданова. – М.: Просвещение, 2012.

Рез З.Я. Методика преподавания литературы. М., 1985.

Дополнительная:

Богданова, О.Ю., Леонов, С.А. и др. Методика преподавания литературы: учебник для студентов пед.вузов / О.Ю. Богданова. – М.: Просвещение, 1999. – 400 с.

Лавлинский, С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие для студентов-филологов / под ред. С.П. Лавлинского. – М.: Прогресс-традиция, ИНФРА, 2003. – 384 с.

Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум / автор-сост. Б.А. Ланин. – М.: Дрофа, 2003. – 384 с.

Бершадская, Н.Р., Халимова, В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Книга для учителя: Из опыта работы / Н.Р. Бершадская, В.З. Халимова. – М.: Просвещение, 1986. – 320 с.

Бессонова, Л.А. Повторение литературы в выпускном классе / Л.А.Бессонова. – Л.: Просвещение, 1970. – 224с.

Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения. Книга для учителя / Б.А. Буяльский. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.

Гуковский, Г.А. Изучение литературного произведения в школе. Методологические очерки / Г.А.Гуковский. – Тула: Автограф, 2000. – 224 с.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках: пособие. 2 изд., дораб. М., 2011.

Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе/ Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011.

Исаченкова, Н.В. Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы: методическое пособие / Н.В. Исаченкова. – СПб.: Паритет, 2003. – 134 с.

Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: книга для учителя / Ю.М. Лотман. – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.

Львова, Ю.Л. Творческая лаборатория учителя / Ю.Л.Львова. – М.: Просвещение, 1992. – 223 с.

Мадер, Р.Д. Анализ поэтического текста / Р.Д.Мадер. – М.: Просвещение, 1979. – 165 с.

Маранцман, В.Г. Труд читателя. От восприятия к анализу литературного произведения / В.Г. Маранцман. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.

Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А.Рыбникова. – М.: Педагогика, 1985. – 334 с.

Современные образовательные технологии: учебное пособие/колл. Авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011.

Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В.Тодоров. – М.: Айрис – Пресс, 2002. – 96 с.

Школьные программы по литературе (под ред.: Г.С. Меркина, В.Ф. Чертова, Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, И.Н. Сухих и др).

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА СТУДЕНТА

 

Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплин в их значении для приобретаемой профессии.

Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший знание основного программного материала, но допустившего погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий.

 

Погрешности принципиального характера:

- отсутствие навыков анализа текстов;

- несформированность понятийного аппарата;

- отсутствие умения систематизировать приобретенные знания;

- отсутствие умения обобщать изученный материал и делать выводы;

- недостаточная сформированность культуры речи.



ОБРАЗЕЦ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА

 

«Утверждаю»

Председатель ГАК

_________________

 

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: