Примерные схемы анализа

 

Эпическое произведение

В анализе эпического произведения рекомендуется обратиться к следующим вопросам:

1. Творческая история произведения, соотношение жизненного материала и художественного текста, этапы воплощения замысла.

2. Особенности субъектно-объектной организации повествования.

3. Пространственно-временная организация.

4. Система персонажей, их взаимоотношения на сюжетном и функциональном уровнях.

5. Способы создания персонажей: имя, внешность, поведение, речь.

6. Композиционная организация художественного текста. Принципы деления произведения на части. Взаиморасположение и взаимосвязь этих частей. Место данного эпизода в составе целого.

7. Возможные контексты.

Лирическое произведение

В анализе лирического произведения рекомендуется учитывать два уровня:

а) уровень историко-биографического комментария (история создания, исторический, культурный и бытовой контексты, сведения об адресатах и т.д.);

б) уровень аналитический (выяснение функций и смысловой нагрузки элементов лирического произведения).

1. Концептуальный уровень произведения:

а) художественная концепция и особенности ее создания;

б) темы и мотивы.

2. Уровень мира произведения:

а) образ мира в оппозициях (свет /темнота, звук/ тишина, цвет/ отсутствие цвета, динамика /статика и т.д.); другие значимости мира: визуальная сфера, аудиальная сфера, одорическая сфера, онейросфера;

б) природа и культура;

в) вещный мир;

г) пространство и время мира. Модель мира.

3. Формы выражения авторского сознания.

4. Уровень внешней формы и реализация лирического переживания на этом уровне:

а) поэтический язык;

б) ритмо-мелодическая организация.

5. Лирический сюжет и его реализация.

6. Композиция.

7. Образ мира автора в анализируемом тексте.

Драматическое произведение

Предложенная схема анализа носит условный характер, т.к. учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, специфика которых по-разному проявляется в каждом отдельном случае в зависимости от развития действия, характера конфликта и набора драматургических средств, используемых автором. В анализе эпизода драматического произведения рекомендуется осветить следующие вопросы:

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения). «Сквозное» действие и «подводное» течение.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта (двуплановость, внешний и внутренний конфликт, их взаимодействие).

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического действия и разрешении конфликта.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Место эпизода в развитии драматического действия. Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (поэтика заглавия и ее реализация в эпизоде, театральная афиша, сценический хронотоп, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра, ролевые ситуации.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия, комедия). Истоки жанра, его реминисценции и новаторское решение автором.

8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, монологизация диалогов, реплика в сторону, поэтика имени, деталь).

ЛИТЕРАТУРА

       Список литературы включает перечень литературоведческого материала, ориентированного на художественные произведения, включенные в билеты комплексного государственного экзамена на текстовой основе.

XIX век

   Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин. – М.: Флинта, 1988. – 175 с. – (Библиотека студента).

Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя / Ю.М. Лотман. – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.

Удодов, Б. Т. Очерки истории русской литературы 1820 –1830-х годов: учеб. пособие для студентов-филологов / Б.Т. Удодов. – Воронеж: Изд. дом Алейниковых, 2004. – 380 с.

Эпштейн, М.Н. Слово и молчание: метафизика рус. лит.: [учеб. пособие для вузов] / М. Н. Эпштейн. – М.: Высш. шк., 2006. – 558 с.

Пушкин А.С.

Бродский, Н.Л. «Евгений Онегин», роман А.С.Пушкина: Комментарий. - М.: Мультиратура, 2005. - 5-е изд., с доп., подгот. Аникиным А.А. - 345 с. - (Сер.: Клас. Комментарий).

Гаспаров, Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка [Текст] / Б.М.Гаспаров. – СПб: Академический проект, 1999. – 398 с.

Гринлиф, М. Пушкин и романтическая мода [Текст]: монография / Моника Гринлиф. – СПб.: Академический проект, 2006. – 382 с.

Лотман, Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин» [Текст]: комментарий / Ю.М. Лотман. – Л.: Просвещение, 1983. – 416 с.

Онегинская энциклопедия: В 2 т. / Под общ. ред. Михайловой Н.И.; Сост.: Михайлова Н.И. (рук. проекта) и др. - М.: Рус. путь, 2004. – Т. 1. – 576 с.

Сурат, И.З., Бочаров, С.Г. Пушкин [Текст]: краткий очерк жизни и творчества / И.З. Сурат, С.Г. Бочаров. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 240 с.

Фомичев, С.А. «Евгений Онегин»: Движение замысла. – М.: Рус. путь, 2005. – 175 с. 

 

Лермонтов М.Ю.

Журавлева, А.И. Лермонтов в русской литературе: проблемы поэтики [Текст]: монография / А.И.  Журавлева. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 286

Лермонтовская энциклопедия [Текст] / отв. ред. В.А. Мануйлов. - М.: Советская энциклопедия, 1981. – 784 с. См. также издания за другие годы.

Маркович, В.М. Становление реализма в романе Лермонтова «Герой нашего времени» [Текст]: статья // История русской литературы XIX в. (первая треть) [Текст]: хрестоматия литературоведческих материалов / ред. Г.П. Козубовская. – Барнаул, 2004. – С. 363-388.

Ходанен Л.А. Фольклорные и мифологические образы в лирике Лермонтова// Русская словесность. – 1994. – №2. – С. 32-36.

Эткинд, Е.Г. Загадка Печорина или пять масок [Текст] / Е.Г. Эткинд // Эткинд, Е.Г. Психопоэтика. – СПб.: «Искусство-СПб.», 2005. – С. 86-103.

Гоголь Н.В.

Воропаев, В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество [Текст] / В.А. Воропаев. - 3-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 127 с.

Гольденберг, А.Х. Экфрасис в поэтике Гоголя: текст и метатекст // Филол. науки. - М., 2007. - N 1. - С. 13-23                                                

Иваницкий, А.И. Гоголь и Гофман: гротеск и его преодоление // Н.В. Гоголь и мировая культура: Вторые Гоголевские чтения. - М., 2003. - С. 167-180 [ Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.philolog.ru/gogol/7/htm/7.htm      

Иваницкий, А.И. Об эволюции роли риторики в гоголевской фабуле // Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.philolog.ru/gogol/7/htm/7.htm                 

Кардаш, Е.В. Тайна «танцующих старушек»: «Зеркала» и «автоматы» в романтической литературе и «Сорочинская ярмарка» Гоголя // Рус. лит. - СПб., 2006. - N 3. - C. 19-37.

Николай Васильевич Гоголь [Текст]: энциклопедия / Б. В. Соколов. - М.: Эксмо [и др.], 2007. - 731 с. - (Энциклопедия великих писателей). 

Подорога, В. Книга первая. Строй произведений и литература Гоголя [Текст] / В. Подорога // В. Мимесис: Материалы по аналитической антропологии литературы: в 2 т. [Текст] / В.Подорога. – М.: Культурная революция, Логос Logos-altera, 2006. – Т. 1. – С. 17-307.

 

Тютчев Ф.И.

Шайтанов, И.О. Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / И.О. Шайтанов.– 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2001.– 127 с.

Лотман, Ю.М. Спецкурс «Русская философская лирика. Творчество Тютчева» [неавторизованный конспект лекций][Электронная версия] // История русской литературы XIX в. (вторая треть). Хрестоматия литературоведческих материалов / под ред. Е.А. Капустиной.

Гаспаров, М.Л. Композиция пейзажа у Тютчева [Электронная версия] // История русской литературы XIX в. (вторая треть). Хрестоматия литературоведческих материалов / под ред. Е.А. Капустиной.

Ф.И. Тютчев. Школьный энциклопедический словарь/ под ред. Г.В. Чагина. – М.: Просвещение, 2004. – 440 с.

 

Гончаров И.А.

Лощиц, Ю.М. Гончаров / Ю.М. Лощиц.– 3-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2004.– 393 с., 16 л. ил. – (ЖЗЛ).

Молнар, А. Поэтика романов Гончарова / А. Молнар. – М.: Компания спутник +, 2004. – 170 с.

И.А. Гончаров: Новые материалы и исследования / Отв. ред. С.А. Макашин, Т.Г. Динесман. – М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. – 735 с.

Краснощекова, Е.А. Мир творчества И.А. Гончарова (декабрь 1996. Athens, Georgia, USA) [Электронная версия] // История русской литературы XIX в. (вторая треть). Хрестоматия литературоведческих материалов / под ред. Е.А. Капустиной.

Недзвецкий, В.А. Романы И.А. Гончарова: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В.А. Недзвецкий.– 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2000.– 99 с.

Отрадин, М.В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте / М.В. Отрадин. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994. – 168 с.

Тургенев И.С.

Топоров В.Н. Странный Тургенев [Электронная версия] // История русской литературы XIX в. (вторая треть). Хрестоматия литературоведческих материалов / под ред. Е.А. Капустиной.

Пумпянский, Л.В. Группа «таинственных повестей» [Электронная версия] // История русской литературы XIX в. (вторая треть). Хрестоматия литературоведческих материалов / под ред. Е.А. Капустиной.

Осьмакова, Л.Н. «Таинственные повести и рассказы И.С. Тургенева в контексте естественнонаучных открытий второй половины 19 века // Филологические науки. 1984, №1. – С. 25 – 36.

        Гитлиц, Е.А. К вопросу о формировании «новой манеры» Тургенева (анализ повестей 50-х гг.) [Электронная версия] // История русской литературы XIX в. (вторая треть). Хрестоматия литературоведческих материалов / под ред. Е.А. Капустиной.

Лебедев, Ю.В. Жизнь Тургенева [Текст]: всеведущее одиночество гения / Юрий Лебедев. – М.: Центрполиграф, 2006. – 607 с.

Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев: мировоззрение, метод, традиции: [Сб. ст.] / Г.Б. Курляндская; Гос. мемориал и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново». – Тула: Гриф и К, 2001. – 229 с.

 

Достоевский Ф.М.

Бахтин, М.М. Собр соч.: В 7 т. Т. 6. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. – 799 с. М.

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения: сб. работ отечественных и зарубежных ученых. – М.: Наследие, 2001. – 560 с.

Ветловская В.Е. «Хождение души по мытарствам» в «Преступлении и наказании» / В.Е. Ветлоловская // Достоевский. Материал и исследования. – СПб.: Наука, 2001. – Т. 16. – С. 97-117.

Ветловская В.Е. «Хождение души по мытарствам» в «Преступлении и наказании» (статья вторая) / В.Е. Ветлоловская // Достоевский. Материал и исследования. – СПб.: Наука, 2007. – Т. 18. – С.143-160.

Тихомиров, Б. Н. «Лазарь! гряди вон». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий / Б. Н. Тихомиров. – СПб.: Серебряный век, 2005 – 472 с.

Касаткина, Т. А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле» / Т. А. Касаткина. – М.: ИМЛИ РАН, 2004. – 480 с.

Габдуллина В.И.«Блудные дети, двести лет не бывшие дома»: Евангельская притча в авторском дискурсе Ф.М. Достоевского: монография / В.И. Габдуллина; отв. ред. В.Г. Одиноков. – Барнаул: БГПУ, 2008. – 303 с.

Толстой Л.Н.

Громов, П. О стиле Льва Толстого / П. Громов. – Л.: Худож. лит., 1977. – 483 с.

Одиноков, В.Г. Поэтика романов Толстого / В.Г. Одиноков. – Новосибирск: Наука, 1978. – 180 с.

Генис, А. "Война и мир" в XXI веке // Октябрь. - М., 2003. - N 9. - С. 174-181

Долинина, Н.Г. По страницам "Войны и мира": Заметки о романе Л.Н.Толстого "Война и мир". – СПб.: Детгиз-Лицей, 2004. – 253 с.

Переверзин, В.М. Большая эпическая форма в русской литературе: пути жанрового изучения / В.М. Переверзин. – Новосибирск: Наука, 2007. – 174 с.

 

Чехов А.П.

Берковский, Н.Я. Чехов-повествователь и драматург / Н.Я. Берковский // Берковский, Н.Я. О русской литературе. – Л.: Художественная литература, 1985.

Катаев, В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации / В.Б. Катаев. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 326 с.

Скафтымов, А. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова / А.П. Скафтымов // Скафтымов, А. Нравственные искания русских пи­сателей. – М.: Худож. лит., 1972. – С. 404-435.

Сухих, И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова / И.Н. Сухих. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 184 с.

Тюпа, В.И. Художественность чеховского рассказа: учеб. пособие / В.И. Тюпа. – М.: Высшая школа, 1989. – 135 с. – (Б-ка препо­давателя).

Полоцкая, Э. О поэтике Чехова / Э. Поллоцкая. – М.: Наследие, 2001. – 240 с.

Чеховиана: Полет «Чайки». М.: Наука, 2001. – 585 с.

Чеховиана: «Три сестры». – М.: Наука, 2003. – 580 с.

Чеховиана: «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишневый сад». М.: Наука, 2005 – 594 с.

Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения / А.П. Скафтымов. – М.: Высш. шк., 2007 – 533 с.

А.П. Чехов: варианты интерпретации: сборник научных ста­тей. – Вып.1. / под ред. Г.П. Козубовской, В.Ф. Стениной. – Барнаул: БГПУ, 2007. – 160с. – (Сер. «Лицей»).

 

К. XIX–нач. XX вв.

Учебники

Басинский, П.В. Русская литература конца XIX-начала XX века и первой эмиграции: пособие для учителя / П.В. Басинский, С.Р. Федякин. – М.: Академия, 2000. – 525 с.

Русская литература XX века (1890-1910): в 2 кн. / Под ред. С.А. Венгерова. – М.: ИД XXI век-Согласие, 2000. – 471 с.

Смирнова, Л.А. Русская литература конца XIX-начала XX века: учебник для студентов педагогических институтов и университетов / Л. А. Смирнова. – М.: Просвещение, 2013. – 383 с.

Соколов, А.Г. История русской литературы конца XIX-начала XX века: учебник для филологических специальностей вузов / А. Г. Соколов. – М.: Высшая школа, 2015. – 432 с.

 

Основная

Аверинцев, С. Противоречия символизма / С.Аверинцев // Вопросы литературы. – 1975. – № 8. – С. 123-142.

Дуганов, Р.В. Велимир Хлебников: природа творчества / Р.В. Дуганов. – М.: Советский писатель, 1990. – 350 с.

Жирмунский, В.М. Творчество Анны Ахматовой / В.М. Жирмунский. – Л.: Наука,1973. – 182 с.

Колобаева, Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. / Л.А. Колобаева. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 335 с.

Максимов, Д.Е. Русские поэты начала века / Д.Е. Максимов. – Л.: Советский писатель, 1986. – 406 с.

Минералова, И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма / И.Г. Минералова. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 269 с.

Минц, З.Г. Поэтика Александра Блока / З.Г. Минц; [вступ. ст. В.Н. Топоров; сост. Л.Л. Пильд]. – СПб.: Искусство-СПБ, 1999. – 727 с.

Сарычев, В.А. Эстетика русского модернизма: проблема «жизнетворчества» / В. А. Сарычев. – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1991. – 318 с.

Швейцер, В.А. Быт и Бытие Марины Цветаевой / В.А. Швейцер. – М.: СП Интерпринт, 1992. – 544 с.

Эткинд, Е.Г. Единство «Серебряного века» / Е.Г.Эткинд // Звезда. – 1989. – № 12. – С. 21-39.

 

Дополнительная

Заманская, В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века: учебное пособие / В.В.Заманская. – М.: Наука, 2002. – 303 с.

Кацис, Л.Ф. В.Маяковский: поэт в интеллектуальном контексте эпохи / Л.Ф.Кацис. – М.: Изд-во Рос. Гос. гуманит. ун-та, 2000. – 234 с.

Серебряный век русской поэзии / сост. Н.Б. Банникова. – М.: Просвещение, 1993. – 431 с.

Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического / В.Н.Топоров. – М.: Прогресс, 1995. – 735 с.

ХХ век

Основная

Алексеева, Л. Ф. и др. История русской литературы XX века: в 4 т. / Л.Ф. Алексеева. – М.: Высшая школа, 2005.

Баевский, В.С. История русской поэзии 1730-1980 / В.С. Баевский. – М.: Интерпракс, 2004. – 296 с.

Белякова, Н. Н. и др. Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина / Н.Н. Белякова. – М.: Флинта, 2006. – 439 с. Избранные имена. Русские поэты XX века / под ред. Н. М. Малыгиной. – М.: Флинта, 2006. – 289 с.

Нефагина, Г.Л. Русская проза конца ХХ века / Г.Л. Нефагина. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 320 с.

Русская литература XX века: в 2 т. / под ред. Л. П. Кременцова. – М.: Академия, 2003. – Т.1. – 496 с.; Т.2. – 461 с.

Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература / И.С. Скоропанова. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 607 с.

Дополнительная

Акимов, В.М.Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады / В.М.Акимов. – М.: Народное образование, 1995. – 55 с.

Альфонсов, В.Н. Поэзия Б. Пастернака / В.Н. Альфонсов. – Л.: Советский писатель, 1990. – 368 с.

Давыдова, Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция: (Е. Замятин, И. Шмелев, М. Пришвин, А. Платонов, М. Булгаков и др.) / Т.Т. Замятин. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 330 с.

Жолковский, А.К. М. Зощенко: поэтика недоверия / А.К. Жолковский. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 331 с.

Куляпин, А.И. Проблемы творческой эволюции В.М. Шукшина / А.И. Куляпин. – Барнаул: Издательство АГУ, 2006. – 199 с.

Куляпин, А.И. Творчество М. Зощенко: истоки, традиции, контекст / А.И. Куляпин. – Барнаул: Издательство АГУ, 2002. – 172 с.

Курбатов, В.Я. Валентин Распутин. Личность и творчество / В.Я. Курбатов. – М.: Советский писатель, 1992. – 174 с.

Пятигорский, А.М. Пастернак и доктор Живаго: Субъективное изложение философии доктора Живаго / А.М. Пятигорский // Пятигорский А.М. Избранные труды. – М.: Языки русской культуры, 1996. – С.213-230.

Руднев, В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев. – М.: Аграф, 2001. – 599 с.

Соколов, Б.В.Булгаков: Энциклопедия / Б.В. Соколов. – М.: Алгоритм, 2003. – 542 с.

Чудакова, М. Жизнеописание М. Булгакова / М. Чудакова. – М.: Книга, 1988. – 495 с.

Чупринин, С. Русская литература сегодня: Большой путеводитель / С. Чупринин. – М.: Время, 2007. – 575 с.

Яблоков, Е.А. Художественный мир М. Булгакова / Е.А. Яблоков. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 420 с.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Методический блок контролирует сформированность системы профессиональных знаний и умений в преподавании литературы в школе.

Этапы работы с текстом художественного произведения отражают три стадии в его восприятии, а также этапы развертывания читательской деятельности:

1. Стадия непосредственного восприятия характеризуется целостностью, яркостью, непосредственностью, включением воображения — это так называемое «восприятие сердцем». Эта стадия включает такие этапы, как подготовка к чтению (просмотровое чтение), первичное (ознакомительное) чтение и проверка первичного восприятия.

С точки зрения организации деятельности это этап погружения в совместную читательскую деятельность учителя и читателей-школьников, на котором происходит пробуждение любопытства, заинтересованности как в новом тексте, так и в новых способах работы с ним.

2. Стадия обдумывающего восприятия («сердце+ум» или «умные эмоции», по Л. Выготскому) обеспечивает понимание прочитанного, когда включаются мыслительные процессы. Эта стадия завершается эстетической оценкой прочитанного. После проверки первичного восприятия следует постановка учебной задачи, которая организует анализ-перечитывание текста с использованием разных видов и приемов анализа (литературоведческих и творческих). Происходит развертывание совместной читательской деятельности в форме коллективного учебного диалога, в процессе которого формируются следующие аналитические умения: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором, устанавливать причинно-следственные связи, понимать авторскую позицию, выделять главную мысль. Используется изучающее и выборочное чтение.

3. Стадия влияния художественного текста на личность читателя как результат восприятия. Происходит вторичный синтез: обобщение прочитанного, формулирование главной мысли, интерпретация через литературно-творческие задания. Это этап оформления и предъявления результатов совместной деятельности: что поняли (открыли?), чему научились? какие новые вопросы появились.

Методическое обеспечение урока предполагает следующие этапы его подготовки:

– выбор класса, типа урока (по дидактической цели: вступительное занятие, чтение и ориентировочное занятие, заключительное занятие; анализ эпизода; и т.п.)

– формулировка темы, цели урока и этапов аналитической работы;

– подбор вопросов на первичное читательское восприятие;

– создание методических условий, способствующих полноценному восприятию художественного произведения (интерпретация текста с помощью других видов искусств и т.п.).

Аналитические умения, составляющие систему читательских умений:

– умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью (функцией) в произведении;

– умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем в слове;

– умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме;

– умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие раскрытию авторского замысла;

– умение видеть авторское отношение, оценку во всех элементах текста;

– умение осваивать художественную идею произведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: