Атомизм Левкиппа и Демокрита

 

В V веке до н. э. наряду со стихийным материализмом, приверженцы которого полагали первоначалом одну из природных стихий или их совокупность, появляется материализм атомистический, которому суждено было впоследствии стать одним из столпов научного мировоззрения. Его родоначальники – Левкипп (V век до н. э.), о котором практически ничего не известно, и его ученик Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.). Левкипп был первым, кто предположил, что в основании мира лежат разделенные пустотой элементы, названные впоследствии Демокритом атомами (от греч. «неделимый»). Демокрит полагал, что атомы неуничтожимы и вечны, могут иметь бесконечное число форм и размеров, движутся в пустоте с любой возможной скоростью и в любом направлении. В процессе этого хаотичного вечного движения они притягиваются и отталкиваются, образуя таким образом из схожих по форме и размеру частиц тела. Колоссальные скопления атомов закручиваются в огромные вихри, образующие во Вселенной отдельные миры, в границах которых появляются Земля и небесные светила, живые существа и неодушевленная природа. Эти множественные миры, отличающиеся от нашего или почти идентичные ему, рано или поздно обречены погибнуть, столкнувшись друг с другом, а впоследствии зародиться вновь из вечного круговращения частиц.

Составляющие Вселенную атомы и обнимающая их пустота бесконечны и никем не сотворены. Над ними не властны ни люди, ни боги. Напротив, боги, как и души людей, сами состоят из крошечных неделимых частиц, а, значит, потенциально смертны. Лишь великий Фатум, неизбежная необходимость распада и нового соединения властвует над материальным миром, и высшее знание в нем – знание наперед предстоящих столкновений атомов, определяющих их будущее движение. Итак, мир в представлении Демокрита жестко детерминирован (обусловлен), в нем господствует не случайность, а необходимость.

    Довольно оригинальное объяснение получил у атомистов процесс чувственного познания. Поскольку тела состоят из сцепленных друг с другом атомов, наши обоняние, слух и зрение нуждаются в происходящих от них «истечениях», называемых также образами вещей. Эти истечения, соприкасаясь с органами чувств, воздействуют на подобные им атомы в организме человека и дают ему «темное» представление о мире, являющееся начальной ступенью познания. Лишь философия способна проникнуть далее этой чувственной темноты и раскрыть с помощью разума истинное устройство мира.

Очень значимым для последующих поколений мыслителей оказалась идея Демокрита об исключительно материальной природе человека. Раз наши тело и душа состоят из крошечных атомов и распадаются после смерти подобно истлевшему осеннему листу, стоит ли заботиться о посмертном воздаянии за грехи и добрые дела? Стоит ли вообще поклоняться богам, если они не властны над человеком после его кончины и очевидным образом не проявляют себя в повседневной жизни? Именно на эти вопросы даст позже смелые ответы последователь Демокрита Эпикур. Итак, учение атомистов стало одной из важнейших опор здания свободомыслия в отношении религии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: