Философия и философские дисциплины

(логика, философия науки, этика, эстетика, социально-политическая философия, философия права)

 

Как «любовь к мудрости», поиск истинного знания, занятия философией предполагают широту кругозора, многообразие интересов, междисциплинарный характер исследований. Действительно, в большинстве своем великие мыслители живо интересовались, по меткому выражению В. Дильтея, и «царством природы», и «царством духа»: первый философ Фалес был астрономом, Аристотель создал энциклопедически обширное описание всех известных ему наук. Спиноза был оптиком, Декарт и Лейбниц – математиками, математиком и логиком был Бертран Рассел, и таких примеров можно найти еще множество. Не случайно философия на протяжении значительной части своей истории была натурфилософией – «философией природы», т.е. наукой обо всем, что есть в мире – мире зримом и невидимом. Однако общая для всех естественных и гуманитарных наук тенденция к специализации, обособлению отдельных проблемных областей не обошла стороной и философию. Ныне, зайдя на философский факультет любого крупного университета, посетитель видит перед собой целый перечень самостоятельных кафедр, каждая из которых занимается определенным кругом вопросов. Иногда может показаться, что в современной философии уже не осталось философов как таковых – неких «перипатетиков», обсуждавших некогда вопросы на прогулках с Аристотелем, – но есть лишь историки зарубежной и русской философии, логики, религиоведы и т. п. Однако это впечатление обманчиво. Различение философских дисциплин призвано облегчить систематизацию и осмысление огромного многообразия философских концепций, отнюдь не подменяя собой «философствования» как такового, и, несмотря на многообразие разделов в современной философии, все они, как и два с половиной тысячелетия тому назад, органически связаны в «любви к мудрости». Как уже отмечалось выше, философия – это одна из форм общественного сознания, активно взаимодействующая с другими формами, и значительная часть работ в ней имеет междисциплинарный характер. Во многом именно этой междисциплинарностью обусловлено существование многих философских дисциплин.

В числе основных разделов философского знания можно назвать следующие: онтология, гносеология и философия сознания, философская антропология, социально-политическая философия, о которых речь шла выше. Кроме того, в структуру философии входит множество других философских дисциплин – логика, философия науки, этика, эстетика, философия права, философия религии и др.

Логика – философская дисциплина, занимающаяся законами, формами и приемами интеллектуальной познавательной деятельности. Поскольку наше мышление всегда осуществляется в языковой форме, объектом логических исследований являются языковые конструкции, выполнение ими познавательных функций. Этот раздел философского знания развивается и в древней Греции, и на древнем Востоке: в Китае (моизм) и Индии (школа ньяя), – не в последнюю очередь благодаря потребности в совершенствовании навыков публичных выступлений (риторика) и дискуссий (диалектика). Софисты, учившие искусству спора, часто прибегали к недобросовестным полемическим приемам, обращая в свою пользу логические ошибки, которые их оппоненты зачастую замечали, но не могли объяснить и исправить. Основателем логики как науки является Аристотель, создавший первую логическую теорию и сформулировавший в «Метафизике» три логических закона: закон тождества («невозможно ничего мыслить, если не мыслить [каждый раз] что-нибудь одно»), закон запрещения противоречия («невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле») и закон исключенного третьего («не может быть ничего посредине между двумя противоречащими [друг другу] суждениями, но об одном [субъекте] всякий отдельный предикат необходимо либо утверждать, либо отрицать»). Позднее к этим трем законам был добавлен четвертый – достаточного основания (всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным, т.е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным).

 В настоящее время логика – многоплановая и разветвленная наука, в которой существует три основных раздела: теория рассуждений (дедуктивных и правдоподобных), металогика (в ней исследуются способы построения различных логических теорий и их свойства) и методология, – а также различается значительное число видов: силлогистика, логика высказываний и логика предикатов, модальная, неформальная, математическая, символическая, диалектическая и др. В XX веке появляются также так называемые неклассические логики, значительно отличающиеся от предшествовавших логических систем вариациями в законах и правилах, благодаря которым становится возможным создание новых моделей логической истины. Примеры неклассических логик, отрицающих третий логический закон – «нечеткая» логика (fuzzy logic) и интуиционистское исчисление высказываний, отражающее характерные для интуиционизма (рассмотрение математических суждений с позиций интуитивной убедительности) способы рассуждения.

Философия науки – это, пожалуй, не менее близкая к научному взгляду на мир, чем логика, философская дисциплина. Предмет ее изучения – наука как гносеологический и социокультурный феномен – интересовал ещё Платона и Аристотеля. Однако лишь ко времени расцвета науки в Новое время этот раздел философского знания, будучи тесно связан с теорией познания, становится важнейшей областью философского исследования, сохраняя свое значение и впоследствии и оставаясь одной из самых технически сложных и близких к междисциплинарности философских дисциплин. Над вопросами отношения науки и философии, научной методологии работали такие мыслители как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель. В качестве особого философского направления философия науки формируется в трудах позитивистов: О. Конта, Дж. С. Милля, Г. Спенсера, поставивших перед собой задачу разработать некий методологический идеал, к которому можно было бы привести научно-познавательную деятельность. Их учение было воспринято и дополнено представителями нео- и постпозитивизма – философских течений, в рамках которых, как и в рамках неорационализма и критического рационализма, философия науки выступила не только в роли философской дисциплины, но фактически исчерпывает своей проблематикой содержание этих философских концепций. В марксизме, феноменологии, неотомизме, экзистенциализме и др. направлениях современной философии рассмотрение науки не является главной задачей, будучи встроено в более общий философский контекст. Основные проблемы философии науки – поиск критериев объективности знания, закономерностей исторического развития науки и возможности его реконструкции, степени и характера влияния на науку социальных и культурных детерминант познания.

В числе важнейших для повседневного существования человека философских дисциплин можно смело назвать этику и эстетику. Нетрудно заметить, что, занимаясь поиском ответа на вечный вопрос о смысле жизни и месте человека в мироздании, философия, как, впрочем, и религия, должна заниматься и проблемой нравственности, определением моральных ориентиров, критериев различения добра и зла. Связь философии и морали дисциплинарно оформлена в рамках такого раздела философского знания, как этика. Помимо второго кантовского вопроса – «что я должен делать?» – система морали имеет дело с категориями добродетели и порока, свободой воли, нормами и нравственными санкциями. Этику иногда именуют также «практической философией», поскольку она, как наука о морали (нравственности), призвана дать человеку ориентиры повседневной деятельности и нормы общежития – сосуществования с другими людьми.

Разными вариантами ответа на этические вопросы были учение гедонистов, превозносивших удовольствия материального мира, знаменитое «золотое правило нравственности», призывающее «относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Другие ответы мы находим в учениях стоиков об апатии – бесстрастии или в учении Августина о постижении божественного порядка в мироздании и исполнении христианских заповедей, в идее «следования за геометрией и физикой», к которому призывал Гоббс или в марксистском проекте трансформации общественной жизни на новых справедливых началах.

Этика нуждается в понятии ценности – того, к чему должно стремиться и что должно беречь как обладающее положительным значением и функцией. Ключевые категории аксиологии – категории добра и зла, их различение происходит не логико-дедуктивно, поскольку каждый человек вкладывает в них нечто свое, но интуитивно, эмоционально.

Помимо специальной теории ценностей, создаваемой мыслителями в рамках аксиологии, мы вырабатываем свою систему витальных (т.е. таких, от которых зависят жизнь, безопасность, здоровье), этических, эстетических, политических, социальных и религиозных ценностей, на которой основывается наша мировоззренческая позиция. Эта система ценностей оказывает непосредственное влияние не только на наше поведение, определяя моральные нормы, допустимое, желательное и запретное в повседневной деятельности, но и на эстетическое видение мира, нашу политическую позицию и положение в обществе.

 Философская разработка вопросов в этих областях, разрешаемых нами зачастую лишь интуитивно, осуществляется в рамках таких дисциплин, как эстетика (учение о сущности и формах прекрасного, искусстве как особой форме общественного сознания), политическая философия (философское исследование природы государства и власти, прав и обязанностей человека как гражданина), социальная философия (область философии, анализирующая общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий) и философия права. Философия права – дисциплина, исследующая онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права как особого духовного явления и специфической формы общественных отношений.

 

Контрольные вопросы

1. Где и когда возникает философия? Признаки философского знания.

2. Философия и мифология: связь, отличия.

3.. Является ли философия наукой?

4. Какова роль философии в формировании мировоззрения?

5. Основные функции философии.

6. Как связана философия с другими формами общественного сознания?

7. Структура философии: философия и философские дисциплины.

 

Литература

Артемьева Т.В., Микешин М.И. Философия как судьба // Вопросыфилософии. 2000. № 2.

История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). М., 1995. 336 с.

Клишина С.А. Философия науки. Наука и ценности. М., 2004, 124 с.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992, 416 с.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб., 1995. 880 с.

Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки. 1989. № 6.

Губин В. Д. Философия. М., 2013, 342 с.

Голубинцев В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д. 2010.

Новая философская энциклопедия. М., 2010. Статьи: философия, мировоззрение, наука, религия, мораль, миф.

Яскевич Я.С., Вязовкин В.С., Гафаров Х.С. Основы философии. Минск, 2008. 267 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: