double arrow

Итоги развития философии XVII – XVIII веков


 

Развитие философии в XVII – XVIII веках привело к парадоксальным результатам. С одной стороны, работы Исаака Ньютона заложили основу нового естествознания и стали, наряду с другими научными открытиями того времени, сильнейшим аргументом в пользу эмпирического подхода. В середине XVIII века шведский ученый Эмануэль Сведенборг сформулировал это умонастроение в работе «Животное царство» следующим образом: «Разве мог кто-нибудь вывести синтетически из одних лишь врожденных идей внутреннее строение животного до того, как эмпирически исследовал его?»

С другой стороны, критика Дэвида Юма продемонстрировала ограниченность эмпиризма как философской концепции. Юм смог убедительно продемонстрировать, что, если опыт действительно является единственным источником наших знаний о мире, то никакие наши знания не могут считаться достоверными. Эта «проблема Юма» оказалась настолько значительной, что философы продолжают возвращаться к ней даже сегодня.

Доминирующей системой университетской философии на континенте к концу XVIII века оказалась рационалистическая метафизика Готфрида Вильгельма Лейбница, непримиримого противника Ньютона и его теории гравитации. Система Лейбница, несмотря на внешнюю экзотичность, оказалась наиболее логически корректной и последовательной из философских систем XVIII века. Она успешно интегрировала большинство научных знаний своего времени, не вступая при этом в противоречие с религией, и позволяла построить целостную и непротиворечивую картину мира, оказавшуюся востребованной у интеллектуалов той эпохи.

Тем не менее, разрыв теоретической философии с научной практикой наметил кризис в философии второй половины XVIII века – кризис, который сможет разрешить только Иммануил Кант. Кант предложил принципиально новую модель философии, объединяющую на первый взгляд несовместимые вещи: классический эмпиризм, юмовский агностицизм и рационалистическую концепцию «врожденных идей».

Контрольные вопросы

1. Новоевропейская философия: специфика и основные идеи.

2. Дилемма эмпиризма и рационализма.

3. Рационализм Декарта и Спинозы: общее и особенное.

4. Философия Лейбница, ее влияние на идеологию Просвещения.

5. Основные идеи европейского Просвещения.




 

Литература

Голубинцев В.О., Данцев А. А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М., 2013, 342 с.

Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 3. Новое время. СПб., 1996, 736 с.

История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV – XIX веков). М., 1998, 560 с.

Соколов В.В. Европейская философия XV–XVIII веков. М., 1996.

Рассел Б. История западной философии. М., 2009, 512 с.

 

Глава 5. Немецкая классическая философия. Основы марксистской философии

Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Философия Фихте. Философия Шеллинга. Система Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Основные принципы философии марксизма.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: