Научно-методическое учреждение
«Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь
Учебная программа факультативных занятий
«Основы финансовой грамотности»
Для VIII – IX классов
учреждений общего среднего образования
Составители: Ю.В.Сакович, М.А.Краснова
Минск
Пояснительная записка
Экономическая подготовка подрастающего поколения является одной из важнейших составляющих образования человека, необходимой для его существования в условиях рыночных отношений. Практика свидетельствует, что без знания основ экономики и финансовой грамотности в настоящее время нельзя сознательно воспринимать экономическую действительность, разбираться в общественной жизни, компетентно и эффективно решать задачи хозяйственной практики.
Современная социокультурная ситуация характеризуется постоянно усложняющейся финансовой системой и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг. Учитывая это, приоритетной задачей системы образования становится обеспечение процесса передачи опыта, финансовых знаний и навыков, позволяющих подрастающему поколению успешно адаптироваться в социально-экономической среде.
|
|
Задачами, стоящими перед системой общего среднего образования в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, является подготовка учащихся к полноценной жизни в обществе, формированию готовности к самостоятельному жизненному выбору, принятию взвешенных решений, в том числе и финансовых. Понимание этих реалий обществом создает предпосылки для повышения уровня финансовой грамотности населения, начиная с получения базовых навыков управления личными финансами до системного представления о финансовых институтах государства.
В связи с этим представляется целесообразным введение в образовательный процесс общего среднего образования факультативных занятий «Основы финансовой грамотности», который будет способствовать получению учащимися знаний в области финансов, развитию необходимых навыков эффективного планирования личного бюджета и разумного использования финансовых продуктов и услуг, а также обеспечения собственной финансовой безопасности и независимости.
Цели факультативных занятий:
формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, позволяющих эффективно решать финансовые вопросы.
Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:
овладение базовыми знаниями функционирования финансовых рынков, институтов, финансовых продуктов и услуг, управления личными и семейными финансами;
|
|
формирования положительной мотивации учащихся к постоянному получению новых знаний в области финансов;
воспитание финансово-ответственного поведения и финансовой культуры;
содействие профессиональному самоопределению учащихся.
В учебную программу факультативных занятий включены основные сферы финансовой грамотности: доходы и расходы; финансовое планирование и бюджет; личные сбережения; кредитование; инвестирование; страхование; риски и финансовая безопасность; основы финансовой математики. Программа разработана на основе компетентностного подхода и направлена на обучение учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни. После каждого раздела приведены требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся, представленные тремя составляющими. Раздел «Знать» включает набор знаний, необходимых человеку для полноценной деятельности в финансовой сфере. Раздел «Уметь» включает умения и навыки финансового поведения, умения принимать эффективные финансовые действия. Раздел «Применять» содержит указание, где могут быть использованы полученные знания и умения. В процессе обучения приоритетными должны стать активные и интерактивные методы обучения, практические работы, выполнение заданий и решение задач прикладного характера, исследовательская и игровая деятельность. В процессе организации факультативных занятий важным представляется посещение местных отделений банков и страховых компаний, а также приглашение специалистов этих организаций для проведения занятий.
В результате освоения учебной программы факультативных занятий учащиеся должны:
усвоить базовые знания в области финансов;
понимать принципы управления личными финансами и формирования личного финансового благосостояния, функционирования финансового рынка, финансовых инструментов;
уметь использовать приобретенные знания для решения различных финансовых вопросов.
Учебная программа факультативных занятий «Основы финансовой грамотности» предназначена для учащихся VIII–IX классов. На ее изучение отводится 1 учебный час в неделю, 35 учебных часов в год.
VIII класс
35 часов
Введение (1 ч.). Цели и задачи факультативных занятий. Уровень финансовой грамотности населения Беларуси. Роль денег в нашей жизни. Почему важно быть финансово грамотным человеком.
Тема 1. Семейный (личный) бюджет (10 ч.)
Потребности и труд (1 ч.). Потребности человека. Ограничение потребностей. Формирование представления о необходимости выбора. Благо как экономическое понятие. Блага и потребности. Труд в семье и на производстве. Профессии людей. Взаимозависимость людей разных профессий при создании товаров и услуг.
Семейные (личные) доходы и расходы (1 ч.). Потребности семьи (человека) и возможности их удовлетворения. Источники доходов. Диверсификация доходов. Классификация расходов. Что значит экономить. Как управлять расходами. Как сократить расходы.
Семейный бюджет (1 ч.). Понятие «семейный бюджет». Как правильно вести и распределить семейный (личный) бюджет. Электронные приложения для ведения семейного бюджета и финансового планирования.
Домашняя бухгалтерия (1 ч.). Потребности и желания. Оптимизация доходов и расходов семьи. Дефицитный, сбалансированный и профицитный бюджет. Создание «чрезвычайного денежного фонда».
Принятие финансовых решений (1 ч.). Как мы обычно принимаем финансовые решения. Этапы принятия финансовых решений. Определение целей. Подбор альтернатив. Выбор лучшего варианта. Отношение к деньгам.
Финансовое планирование(1 ч.). Эффективное ведение домашнего хозяйства. Финансовые планы. Зачем семье нужны финансовые планы.
|
|
Практические занятия (3 ч.):
1. Учет доходов и расходов семьи.
2. Разработка критериев принятия решений. Финансовая игра «Покупаем велосипед».
3. Составление личного финансового плана.