Интенсивные негативные эмоции в модели схема-режимов принято увязывать с режимами уязвимого или покинутого/подвергшегося насилию ребенка. Пациенты избегают этих переживаний или гиперкомпенсируют их посредством копинговых режимов. Основная задача работы с этими режимами - помочь пациенту соприкоснуться с отрицательными эмоциями и переработать их. Это достигается за счет изменения переживаний в ходе эмоционально-фокусированных интервенций (рескриптинг и диалоги с использованием стульев). Таким образом, психологические проблемы пациента прорабатываются на глубинном уровне, т.е. на уровне их формирования в раннем возрасте.
Говоря в общем, главные цели работы с «уязвимым ребенком» - валидация переживаний, переработка (травмирующих) воспоминаний, эмоций и когниций и создание позитивного эмоционального опыта в безопасных и благожелательных терапевтических отношениях. Предполагается, что в дальнейшем пациенты научатся самостоятельно заботиться о травмированных частях своей личности. Терапевт побуждает пациента серьезнее относиться к своим потребностям, которые не реализуются должным образом в нездоровых отношениях, обусловленных дисфункциональными режимами. Таким образом, забота об «уязвимом ребенке» требует установления более здоровых межличностных отношений. Удовлетворение потребностей пациента в рамках таких отношений и за их пределами приводит к ослаблению дисфункциональных режимов совладания, таких как капитуляция, избегание, отстранение, самоуспокоение или агрессия и унижение других людей.
|
|
Репарентинг и вспомогательный репарентинг в терапевтических отношениях
Когда в ходе сессии пациент демонстрирует чувства, характерные дня режима уязвимого ребенка, терапевт обязан признать их с особой заботой. Ограниченный репарентинг также подразумевает похвалу и эмоциональную поддержку. Иногда терапевт может прибегать к «дополнительному репарентингу», предлагая пациенту различные перекидные объекты, например плюшевую игрушку, помогающую тому успокоиться, и проч. В классической схема-терапии Дж. Янга (Young el al., 2003) в рамках «дополнительного репарентинга» терапевт предоставляет пациенту номер телефона, по которому тот может звонить ему в неприемные часы. Многие терапевты находят такой стандарт неприемлемым, исходя из необходимости разделения частной жизни и профессиональных обязанностей. Надорт и др. (Nadort et al., 2009) провели в этой связи специальное исследование значения кризисной поддержки в нерабочее время для пациентов с ПРЛ, для которых такое вмешательство считается особенно важным. Никакого влияния на ход выздоровления не было выявлено, и впоследствии этот стандарт был удален из протокола лечения ПРЛ. Подходящей альтернативой может быть адрес электронной почты, куда пациент мог бы направлять сообщения, находясь в состоянии уязвимого ребенка. Электронная почта обеспечивает пациенту низкопороговый (low-threshold) доступ к терапевту без вмешательства в частную жизнь последнего в нерабочее время. Часто терапевты отмечают, что пациенты излагают проблемные вопросы в письмах до того, как поднять их во время сессии.
|
|
Однако некоторым пациентам оказывается полезным иметь телефонный номер терапевта, так как даже голос врача, записанный на автоответчик, помогает им успокоиться. Можно прибегать и к другим терапевтическим приемам с использованием голоса терапевта, например, записать сообщение для «уязвимого ребенка», которое можно было бы прослушивать в состоянии волнения или напряжения, а также рескриптинговое упражнение для самостоятельного выполнения.
При схемной работе с пациентами с ПРЛ все сессии обязательно записываются, и пациентам можно давать задание прослушивать их дома (Arntz& van Genderen, 2009).
Когнитивные техники
На когнитивном уровне пациентам часто приходится разъяснять нормальные права ребенка и его нормальные потребности. Травмированные пациенты обычно полагают
(осознают они это или нет), что они сами виноваты в том, что с ними жестоко обращались в детстве, или что они несут ответственность за разрешение запутанных семейных конфликтов. Такие нереалистичные представления следует развенчивать при помощи когнитивных техник. Когнитивные упражнения используются также для снижения чувства отчаяния и безнадежности, характерных для режима уязвимого ребенка.
Эмоционалъно-фокусированные техники
Основная эмоционально-фокусированная техника работы с режимом уязвимого ребенка - рескриптинг, или «переписывание» отрицательного опыта в воображении.
При выполнении соответствующего упражнения пациент мысленно погружается в травмирующие воспоминания через образы, связанные с актуальными негативными переживаниями. Эти образы затем изменяются так, чтобы удовлетворить потребности ребенка (или пациента в другом возрасте). Негативные чувства, такие как тревога, гнев, стыд, отвращение и угроза, ослабляются, а чувства привязанности и безопасности усиливаются.