Работа с режимами уязвимого ребенка

Интенсивные негативные эмоции в модели схема-режимов принято увязывать с режимами уязвимого или покинутого/подвергшегося насилию ребенка. Пациенты избегают этих переживаний или гиперкомпенсируют их посредством копинговых режимов. Основная задача работы с этими режимами - помочь пациенту соприкоснуться с отрицательными эмоциями и переработать их. Это достигается за счет изменения переживаний в ходе эмоционально-фокусированных интервенций (рескриптинг и диалоги с использованием стульев). Таким образом, психологические проблемы пациента прорабатываются на глубинном уровне, т.е. на уровне их формирования в раннем возрасте.

Говоря в общем, главные цели работы с «уязвимым ребенком» - валидация переживаний, переработка (травмирующих) воспоминаний, эмоций и когниций и создание позитивного эмоционального опыта в безопасных и благожелательных терапевтических отношениях. Предполагается, что в дальнейшем пациенты научатся самостоятельно заботиться о травмированных частях своей личности. Терапевт побуждает пациента серьезнее относиться к своим потребностям, которые не реализуются должным образом в нездоровых отношениях, обусловленных дисфункциональными режимами. Таким образом, забота об «уязвимом ребенке» требует установления более здоровых межличностных отношений. Удовлетворение потребностей пациента в рамках таких отношений и за их пределами приводит к ослаблению дисфункциональных режимов совладания, таких как капитуляция, избегание, отстранение, самоуспокоение или агрессия и унижение других людей.

Репарентинг и вспомогательный репарентинг в терапевтических отношениях

Когда в ходе сессии пациент демонстрирует чувства, характерные дня режима уязвимого ребенка, терапевт обязан признать их с особой заботой. Ограниченный репарентинг также подразумевает похвалу и эмоциональную поддержку. Иногда терапевт может прибегать к «дополнительному репарентингу», предлагая пациенту различные перекидные объекты, например плюшевую игрушку, помогающую тому успокоиться, и проч. В классической схема-терапии Дж. Янга (Young el al., 2003) в рамках «дополнительного репарентинга» терапевт предоставляет пациенту номер телефона, по которому тот может звонить ему в неприемные часы. Многие терапевты находят такой стандарт неприемлемым, исходя из необходимости разделения частной жизни и профессиональных обязанностей. Надорт и др. (Nadort et al., 2009) провели в этой связи специальное исследование значения кризисной поддержки в нерабочее время для пациентов с ПРЛ, для которых такое вмешательство считается особенно важным. Никакого влияния на ход выздоровления не было выявлено, и впоследствии этот стандарт был удален из протокола лечения ПРЛ. Подходящей альтернативой может быть адрес электронной почты, куда пациент мог бы направлять сообщения, находясь в состоянии уязвимого ребенка. Электронная почта обеспечивает пациенту низкопороговый (low-threshold) доступ к терапевту без вмешательства в частную жизнь последнего в нерабочее время. Часто терапевты отмечают, что пациенты излагают проблемные вопросы в письмах до того, как поднять их во время сессии.

Однако некоторым пациентам оказывается полезным иметь телефонный номер терапевта, так как даже голос врача, записанный на автоответчик, помогает им успокоиться. Можно прибегать и к другим терапевтическим приемам с использованием голоса терапевта, например, записать сообщение для «уязвимого ребенка», которое можно было бы прослушивать в состоянии волнения или напряжения, а также рескриптинговое упражнение для самостоятельного выполнения.

При схемной работе с пациентами с ПРЛ все сессии обязательно записываются, и пациентам можно давать задание прослушивать их дома (Arntz& van Genderen, 2009).

Когнитивные техники

На когнитивном уровне пациентам часто приходится разъяснять нормальные права ребенка и его нормальные потребности. Травмированные пациенты обычно полагают

(осознают они это или нет), что они сами виноваты в том, что с ними жестоко обращались в детстве, или что они несут ответственность за разрешение запутанных семейных конфликтов. Такие нереалистичные представления следует развенчивать при помощи когнитивных техник. Когнитивные упражнения используются также для снижения чувства отчаяния и безнадежности, характерных для режима уязвимого ребенка.

Эмоционалъно-фокусированные техники

Основная эмоционально-фокусированная техника работы с режимом уязвимого ребенка - рескриптинг, или «переписывание» отрицательного опыта в воображении.

При выполнении соответствующего упражнения пациент мысленно погружается в травмирующие воспоминания через образы, связанные с актуальными негативными переживаниями. Эти образы затем изменяются так, чтобы удовлетворить потребности ребенка (или пациента в другом возрасте). Негативные чувства, такие как тревога, гнев, стыд, отвращение и угроза, ослабляются, а чувства привязанности и безопасности усиливаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: