Терапевтические отношения

В терапевтических отношениях мы ограничиваем действие дисфункциональных режимов при первом же их проявлении. Терапевт создает для пациента модель позитивной и сбалансированной самооценки. Более того, ограниченный репарентинг сам по себе является мощным антагонистом родительских режимов.

Пациенты с режимом карающего родителя склонны истолковывать нейтральные замечания (или отсутствие замечаний) с точки зрения «карающего родителя»: «Когда я делаю новую стрижку, и никто ее не хвалит, мне кажется, что стрижка никому не нравится». Комментарии терапевта также могут быть интерпретированы в этом ключе, поэтому терапевт должен внимательно следить за этим в ходе сессии и устанавливать границы «наказывающей» родительской части пациента. Это можно делать на любом этапе сессии при помощи когнитивных техник, направленных на коррекцию когнитивных искажений, характерных для данного режима.

Пример из практики: ограничение действия режима карающего родителя

Джейн (см. раздел 2.1.3) не выполнила последнего задания терапевта, которое касалось подготовки заявления о приеме на работу. «Я такая неудачница, у меня ничего не выходит!» - жалуется пациентка. Терапевт выставляет границы режиму карающего родителя, подвергая сомнению чрезмерно негативную самооценку Джейн, хотя неспособность пациентки устроиться на работу является очевидной проблемой: «Очень жаль, что вам не удалось выполнить задание. Нам придется поискать другие пути решения вопроса. Однако это неправда, что вы полная неудачница, - это голос вашего «карающего родителя». Вы прекрасно справляетесь с множеством задач. Если вы делаете ошибку и попадаете во власть этого режима, у вас пропадает желание двигаться дальше, и вы отказываетесь что-либо предпринимать. Вы согласны со мной?»

Ограниченный репарентинг и эмпатическая конфронтация в схема- терапии связаны неразрывно. С одной стороны, пациенту обеспечивается забота. С другой стороны, пациенту в эмпатической форме предъявляются его проблемные паттерны, такие как дисфункциональные копинговые режимы или отсутствие дисциплины.

Обсуждение этих болезненных и важных вопросов часто приводит к активации режимов карающего родителя: «Вы ко мне плохо относитесь, и все ко мне плохо относятся, потому что я скучная и не умею общаться с людьми!» Терапевт обязан справляться с подобными ситуациями. Обычно мы говорим пациенту, что затрагиваем болезненные для него темы из добрых побуждений, так как наша задача - помочь ему.

Терапевты зачастую избегают конфронтации с пациентом по поводу трудных тем из опасения активировать режим карающего родителя. Разумное сочетание ограниченного репарентинга и эмпатической конфронтации позволяет обсуждать болезненные темы, обеспечивая пациенту заботу и одновременно предъявляя ему проблемные паттерны.

Пример из практики: сочетание эмпатической конфронтации и ограниченного репарентинга

Люси (см. раздел 6.1.4) не способна взять на себя ответственность за свою, жизнь, включая учебу. Формально она продолжает образование, но всякий раз, когда она сталкивается с трудностями, она переходит в режим избегания. За последние несколько лет она практически не посещала занятий. Она должна была закончить учебное заведение пять лет назад, но все время переносит окончание курса, и похоже, что это может продолжаться до бесконечности. Она отказывается обсуждать свои перспективы в сколько-нибудь реалистичном свете (возможно, потому что она попросту не знает, чем ей заняться); вместо этого она посещает врачей и психотерапевтов, жалуется на депрессию и усталость и просит выписать ей очередную порцию лекарств или назначить курс лечения в клинике. Случай Люси концептуализируется как проявление режимов покорной капитуляции и избегания. Конфронтация с таким проблемным копинговым режимом со всей вероятностью приведет к активации режима карающего родителя.

Терапевт: [объясняет пациентке, что она проявляет зависимое поведение, чтобы избежать реалистичной оценки своего отношения к учебе.]

Люси [активируется режим карающего родителя]: Вот опять у меня в жизни все не так! Вы правы: я неудачница и веду себя как зависимый подросток, когда я жалуюсь врачам на депрессию. Я тупица, и никогда не сдам экзамены!

Т. [не меняет темы, но возвращает пациентку к реальности и указывает ей на действие родительского режима]: Люси, вы правы, я высказываю несколько критические замечания в ваш адрес. Мне было интересно понять, не пытаетесь ли вы избежать признания того, как в действительности у вас обстоят дела с учебой? Я предполагаю, что вы выбираете зависимое поведение вместо того, чтобы взять на себя ответственность. Это очень важный вопрос. Однако я не утверждаю, что вы неудачница или тупица! Я забочусь о вас и очень хочу вам помочь, вот почему я поднимаю болезненную тему зависимости. Более того, я чувствую, что активировался ваш режим карающего родителя. Я прав?

Л.: Да, это так, потому что вы критиковали меня. Когда меня кто-то критикует, я начинаю чувствовать себя ни на что не годной тупицей.

Т.: Похоже, что это так. Поэтому мне кажется важным работать с вашим режимом карающего родителя, чтобы вы научились спокойно воспринимать критические замечания и не избегать столкновений с действительностью. Хотя я знаю, что учеба является для вас болезненной темой, я буду говорить о ней, потому что на данном этапе жизни для вас это самый важный вопрос. Я очень хочу вам помочь, и у меня нет в мыслях обесценивать вас!

Л.: Я знаю это, но все равно чувствую себя неуверенно...

Т.: Это вполне объяснимо, так как вам мешает ваш родительский режим. Ваша здоровая взрослая часть понимает, что мы должны обсуждать вашу учебу и ваше зависимое поведение, но вы, похоже, так боитесь своего «наказывающего родителя», что предпочитаете ни о чем не разговаривать. Хотя я понимаю, что в данную минуту об этом говорить неприятно, мы должны добиться того, чтобы вы не избегали обсуждения трудных тем. Если избегать проблем, мы никогда не сможем их разрешить. Я думаю, что в первую очередь мы должны работать с вашей «наказывающей» стороной, чтобы вы перестали ее бояться. Когда мы этого добьемся, вы будете гораздо смелее говорить о своей учебе. Вам понятно, что я имею в виду?

Когнитивные техники

Когнитивные интервенции направлены на изменение характерного для «карающего родителя» черно-белого восприятия себя и действительности - «Я полное ничтожество, а все остальные люди совершенны» - и повышение самооценки пациента. В этих целях могут использоваться все классические техники КПТ. Ниже приводится приблизительный и далеко не исчерпывающий список когнитивных приемов, подходящих для работы с дисфункциональными родительскими режимами.

(1) Расскажите пациенту о причинах формирования высокой или низкой самооценки.

(2) Проанализируйте биографические корни дисфункционального родительского режима.

(3) Проведите переструктурирование крайне негативных установок пациента в отношении своей личности. Найдите здоровые альтернативы черно-белому мышлению.

(4) Попросите пациента вести дневник позитивных событий; необходимо отмечать хотя бы одно позитивное событие ежедневно.

(5) Попросите пациента составить список собственных положительных качеств и характеристик.

(6) Попросите пациента подумать над тем, что в нем ценят окружающие.

(7) Составьте копинговые карточки для проявлений режима карающего родителя (см. таблицу 6.2).

Послания дисфункциональных родительских режимов обычно воспринимаются как эгосинтонные. Следует объяснить пациенту (в рамках психообразования), что самооценка и представления о себе в значительной степени формируются как результат социальной обратной связи. Дети не рождаются с представлениями о себе как о неудачнике или никчемном существе, не заслуживающем похвалы. Здоровой и сбалансированной самооценке ребенка способствует любящее, уважительное отношение родителей. У каждого человека есть недостатки, но это не умаляет его ценности как личности. Однако, если ребенок сталкивается с отвержением, депривацией или жестоким обращением, у него может сформироваться режим карающего родителя и крайне низкая самооценка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: