В теории финансового права финансовый контроль классифицируется по видам, исходя из следующих оснований

В зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяются предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

Известно, что предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств <1>. Применительно к нашей теме следует согласиться с тем, что в практике работы налоговых органов такой контроль носит вспомогательный характер.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996. С. 63.

 

Его использование ограничено стадией планирования проведения налоговой проверки для принятия оптимальных решений.

Зарубежные специалисты, обращая внимание на вспомогательный контроль, считают, что контролерам необходимо концентрировать усилия на этапе планирования проведения налоговой проверки, так как он позволяет разделить совокупность подлежащих проверке лиц на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут иметь их с высокой степенью вероятности <1>. Предварительный контроль призван помочь предпринимателям и другим хозяйствующим субъектам в организации учета и отчетности и не нацелен исключительно на выявление нарушений. Он определяется специалистами как лояльный по отношению к налогоплательщику, так как зачастую осуществляется через помощь в составлении итогового баланса. В отдельных странах уже доказана его эффективность, поэтому роль превентивного контроля возрастает <2>. Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения такой контроль является частью регулярной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками <3>. Примером может служить контроль за объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, за ее экспортно-импортными поставками с целью недопущения занижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов, который осуществляется межрегиональной государственной налоговой инспекцией.

--------------------------------

<1> Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. М.: Гардарика, 1996. С. 13.

<2> Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993. С. 100, 101.

<3> Поролло Е.В. Указ. соч. С. 13.

 

Что касается последующего контроля, то он сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон хозяйственной и финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля <1>. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. Этот контроль осуществляется, прежде всего, методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансовой и хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки <2>. В частности, камеральные налоговые проверки осуществляются только в форме последующего контроля, поскольку в соответствии со ст. 88 НК РФ такие проверки проводятся на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996. С. 63, 64.

<2> См.: Поролло Е.В. Указ. соч. С. 14.

 

В зависимости от органов (субъектов), осуществляющих, выделяется финансовый контроль:

а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

б) президента;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) ведомственный и внутрихозяйственный;

д) общественный;

е) аудиторский.

По объекту выделяется комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий - плановый и внезапный финансовый контроль.

По характеру контрольных мероприятий финансовый контроль подразделяется на плановый и внеплановый (внезапный). В первом случае контроль подчинен определенному планированию, а во втором - осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Например, налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

Финансовый контроль определяют также как сплошной и выборочный. Первая форма налогового контроля основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, а вторая - предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Однако если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения финансового (налогового) законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку.

Классифицируется финансовый контроль в науке финансового права на документальный и фактический. Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах. Реализуется он при помощи следующих приемов: формальной, логической и арифметической проверки документов; юридической оценки хозяйственных операций, отраженных в документах; встречных проверок; оценки правильности отражения данных первичного учета в бухгалтерских проводках; экономического анализа. Всестороннее исследование деятельности предприятия и полноценности первичных документов достигается приемами (методами) фактического контроля, такими, например, как обследование, инвентаризация, экспертиза <1>. В свое время специалистами фактический контроль определялся как "проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в производство и другими способами аналогичного содержания" <2>.

--------------------------------

<1> Поролло Е.В. Указ. соч. С. 15.

<2> Там же.

 

Финансовый контроль подразделяется на обязательный и необязательный (инициативный). Обязательный проводится:

а) в силу требований законодательства;

б) по решению компетентных государственных органов.

Инициативный финансовый контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов.

В частности, общим правилом установлено, что налоговый контроль не является обязательным, а налогоплательщик может не подвергаться контрольным мероприятиям (за исключением камеральных проверок, связанных с фактом подачи самой налоговой декларации и уплаты налога, соответственно) достаточно долго. Тем не менее в отдельных случаях он неизбежен. Так, налоговый инспектор обязан осуществить проверку наличия у индивидуального предпринимателя декларации за отчетный период и подтверждения уплаты налога при снятии его с налогового учета в случае прекращения деятельности <1>. При снятии с учета организации в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость структурные подразделения налоговой инспекции, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет, в обязательном порядке проводят камеральную и выездную налоговые проверки <2>.

--------------------------------

<1> Методические указания для налоговых органов по осуществлению процедуры снятия с учета индивидуальных предпринимателей (приложение к письму МНС России от 11 марта 1999 г. N ВП-6-12/165) // Нормативные акты для бухгалтера. 1999. N 11.

<2> Методические указания для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с учета налогоплательщика-организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации (приложение к письму МНС России от 31 декабря 1998 г. N ВП-6-12/932).

 

По периодичности проведения финансового контроля различаются первоначальный и повторный. Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо из субъектов впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более проверки.

Под методами финансового контроля следует понимать приемы и способы, используемые при реализации той или иной формы финансового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств.

Наличие у финансового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т.е. необходимость использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов. Применение определенного метода зависит и от ряда других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контроля; оснований возникновения контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т.д.

Относительно финансового контроля можно выделить шесть основных методов: наблюдение, обследование, анализ, проверку, инвентаризацию, ревизию и финансово-экономическую экспертизу <1>.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / А.Ю. Ильин и др.; под ред. И.И. Кучерова. М.: Эксмо, 2011; Финансовое право: Учебник для академического бакалавриата / А.Ю. Ильин, М.Н. Кобзарь-Фролова, И.Г. Ленева, В.А. Яговкина; под ред. А.Ю. Ильина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.

 

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

Обследование является одним из основных методов предварительного финансового контроля и направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления соблюдения финансовой дисциплины, а также определения целесообразности всесторонней, более глубокой проверки подконтрольного объекта. Основной целью обследования являются общий анализ финансово-хозяйственной деятельности и выявление ее недостатков. Реализация названной цели достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т.д.

Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей - выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т.д.).

В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы более глубоко анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими права на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; федеральное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т.д.

В зависимости от различных оснований проверки подразделяются на комплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др.

Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений: о направлении проверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства; о применении к нарушителю мер ответственности в соответствии с возложенной компетенцией; о направлении материалов дела в иной компетентный орган финансового контроля; о предъявлении иска в суд в защиту нарушенных прав государства (муниципального образования).

При вынесении решения о привлечении подконтрольного объекта к ответственности акт проверки имеет доказательственную силу, однако указанные в нем факты должны быть исследованы в ходе судебного разбирательства.

Ревизия представляет собой комплексную проверку, направленную на взаимосвязанное изучение финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется с целью выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций, что достигается в ходе контроля за следующими сферами финансово-хозяйственной деятельности: соблюдением финансовой дисциплины; рациональным использованием государственных денежных средств; сохранностью материальных и денежных ресурсов; правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и др.

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квалификации сотрудников проверяющего органа, четкого механизма их взаимодействия, поэтому комплексные проверки осуществляются, как правило, специальными органами финансового контроля - Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.

Ревизии классифицируются на несколько видов по следующим основаниям.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере - не реже одного раза в два года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Руководитель и главный бухгалтер имеют возможность представить по акту ревизии возражения.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Финансово-экономическая экспертиза - проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот прием финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

 

6.3. Особенности функционирования и правового

регулирования внутреннего финансового контроля

 

Актуальным вопросом современной науки финансового права является изучение особенностей правового регулирования конкретных видов финансового контроля, а также проблема систематизации и классификации финансового контроля в Российской Федерации. В частности, такие проблемы вызваны отсутствием специального законодательства в сфере финансового контроля, так как нормы, регулирующие правоотношения в сфере финансового контроля, содержатся:

1) в Налоговом <1> (разд. V "Налоговая декларация и налоговый контроль", а также разд. V.1 и V.2) и Бюджетном <2> (разд. IX "Государственный (муниципальный) финансовый контроль") кодексах Российской Федерации;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

<2> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

 

2) в некоторых специальных федеральных законах (например, в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Законе РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и др.);

3) во многих подзаконных актах (в том числе не имеющих нормативного характера), регулирующих различные процедурные аспекты осуществления финансового контроля (например, письмо ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок", Положение Банка России от 21 июля 2013 г. N 402-П "О порядке передачи в налоговые органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля паспортов сделок в электронном виде" и др.).

Такая бессистемность норм вызывает некоторые сложности для теоретиков и правоприменителей, так как не сформирована единая терминологическая база, значительно различаются подходы к объемам финансового контроля, его видам и методам осуществления, а также отсутствует само определение финансового контроля.

Для более подробного изучения феномена функционирования финансового контроля необходимо рассмотреть различные подходы к понятию "финансовый контроль". А.О. Гусейнов, систематизировав исследования в области финансового контроля, пришел к мнению, что в науке "финансовый контроль рассматривается в трех аспектах: во-первых, с экономической точки зрения как совокупность операций и действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специальных форм и методов его организации; во-вторых, с правовой точки зрения: как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства, за законностью и целесообразностью всех действий, осуществляемых в процессе финансовой деятельности государства; в-третьих, с формально-юридической точки зрения, финансовый контроль рассматривается в качестве комплексного института финансового права" <1>. С точки зрения финансового права наиболее актуальными являются подходы, при которых финансовый контроль изучается как регламентированная правовыми нормами деятельность уполномоченных органов.

--------------------------------

<1> Гусейнов А.О. Правовое обеспечение бюджетного контроля в субъектах Российской Федерации (на примере Северо-Кавказского федерального округа): Дис.... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 17.

 

Подразделение финансового контроля на внутренний и внешний финансовый контроль - один из наиболее изученных вопросов теории финансового права, так как данный феномен был исследован как со стороны ученых, изучающих теоретические и практические аспекты финансового права, так и учеными, изучающими функционирование конкретных подотраслей и институтов финансового права и, следовательно, особенности правового регулирования финансового контроля в этих обособленных сферах общественных отношений (например, налоговый контроль, валютный контроль и т.д.).

Однако, несмотря на большое количество исследований, в современной теории финансового права до сих пор присутствует некоторая неясность в вопросах определения сущности внутреннего финансового контроля. Разночтения встречаются, в частности, в контексте разделения финансового контроля по субъекту его осуществления.

Как уже ранее говорилось в первом параграфе, субъектами финансового контроля являются контролирующие органы, объектами - органы государственной власти, организации, физические лица. Исходя из представленных субъектов, внутренним финансовым контролем может считаться контроль за собственной финансовой деятельностью одного из перечисленных субъектов (а, как отмечалось ранее, все они причастны к осуществлению финансовой деятельности) или же контроль за финансовой деятельностью других сходных субъектов одного вида (например, одного органа исполнительной власти за другим органом исполнительной власти).

С одной стороны, под внутренним финансовым контролем понимают контроль, при котором субъект проверки и объект (не с точки зрения изучаемых правоотношений, а с точки зрения направленности процедуры на конкретное лицо/орган; такой подход сейчас прослеживается и в самом Бюджетном кодексе) представлены одним и тем же лицом или органом, такой вид контроля иногда еще называют внутрихозяйственным или внутренним финансовым контролем в широком смысле, с другой стороны, под внутренним финансовым контролем нередко понимают внутренний государственный финансовый контроль, который представляет собой деятельность уполномоченных исполнительных органов власти по проверке на предмет законности и целесообразности действий в области формирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях их эффективного социально-экономического развития <1>, что можно считать внутренним финансовым контролем в узком смысле. Внешний финансовый контроль также иногда именуют парламентским, а внутренний - контролем органов исполнительной власти. Впервые это деление было введено Программой повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 г. и впоследствии воспроизведено в нормах Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в ст. 3 которого указано, что региональные и муниципальные контрольно-счетные органы являются органами внешнего финансового контроля <2>. До этого времени понятия "внешний финансовый контроль" и "контроль внутренний" были исключительно теоретическими, и более того, единого понимания и содержании данных понятий так и не было выработано.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юрист, 2004; Механизм правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля: Монография / А.Ю. Ильин, В.В. Котов, М.А. Моисеенко. М.: Проспект, 2015.

<2> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 903.

 

Внутренний финансовый контроль как деятельность органа по проверке собственной финансовой деятельности и финансовой деятельности подведомственных администраторов/распорядителей/получателей бюджетных средств является сложным механизмом, нацеленным на обеспечение законности и эффективной деятельности данного органа, а также на предотвращение потенциальных негативных последствий, в случае обнаружения нарушений при осуществлении финансового контроля другими органами власти, которое может повлечь за собой наложение мер бюджетного принуждения. В любом случае, внутренний финансовый контроль, вне зависимости от подхода к его определению, нацелен на оптимизацию деятельности проверяемого субъекта и повышение его финансовых результатов.

Целью такого внутреннего финансового контроля можно считать установление законности, правильности, своевременности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности субъекта и одновременно объекта контроля.

Предметом внутреннего финансового контроля является хозяйственная (в том числе финансовая) деятельность проверяемого субъекта, его должностных лиц и структурных подразделений.

Внутренний финансовый контроль осуществляется посредством:

- самоконтроля, осуществляется должностными лицами главного администратора (администратора) путем проведения проверки каждой выполняемой им операции;

- контроля вышестоящих должностных лиц за действиями нижестоящих должностных лиц в пределах одного главного администратора (администратора);

- контроля, осуществляемого главными администраторами (администраторами) и проводимого в отношении подведомственных администраторов (распорядителей) и получателей <1>.

--------------------------------

<1> Пронин А.Б. Финансово-правовое регулирование бюджетного контроля в субъектах Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 150.

 

Важно отметить, что все публичные органы власти осуществляют и внешний, и внутренний контроль одновременно, а также являются объектами и внешнего, и внутреннего контроля. Внутренний контроль осуществляется по отношению к собственным подразделениям или должностным лицам, внешний контроль - по отношению к подведомственным учреждениям. Сам орган при этом подвержен внутреннему контролю со стороны своего руководителя или высшего органа данной ветви власти, а внешнему контролю - со стороны контрольно-счетных органов <1>.

--------------------------------

<1> Замбаев Х.Н. Государственный финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и пути повышения его результативности: Дис.... канд. экон. наук. М., 2015. С. 150.

 

Как уже ранее отмечалось, предмет финансового права составляют отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, следовательно, с точки зрения науки финансового права наибольший интерес вызывают правоотношения по осуществлению внутреннего финансового контроля с точки зрения второй позиции, когда под внутренним финансовым контролем понимается внутренний государственный финансовый контроль и, в частности, внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, установленный ст. 265 БК РФ.

В соответствии с данной статьей, обязанности по проведению внешнего контроля возлагаются на контрольно-счетные органы (федеральный и региональные), а внутреннего контроля - на Федеральное казначейство, а также финансовые органы и специальные органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, осуществляющих государственный (муниципальный) финансовый контроль (до упразднения обязанности по осуществлению внутреннего финансового контроля возлагались также на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора). Так как Федеральное казначейство, как правило, единолично осуществляет функцию по кассовому исполнению бюджета, то оно по определению является участником каждой операции с бюджетными средствами, что по определению отображает внутренний характер его участия в контроле за эффективным расходованием бюджетных средств.

Существуют определенные споры по поводу возможности именовать данный институт внутренним финансовым контролем, так как Бюджетным кодексом РФ регулируются лишь правоотношения, связанные с проверкой соблюдения бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса, при осуществлении расходования бюджетных средств или получении доходов бюджетов, общественные отношения, связанные с расходами и доходами государственных внебюджетных фондов, а также иные общественные отношения в бюджетной сфере. Финансовый же контроль не исчерпывается лишь проверкой соблюдения бюджетного законодательства, а распространяется на проверки соблюдения налогового законодательства, валютного законодательства, законодательства о банках и банковской деятельности и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: