Объекты муниципального хозяйства | Количество |
Муниципальные предприятия – всего, ед. | 2 |
в том числе в сфере: | |
жилищно-коммунального хозяйства | 1 |
благоустройства | |
Транспорта | |
Торговли | 1 |
общественного питания | |
бытового обслуживания | |
другой сфере (гостиницы и рестораны) | |
Муниципальные учреждения – всего, ед. | 170 |
в том числе в сфере: | |
Образования | 74 |
здравоохранения | 1 |
Культуры | 73 |
физкультуры и спорта | - |
другой сфере (социальная защита) | 2 |
Муниципальный жилищный фонд, тыс. м2 | 708 |
Земли – всего, га | 344049 |
Структура земель по назначению - всего, % | 100 |
в том числе: | |
- земли сельскохозяйственного назначения | 90,3 |
- земли населенных пунктов | 1,6 |
- земли лесного фонда | 7,9 |
-земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения | 0,2 |
- земли запаса | 0 |
Структура земель по виду собственности - всего, % | 100 |
в том числе: | |
- государственная | 10,8 |
- муниципальная | 17,9 |
- частная | 71,3 |
|
|
Общая площадь района составляет 344049 га. Основная доля земель района –это земли сельхозназначения- 310790 га (90,3%), земли лесного фонда составляют 27117 га (7,9%), они находятся в собственности Российской Федерации, земли поселений – 5547 га (1,6%), земли промышленности, транспорта и связи-595 га (0,2% от общей площади территории района). Большая часть земель находится в частной собственности- 71,3% или 245247 га, из них в собственности граждан- 241201 га, в собственности юридических лиц- 4046 га, в муниципальной собственности находится 61480 га, 37322 га – в государственной собственности.
Таблица 49
Основные показатели деятельности муниципальных предприятий
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
всего | Темп роста, % | всего | Темп роста, % | всего | Темп роста, % | всего | Темп роста, % | всего | Темп роста, % | |
Оборот органи-заций, тыс. руб. | 110460 | 125,2 | 106752 | 96,6 | 33836 | 31,7 | 48016 | 141,9 | 43600 | 90,8 |
Среднегодовая численность работников, человек | 506 | 90,0 | 272 | 53,8 | 112 | 41,2 | 111 | 99,1 | 109 | 98,2 |
Уровень износа основных фондов, % | 61,1 | 86 | 65,1 | 106,5 | 65,9 | 101,2 | 58,6 | 88,9 | 55,3 | 94,4 |
Доля убыточных предприятий в общем числе муниципальных предприятий, % | 75,0 | В 3 раза | 66,7 | 88,9 | 50,0 | 75,0 | 50,0 | 100 | 0 | 0 |
В 2006 году муниципальных предприятий было 4 – СХ МУП им. Пушкина, СХПК МУП «Дружба», ММПП ЖКХ, МП «Рынок». Оборот организаций составлял 110460 тыс.рублей, численность работающих была 506 чел., убыточных предприятий было 3 (СХ МУП им. Пушкина, СХПК МУП «Дружба», ММПП ЖКХ). Убыточных предприятий было 3: СХ МУП им. Пушкина, СХПК МУП «Дружба», ММПП ЖКХ (в 2005 г. было 1 ММПП ЖКХ). В 2007 году ликвидировано СХ МУП им. Пушкина, осталось 3 муниципальных предприятия. Оборот организаций составил 106572 тыс.рублей, численность работающих – 272 чел. Убыточных предприятий 2- СХПК МУП «Дружба», ММПП ЖКХ. В 2008 г. ликвидировано СХПК МУП «Дружба», осталось 2 муниципальных предприятия: ММПП ЖКХ и МП «Рынок». Оборот организаций составил 33836 тыс.рублей, численность работающих 112 чел. Убыточных предприятий 1- ММПП ЖКХ. В 2009, 2010 годах на территории района 2 муниципальных предприятия - СХПК МУП «Дружба», ММПП ЖКХ. Убыточных предприятий нет.
|
|
Таблица 50
Поступления в бюджет МО «Ташлинский район»
Доходов от реализации и аренды муниципальной собственности
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | уд. вес, % | |
Реализация имущества | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 33,4 | 0,6 | 0 | 0,0 |
Темп роста, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аренда муниципаль-ного имущества | 187,5 | 6,4 | 218,1 | 4,0 | 332,9 | 4,1 | 392,9 | 7,4 | 411,5 | 5,5 |
Темп роста, % | 1549,6 |
| 116,3 |
| 152,6 |
| 118,0 |
| 104,7 |
|
Продажа земли | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 578 | 7,1 | 344,9 | 6,5 | 485,5 | 6,4 |
Темп роста, % | 0 |
| 0 |
| 0 |
| - |
| 140,8 |
|
Аренда земли | 2734,6 | 93,6 | 5196,6 | 96,0 | 7181,3 | 88,7 | 4531,6 | 85,5 | 6651,4 | 88,1 |
Темп роста, % | - |
| 190,0 |
| 138,2 |
| - |
| 146,8 |
|
Итого | 2922,1 | 100 | 5414,7 | 100 | 8092,2 | 100 | 5302,8 | 100 | 7548,4 | 100 |
Темп роста, % | - | 185,3 | 149,4 | - | 142,3 |
Таким образом, высокая степень зависимости бюджета муниципального образования от внешних источников формирования доходной базы негативно влияет на возможность реализации в регионе социально-экономических программ. Однако такие резервы, как развитие промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, привлечение инвестиций, повышение эффективности использования муниципальной собственности, сокращение недоимки по обязательным платежам в бюджет позволят муниципальному образованию увеличить доходы бюджета и, соответственно, увеличить объем средств, направляемых на решение проблем района.
РАЗДЕЛ 2.
СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАШЛИНСКИЙ РАЙОН»
Внутренние и внешние факторы
Для более четкого и системного представления об особенностях процесса развития МО «Ташлинский район» следует выделить основные факторы, оказывающие влияние на развитие. Внутренние факторы имеют свою основу внутри системы МО и на них могут влиять субъекты и объекты, реализующие стратегию, следовательно, можно сформировать методы воздействия на эти факторы и учитывать их в стратегии.
Внешние факторы имеют свою основу за пределами системы МО и влиять на них зачастую бывает либо невозможно, либо довольно трудно и неэффективно. Поэтому их влияние следует учитывать в стратегии, как заданные условия с учетом прогноза их изменения и воздействия на систему МО.
Внутренние факторы | Внешние факторы |
1. Политика органов местного самоуправления муниципального образования. 2. Поддержка администрацией МО местного предпринимательства. 3. Наличие ресурсов для развития АПК. 4. Деловая активность в МО 5. Деятельность крупного, среднего и малого бизнеса, сельского хозяйства и функционирование экономики района в целом. 6. Инвестиционная привлекательность района. 7. Функционирование общественных организаций МО 8. Состояние и уровень развития социальной инфраструктуры МО. 9. Уровень духовного, интеллектуального и культурного развития населения МО | 1. Элементы федеральной и региональной политики, влияющие на жизнедеятельность и перспективы развития МО 2. Конъюнктура рынка сельскохозяйственной продукции. 3. Ценовая и тарифная политика естественных монополий. 4. Диспаритет цен на готовую сельскохозяйственную продукцию и энергетические и материальные ресурсы. 5. Инвестиционные предпочтения. 6. Востребованность ресурсов. 7. Межбюджетные отношения. |
|
|
SWOT-анализ социально-экономического развития
На основе оценки исходной социально-экономической ситуации муниципального образования для обеспечения всестороннего учета местной специфики, анализа внутренних и внешних факторов, определения конкурентных преимуществ и проблем и негативных моментов и тенденций, тормозящих прогрессивное движение, проведен SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования «Ташлинский район».