Предлог как часть речи
Ц е л ь у р о к а: показать предлог ка к служебную часть речи, отличие его от омоним ичных приставок; роль предлога в словосочета н ии и в предложени и; форми ровать умение различать предлоги и приста в ки, определять роль предлогов в словосочета нии и предложении.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: роль предлогов в выражении различ ных смысловых отношений.
П о в т о р е н и е: на писа ние предлогов и приста вок, -тся, -ться в гла голах, написа ние падежных окончаний существительных.
1. Синта ксически й разбор предложен ия Перепадали частые дожди, и на березах появилась нежная желти зна.
11. Объяснение нового материала.
- С помощью каких слов могут присоеди няться части слож ного предложени я? (С помощью союзов.) Слова могут объедин ять ся в словосочетания? (С помощью предлогов.)
Обознача ют ли союзы и предлоги предметы, призна ки, дей ствия? (Нет.)
- Можно ли к ним поставить вопросы ка к к членам предло жен ия? (Нет.)
- Изменяются ли они? (Нет.)
|
|
Делается вывод о самостоятельн ых (зна менательных) и служеб ных частях речи.
Называ ются части речи в разобра нном предложени и.
- Выпиш ите из второй части предложен ия словосочета ния (нежная желтизна, появилась на березах). К чему относится предлог? Может ли он относить.ся к прила гательному? (Нет.)
Делается вывод: в словосочетан иях «гла г. + сущ. с предл.» гла гол упра вляет существительным при помощи предлога и оконча ния за висимого слова; в словосочета нии «прил. + сущ.» за виси мое при ла гательное согласуется с существительн ым и связа но с ним при помощи оконча ния. Предлоги в связи согласован ия не участвуют.
За пись предложен ий.
1) Чувствуется близость жилья, и внеза пно перед на м и выраста ют а к куратные белые домики, окруженные со всех сторон цветника ми. 2) Гори зонт п рояснился, и чиста я заря долго горела над лугом. 3) Наш приемник в пять часов принял сотн ю голосов. (С. Михалков.)
- К чему относятся предлоги в дан ных предложени ях? Для че го они служат? Что они выража ют?
Делается вывод о том, что предлоги выражают зависимость существительного, числител ьного и местои мен ия от других слов в словосочета нии.
111. Трени ровочное упражнение.
Запись под диктовку. Учащиеся выделяют приставки; предлоги заключают в треугольники.
Сбросить с крыши, бесшумный, отъехать от города, оторваться от про тивника, оттолкнуться от берега, добраться до деревни, отправиться в семь часов, взять с собой, увидеть леса, долететь самолетом, дочитать книгу, по стучали по елке, до свидания.
IV. Объяснение нового материала.
Знакомство с теоретическими сведениями на с. 132.
|
|
V. Упражнен ия на закрепление материала.
1. Запись под диктовку с заданием определить роль предпогов.
Показаться из-за туч (пространственное значение); опоздали из-за.ава - рии (значение причины); расположиться в лесу (пространственное значе ние); сделать в течение недели (временное значение); из- под снега, над ним, изо всех сил, подо мной, сунул за пазуху, вынул из-за пазухи, по дойти ко мне, близ леса, из оранжереи, висел надо мной.
2. Упр. 287 (устно).
Д о м а ш н е е з а д а н и е: выписать в словарик слова из ра мочек и запомнить их написание; § 48; упр. 288; повторить написа ние приставок пре- и при-.