У р о к 100. Служебные части речи

Предлог  как часть  речи

Ц е л ь у р о к а: показать предлог ка к служебную часть речи, отличие его от  омоним ичных  приставок;  роль  предлога  в  словосочета н ии и в предложени и; форми ровать умение различать предлоги и приста в­ ки, определять роль предлогов в словосочета нии и предложении.

Работа п о  р а з в и т и ю р е ч и: роль предлогов в выражении различ ­ ных смысловых отношений.

П о в т о р е н и е: на писа ние предлогов и приста вок, -тся, -ться в гла ­ голах, написа ние падежных окончаний существительных.

1. Синта ксически й разбор предложен ия Перепадали частые дожди, и  на  березах  появилась  нежная  желти зна.

11. Объяснение нового материала.

- С помощью каких слов могут присоеди няться части слож­ ного предложени я? (С помощью союзов.) Слова могут объедин ять­ ся в словосочетания? (С помощью предлогов.)

Обознача ют ли союзы и предлоги предметы, призна ки, дей ­ ствия? (Нет.)

- Можно ли к ним поставить вопросы ка к к членам предло­ жен ия? (Нет.)

- Изменяются ли они? (Нет.)

Делается вывод о самостоятельн ых (зна менательных) и служеб­ ных частях речи.

Называ ются части речи в разобра нном предложени и.

- Выпиш ите из второй части предложен ия словосочета ния (нежная желтизна, появилась на березах). К чему относится предлог? Может ли он относить.ся к прила гательному? (Нет.)

Делается вывод: в словосочетан иях «гла г. + сущ. с предл.» гла ­ гол упра вляет существительным при помощи предлога и оконча ния за висимого слова; в словосочета нии «прил. + сущ.» за виси мое при ­ ла гательное согласуется с существительн ым и связа но с ним при помощи оконча ния. Предлоги в связи согласован ия не участвуют.

За пись предложен ий.

1) Чувствуется близость жилья, и внеза пно перед на м и выраста ют а к­ куратные белые домики, окруженные со всех сторон цветника ми. 2) Гори ­ зонт п рояснился, и чиста я заря долго горела над лугом. 3) Наш приемник в пять часов принял сотн ю голосов. (С. Михалков.)

- К чему относятся предлоги в дан ных предложени ях? Для че­ го они служат? Что они выража ют?

Делается вывод о том, что предлоги выражают зависимость существительного, числител ьного  и  местои мен ия  от других  слов в словосочета нии.


111. Трени ровочное упражнение.

Запись под диктовку. Учащиеся выделяют приставки; предлоги заключают в треугольники.

Сбросить с крыши, бесшумный, отъехать от города, оторваться от про­ тивника, оттолкнуться от берега, добраться до деревни, отправиться в семь часов, взять с собой, увидеть леса, долететь самолетом, дочитать книгу, по­ стучали по елке, до свидания.

IV. Объяснение нового материала.

Знакомство с теоретическими сведениями на с. 132.

V. Упражнен ия на закрепление материала.

1. Запись под диктовку с заданием определить роль предпогов.

Показаться из-за туч (пространственное значение); опоздали из-за.ава - рии (значение причины); расположиться в лесу (пространственное значе­ ние); сделать в течение недели  (временное  значение);  из- под  снега, над ним, изо всех сил, подо мной, сунул за пазуху, вынул из-за пазухи, по­ дойти ко мне, близ леса, из оранжереи, висел надо мной.

2. Упр. 287 (устно).

Д о м а ш н е е з а д а н и е: выписать в словарик слова из ра мочек и запомнить их написание; § 48; упр. 288; повторить написа ­ ние приставок пре- и при-.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: