У р о к 94. Категория состояния как часть речи

(продолжение темы)

1. Прове рка дома ш него зада ния.

У доски работа ют два учен ика. Один из них выписывает из до­ ма шнего уп р. номера п редложен ий, в которых слова категори и состоян ия обозна ча ют состоя н ие при роды, окружа юще й среды, другой - душевное состояние человека.

В это  время  один  из семи классников  отвечает  по  материалу

§ 45. Класс оцен ивает ответ това ри ща.

11. Запись под диктовку с зада нием выявить сходство и разли ­ ч ия кратких прила гательных, на реч ий и слов категори и состоян ия с точ ки зрени я их синта ксической роли в предложен ии.

1) А в старом палисадн ике темно, свежо и сладко пахнет можжевель­ н и к.  2)  В  поле  тепло  и  дремотно.  3) Легко   и  бледно  небо  голубое. 4) Скучно в лощинах березам. 5) Было очень темно, тихо, пахло сырым полем. 6) Было мертвенно тихо. 7) На кра п ывало, хмурилось, в переулках было пусто. 8) В номе ре  тоже  было тепло,  приятно.


 

- Разбе рите по соста ву выделенн ые слова.


(И. Б у н и н.)


111. Сообщаем уча щимся, что слова категори и состоян ия часто могут быть соста вной частью сложного предложен ия.

Запись предложен и й с заданием выделить в них гра мматичес­ кие основы; соста вить схемы предложен ий.

О б р а з е ц: Было  сыро,  грязно,  неуютно,  и  вид у  плеса  был  холод-

= = ==                   -         = ==

ный,  злой.   (А.  Чехов.)

о. и о.

1) В саду было тихо, прохладно, и темные, покойные тени лежали на земле. (А. Чехов.) 2) Тихо-тихо вокруг, и слышн ы малейшие шорохи и зву­ ки.  3)  Вокруг  было  тихо,  спокойно,  и  в  глуби не  леса  на  ветках  рябины с ора нжевыми я года ми щелка ми снегири. (К. Паустовский.)  4)  В саду бы­ ло темно, и только кое- где сквозь листья просвечивался  бледный  свет лу­ ны  и  рябил  землю.  (С. Бабаевский.)


IV.  Упр.  278 (выполняется  по зада нию учебника). Д о м а ш н е е  з а д а н и е:  §  45; упр.  277.





У р о к  95.  Морфологический разбор  категории состояния

Ц е л ь у р о к а: формирование умения различать наречия, краткие при ­ лагательные, слова категории состояния; проводить морфологический разбор (устный и письменный) слов категории состояния.

Р а з в и т и е р е ч и: конструирование сложных предложений, в состав которых входят части предложения, обозначающие категорию состояния.

1.   Проверка  домашнего  задания  (по  цепочке).

11.   Объяснение  нового  материала  - чтение  и  анализ  § 46.

111.   Закрепление  материала.

1. Упр.  280.

2. Запись под диктовку.

Уча щиеся  подчеркивают  гра мматические  основы  предложений, составляют  их  схемы.

1) Было уже поздно, и поэтому мы решили идти к месту происшест­ вия на другой день. (В. Арсеньев.) 2) Но вот подул холодный ветер, на ­ гнал тучи, и днем стало от непогоды совсем темно. (Г. Снегирев.) 3) Вет­ рено, ветрено, вся земля проветрена! (И. Токмакова.) 4) Солнце еще не успело подняться над зарослями жимолости,  и  в саду было  прохладно. (К. Паустовский.) 5) Было тихо, солнечно, и первые клейкие листочки ка ­ зались на солнце изум рудными.

IV.  Конструи рова ние предложений.

Уча щиеся  составляют  сложные  предложения,  используя  данную его  часть.

1)....., и совершенно тихо. 2) Среди дня от жаркого ветра стало очень тепло, и..... 3) Вечером было.тихо-тихо, и..... 4) Морозно, и..... 5)

и на душе у меня радостно. 6) Было темно, и..... 7) Свежо, и.....

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 46; упр.  279.

 

У р о к  96.  Развитие  речи.  Сжатое  изложение с описанием состояния природы

(К. Паустовский. «Обыкновенная земля»)

У р о к 97. Категория состояния

(закрепление  темы)

1.   Проверка  упр.  279.

11. Тренировочно-закрепительные  упражнения  (по · выбору учи­ теля).


1. Объяснительн ый диктант.

Соста вьте схему 2- го предложен ия. Определите синта ксическую роль слов категори и состояни я. Сделайте морфологически й разбор слова тихо из первого предложения.

В лесу тихо. На все лады заливаются птицы, и только высокие сосны, ку­ пающиеся верхушками в небесной синеве, стоят ра внодушными великанами. От них веет веч ностью, космосом. Они посредни ки между землей и небом.

На душе радостно, спокойно.


 

2. Запись под диктовку.


(По Ф. А б р а м о в у.)


На йдите слова катего ри и состоян ия,  определите  их значен ие и роль в предложении. СдеJJа йте морфологически й разбор двух лю­ бых слов категории состоян ия.

l) Юг не понра вился". Голо. Колюче. (Ф. Абра мов.) 2) Ка к хорошо, как сладко было на душе! Спокойно, тихо и светло! (С. Акса ков.) 3) Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, все приба влял ти ­ шины. (К. Паустовский.) 4) Чуть морозит, и совершенно тихо. (М. Пришвин.)

5) Ветер дул с материка, и потому у берега было тихо, но вдал и ходил и большие волны. (В. Арсеньев.)

Д о м а ш н е е з а д а н и е: написать сочинение- миниатюру, пере­ дающую состоян ие человека, созвуч ное с настроением при роды. Возможны тем ы: «Дождь идет», «Осень», «Зимнее утро» (или предложить свою тему).





У р о к 98. Развитие речи.

Сочинение  на лингвистическую  тему

(Упр. 282)

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

(1 час)

У р о к 99.  Самостоятельные  и служебные  части  речи

Ц е л ь у р о к а:  форм ирова н ие  умени я  различать  са мостоятел ьные и служебные части речи; классифици ровать части реч и.

1. Прочитайте текст, определите его основную мысль, переска ­ жите. Определите стиль высказыва ния, укажите его призна ки.

На м да н во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине вол ­ шебный русский язык.

Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, ка к он того заслуживает?

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне. но и о его гражданской ценности.

Истинна я любовь к своей стране немыслима без любви к своему язы ­ ку. Человек, ра внодушный к родному языку, -дика рь.

(К. П а у с т о в с к и й)

11. На доске и в тетрадях вычерчивается схема, котора я за пол­ няется при повторном (выбороч ном) чтен ии текста (по 2-3 слова).


 

 

с а м о с т о я т е л ь н ы е Например:

имя существительное:

владение, язык   и пр.




Части речи

/


 

 

с л у ж е б н ы е


111. Чтение § 47, после чего семиклассники заполняют под ру­ ководством учителя следующую схему:

Служебные части речи имеют


общие признаки:

1) выполняют служебные функ­ ции;

2) не  имеют  лексического  зна - чения;

3) не изменяются;

4) не являются членами предло­ жения.


различия:

1) предлоги  связывают слова в словосочетании и предложении; 2)  союзы  связывают однород­ ные члены и простые предложе­ ния в сложные;

3) частицы вносят различные оттенки значения в предложе ­ ние или служат для образова ния форм слова.


IV. Запись текста под диктовку.

В предложениях по выбору учителя учащиеся указывают над словами часть речи.

Кошка вышла из чердачного окна на крышу, освещенную луной. Она пошла  вниз  по  покатости,  · бросая  впереди  себя  тень,  дошла  до  желоба и пошла вдоль него, бросая тень уже позади себя. Нагнувшись над чем-то лежащим в желобе,  она  шевельнула  это  что-то  лапой,  держа  голову  низ­ ко опущенной. Потом она долго шла по крыше,  освещенной  лунным  све­ том, и, войдя в тень, упавшую от более высокого дома,  исчезла  в ней, да­ же  не дав  никому  заметить,  какого  она  цвета.

(По  Ю. О л е ш е.)

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 47; упр. 284; составить по схемам связный рассказ по темам: «Части речи», «Служебные части речи».

 






ПРЕДЛОГ

(11 часов + 2 часа развития  речи)

С предлогами учащиеся  знакомились  в  начальной  школе  и  в V классе. Школьникам известно об отличии предлогов от приста ­ вок, об употреблении предлогов с определенными падежами, о воз­ можной связи в словосочетании главного и зависимого слов с по­ мощью не только окончаний, но и предлогов.

В результате изучения темы «Предлог» в VII классе учащиеся должны знать о непроизводных и производных предлогах, соотно­ симых с формами других частей  речи,  и уметь  их  верно  писать;


употреблять предлоги в словосочета ниях со связью предложного упра вления, пользоваться предлога ми -синон имами и многозначны ­ ми предлога ми для выражения различных смысловых отношений.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: