(продолжение темы)
1. Прове рка дома ш него зада ния.
У доски работа ют два учен ика. Один из них выписывает из до ма шнего уп р. номера п редложен ий, в которых слова категори и состоян ия обозна ча ют состоя н ие при роды, окружа юще й среды, другой - душевное состояние человека.
В это время один из семи классников отвечает по материалу
§ 45. Класс оцен ивает ответ това ри ща.
11. Запись под диктовку с зада нием выявить сходство и разли ч ия кратких прила гательных, на реч ий и слов категори и состоян ия с точ ки зрени я их синта ксической роли в предложен ии.
1) А в старом палисадн ике темно, свежо и сладко пахнет можжевель н и к. 2) В поле тепло и дремотно. 3) Легко и бледно небо голубое. 4) Скучно в лощинах березам. 5) Было очень темно, тихо, пахло сырым полем. 6) Было мертвенно тихо. 7) На кра п ывало, хмурилось, в переулках было пусто. 8) В номе ре тоже было тепло, приятно.
- Разбе рите по соста ву выделенн ые слова.
(И. Б у н и н.)
111. Сообщаем уча щимся, что слова категори и состоян ия часто могут быть соста вной частью сложного предложен ия.
|
|
Запись предложен и й с заданием выделить в них гра мматичес кие основы; соста вить схемы предложен ий.
О б р а з е ц: Было сыро, грязно, неуютно, и вид у плеса был холод-
= = == - = ==
ный, злой. (А. Чехов.)
о. и о.
1) В саду было тихо, прохладно, и темные, покойные тени лежали на земле. (А. Чехов.) 2) Тихо-тихо вокруг, и слышн ы малейшие шорохи и зву ки. 3) Вокруг было тихо, спокойно, и в глуби не леса на ветках рябины с ора нжевыми я года ми щелка ми снегири. (К. Паустовский.) 4) В саду бы ло темно, и только кое- где сквозь листья просвечивался бледный свет лу ны и рябил землю. (С. Бабаевский.)
IV. Упр. 278 (выполняется по зада нию учебника). Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 45; упр. 277.
У р о к 95. Морфологический разбор категории состояния
Ц е л ь у р о к а: формирование умения различать наречия, краткие при лагательные, слова категории состояния; проводить морфологический разбор (устный и письменный) слов категории состояния.
Р а з в и т и е р е ч и: конструирование сложных предложений, в состав которых входят части предложения, обозначающие категорию состояния.
1. Проверка домашнего задания (по цепочке).
11. Объяснение нового материала - чтение и анализ § 46.
111. Закрепление материала.
1. Упр. 280.
2. Запись под диктовку.
Уча щиеся подчеркивают гра мматические основы предложений, составляют их схемы.
1) Было уже поздно, и поэтому мы решили идти к месту происшест вия на другой день. (В. Арсеньев.) 2) Но вот подул холодный ветер, на гнал тучи, и днем стало от непогоды совсем темно. (Г. Снегирев.) 3) Вет рено, ветрено, вся земля проветрена! (И. Токмакова.) 4) Солнце еще не успело подняться над зарослями жимолости, и в саду было прохладно. (К. Паустовский.) 5) Было тихо, солнечно, и первые клейкие листочки ка зались на солнце изум рудными.
|
|
IV. Конструи рова ние предложений.
Уча щиеся составляют сложные предложения, используя данную его часть.
1)....., и совершенно тихо. 2) Среди дня от жаркого ветра стало очень тепло, и..... 3) Вечером было.тихо-тихо, и..... 4) Морозно, и..... 5)
и на душе у меня радостно. 6) Было темно, и..... 7) Свежо, и.....
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 46; упр. 279.
У р о к 96. Развитие речи. Сжатое изложение с описанием состояния природы
(К. Паустовский. «Обыкновенная земля»)
У р о к 97. Категория состояния
(закрепление темы)
1. Проверка упр. 279.
11. Тренировочно-закрепительные упражнения (по · выбору учи теля).
1. Объяснительн ый диктант.
Соста вьте схему 2- го предложен ия. Определите синта ксическую роль слов категори и состояни я. Сделайте морфологически й разбор слова тихо из первого предложения.
В лесу тихо. На все лады заливаются птицы, и только высокие сосны, ку пающиеся верхушками в небесной синеве, стоят ра внодушными великанами. От них веет веч ностью, космосом. Они посредни ки между землей и небом.
На душе радостно, спокойно.
2. Запись под диктовку.
(По Ф. А б р а м о в у.)
На йдите слова катего ри и состоян ия, определите их значен ие и роль в предложении. СдеJJа йте морфологически й разбор двух лю бых слов категории состоян ия.
l) Юг не понра вился". Голо. Колюче. (Ф. Абра мов.) 2) Ка к хорошо, как сладко было на душе! Спокойно, тихо и светло! (С. Акса ков.) 3) Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, все приба влял ти шины. (К. Паустовский.) 4) Чуть морозит, и совершенно тихо. (М. Пришвин.)
5) Ветер дул с материка, и потому у берега было тихо, но вдал и ходил и большие волны. (В. Арсеньев.)
Д о м а ш н е е з а д а н и е: написать сочинение- миниатюру, пере дающую состоян ие человека, созвуч ное с настроением при роды. Возможны тем ы: «Дождь идет», «Осень», «Зимнее утро» (или предложить свою тему).
У р о к 98. Развитие речи.
Сочинение на лингвистическую тему
(Упр. 282)
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
(1 час)
У р о к 99. Самостоятельные и служебные части речи
Ц е л ь у р о к а: форм ирова н ие умени я различать са мостоятел ьные и служебные части речи; классифици ровать части реч и.
1. Прочитайте текст, определите его основную мысль, переска жите. Определите стиль высказыва ния, укажите его призна ки.
На м да н во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине вол шебный русский язык.
Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, ка к он того заслуживает?
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне. но и о его гражданской ценности.
Истинна я любовь к своей стране немыслима без любви к своему язы ку. Человек, ра внодушный к родному языку, -дика рь.
(К. П а у с т о в с к и й)
11. На доске и в тетрадях вычерчивается схема, котора я за пол няется при повторном (выбороч ном) чтен ии текста (по 2-3 слова).
с а м о с т о я т е л ь н ы е Например:
имя существительное:
владение, язык и пр.
Части речи
/
с л у ж е б н ы е
111. Чтение § 47, после чего семиклассники заполняют под ру ководством учителя следующую схему:
Служебные части речи имеют
общие признаки:
1) выполняют служебные функ ции;
2) не имеют лексического зна - чения;
3) не изменяются;
4) не являются членами предло жения.
различия:
1) предлоги связывают слова в словосочетании и предложении; 2) союзы связывают однород ные члены и простые предложе ния в сложные;
|
|
3) частицы вносят различные оттенки значения в предложе ние или служат для образова ния форм слова.
IV. Запись текста под диктовку.
В предложениях по выбору учителя учащиеся указывают над словами часть речи.
Кошка вышла из чердачного окна на крышу, освещенную луной. Она пошла вниз по покатости, · бросая впереди себя тень, дошла до желоба и пошла вдоль него, бросая тень уже позади себя. Нагнувшись над чем-то лежащим в желобе, она шевельнула это что-то лапой, держа голову низ ко опущенной. Потом она долго шла по крыше, освещенной лунным све том, и, войдя в тень, упавшую от более высокого дома, исчезла в ней, да же не дав никому заметить, какого она цвета.
(По Ю. О л е ш е.)
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 47; упр. 284; составить по схемам связный рассказ по темам: «Части речи», «Служебные части речи».
ПРЕДЛОГ
(11 часов + 2 часа развития речи)
С предлогами учащиеся знакомились в начальной школе и в V классе. Школьникам известно об отличии предлогов от приста вок, об употреблении предлогов с определенными падежами, о воз можной связи в словосочетании главного и зависимого слов с по мощью не только окончаний, но и предлогов.
В результате изучения темы «Предлог» в VII классе учащиеся должны знать о непроизводных и производных предлогах, соотно симых с формами других частей речи, и уметь их верно писать;
употреблять предлоги в словосочета ниях со связью предложного упра вления, пользоваться предлога ми -синон имами и многозначны ми предлога ми для выражения различных смысловых отношений.