У р о к 164. Морфология

1. Взаимопроверка домашнего упражнения.

11. Вопросы для повторения.

- Что изучает морфология? Докажите, что умение различать части речи, зна ние их морфологических признаков часто помогают выбрать правильное написание орфограммы в слове.

Обобщая и систематизи руя известное им ранее, учащиеся при­ водят примеры, доказывающие правильность данного суждения. На ­ пример, если причастие краткое, пиши не раздельно и в суффиксе одно н (не написана, не сломана, не куплена); если прилагатель­ ное относительное, не пиши раздельно (подставка не стеклян­ ная, дом не кирпичный, ложка не серебряная, в данных случаях не - частица) и пиши суффикс -ск- (кроме прилагательных, обра­ зованных от слов на ч, ц, к): матросский, кавказский; если сло­ во - глагол или деепричастие, не пиши раздельно (не присутст­ вовал, не преодолев), но не забывай об исключениях, где не - часть корня: ненавидеть, негодуя; если имя существительное с основой на шипящий 3- го склонения, пиши на конце ь, нет - не пиши: помощь (3-е скл.) - пейзаж   (не 3-е скл.) и т..д.

(Приме ры записываются и графически объясняются орфограм­ мы, указываются части речи.)

Учащиеся записывают словосочетания и доказывают, что выбор ряда орфогра мм зависит от правильности определения части речи.

Дождь, не прекра щавшийся в течение часа; отдохнуть в продолжение недели; в продолжении кни_ги; попал в течение реки; работать по-новому; сделать по новому методу; завернув в плотную бумагу; подойти вплотную; одеться по-зимнему; идти по зимнему лесу; мощеная улица; мощенная бу­ лыжником улица; крашеный забор; крашенный краской пол.

- Подчеркните три слова различных частей речи, в которых нет окончания.

-Докажите, что в ряде случаев знание частей речи помогает правильно выбрать знаки препинания в предложении. (Например, умение распознать, чем выражены главные члены предложения, поможет поставить тире в простом предложении: Ученье - красо­ та, неученье - слепота. Язык твой - друг твой. Граммати ­ ка - наука  о строе языка.)

Запись предложений с объяснением постановки тире.


Антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным зна ­ чением. Фразеологизмы - устойчивые сочета ния слов. Неологизмы - но­ вые слова, возн и кш ие в языке. Фразеология - раздел науки о язы ке, изуча ющий лексическое значение и употребление фразеологизмов.

Учащиеся разби ра ют морфологически: в языке, изучающий, новые.

-Докажите, что знан ие частей речи необходи мо и при разбо­ ре слов по соста ву.

Разбор  по  соста ву: (говорить) красиво,   (платье) красиво.

В первом случае о - суффикс нареч ия; во втором - оконча ­ ние, указы ва ющее на то, что краткое прила гательное стоит в сред­ нем роде, единственном числе.

Разбор по соста ву: (по) весеннему (небу) - (светит) по- ве­ сеннему;   (разговор) впустую   - (в)  пуст ую   (бочку).

Выполн яется уп р. 442. Учащиеся списыва ют его, над выделен­ ными слова ми указыва ют часть реч и.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: уп р. 445.

 


У р о к  165.  Синтаксис  и  пунктуация

1. Прове рка домаш него упражнен ия.

На доске разби раются морфологически выделен ные слова. Ос- тальные уча щиеся «по цепочке» объясн яют вставлен ные буквы.

11. Фронтальн ый опрос.

1. Назовите разделы науки о язы ке.

2. Что изучает синта ксис? пунктуа ция?

3. Ка кова роль словосочета ний и предложени й в языке?

4. Что общего и чем различа ются простые и сложн ые предло­ жен ия?

5. С помощью чего связываются простые предложени я в соста ­ ве сложного? Как они отделяются друг от друга?

6. Как отличить простое предложен ие с однородн ыми членами, соеди ненн ыми союзом и, от сложного, части которого соединен ы союзом и?

111. Составьте схемы предложен ий (без за писи предложений).

1) Величественный па мятн ик-анса мбль героя м Сталинграда был открыт 15 октября 1967 года, и с тех пор Ма маев курга н стал сим волом бессмерт­ ной славы ратного подви га. 2) Семь лет понадобилось известному совет­ скому ваятел ю - на родному художнику Евгению Вучетичу и его помощни ­ ка м, чтобы на Ма маевом курга не возник этот гра ндиозный анса мбл ь.

IV. За пись предложен ий с зада нием графически объясн ить зна ­ ки препи на ния.

Когда светит солнце, в серебристых брызгах озера далеко видится цве­ тиста я радуга. В конце ма рта подули теплые ветры, и через два дня очи­ стились от снега берега реч ки. Под ногами хлюпал мокрый снег, но по обо­ чина м дороги еще держался ледок.


Одно из зап иса нных предложений разби рается по членам пред­ ложения.

 

V. Измените предложения, добавив в них дееп ричастный обо­ рот. Графически объясните поста новку зна ков преп инания.

1) Во время переп равы вода хлестнула через край низко сидевшей лодки, по пояс окатила меня мутной водой. (М. Шолохов.) 2) Мальчик подбежал  к отцу, пристроился  справа. (М. Шолохов.) 3) К беседке вела

. расчищенна я  в снегу дорожка,  и  Пота пов  прошел  в беседку,  положил руки на старенькие перила. (К. Паустовский.)

Одно из записанных предложений разби рается по членам пред­ ложения.

 

VI. Дикта нт «Проверь себя».

Море дышало соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о бор­ та судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку. На далекое пространство от берега с моря поднимались темные остовы судов, вонзающих в небо ост­ рые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море, отражая огни фонарей, было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате.


 

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр. 459.


(По М. Го р ь к о м у.)


 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: