У р о к 169. Контрольная работа

1 в а р и а н т

1. Вып ишите из текста в три столбика, указыва я часть речи, слова, которые

склоняются      спряга ются       не изменяются


Было тихо. Впервые оказавшись здесь, девочка, покачивая ручонками, осторожно вошла в воду. Не заходя вглубь, на гнувшись над отшлифован­ ными морским прибоем  камнями,   в течение нескольких минут   в никем не нарушаемой тишине она наблюдала, как проносились мимо стайки ры ­ бешек.

Подберите синонимы к выделенным словам.

11. Спишите, вста вьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Зеленых пр..дгорий  поросших лесами здесь (не)было. Пок..завшиеся (не)ожида..о горы  начинались  отвес..ной  скалой  взб..равш..йся  (в)высь. (Не)мало потрудивш..сь над ними (в)продолжени... м..нувш..х веков вода и ветер..делали свое дело. Отч..тливо были  видны  перекош..ные  и  из­ лом..ные пласты (разно)родного камня на поминая искус..но..дел..ную ка ­ ме..ную кладку.

Стена  выходившая  на север (не, ни) когда  (не)осв..щалась солнцем. (За)долг.. до нее деревья мельчали р..дея и (за)тем проп..дая (со)всем. Под стеной лежала трав..ниста я пустош.. и по ней т..нулась (не)широкая но твердая дорога. Она то(же) (не)пр..жималась (в)плотную к стене. По сте­ не п..лзли (в)верх куста рники выросш.. из семян занесе..ных сюда птица ­ ми или ветром.

Графически объясните постановку зна ков препинания.

11 в а р и а н т

1. Выпишите из текста в три столбика, указывая часть речи, слова, которые

склоняются       спрягаются       не изменяются

Было свежо. Преодолев подъем, Даша сначала спустилась к морю. Во­ да по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине виднелись водо­ росли, среди которых проносились непуганые стайки рыбешек, ни на ми ­ нуту не прекращавшие двигаться.

Подберите синонимы к выделенным словам.

11. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

Мы распол..жились на берегу (не)большой  реч..нки решив (с)начал.. (не)надолг.. остановит..ся..десь. Но (в)течени.. короткого врем..ни небо сплош.. покрылось облака ми. Пр..шлось от..скать (не)далеко от берега в лесу полянку окруж..ную (со)всех сторон березками. Решили заноч..вать

..десь потому(что) тут удобно было уста новить палатки и развести к..стер.

Обла ка собравшись в кучу медле..но пр..вр..щались в грозовую тучу заст..лавш..ю небо. Края ее были как (будто) посеребр..ны каким(то) чу­ десным светом. Небо зат..нуло т..желой пеленой нахмур..лось (по)осе..не­ му и начался (не)ум..лкающ..й (не, ни) на минуту дождь. Лиш.. к утру он пр..кратился.

Объясните графически постановку знаков препинания.


У р о к  170. Итоговый  тест

 

в а р и а н т Часть  1

А. Найдите слово с уда рен ием на втором слоге:

1) средства,

2) километр,

3) красивее,

4) мельком.

Б. В каком случае нет ошибки в образован ии и употреблении слов:

1)  благодаря  обилию  снега,

2) наперекор  обычая,

3) написал красивше,

4) пришел  со  школы  поздно?

В. Найдите неверные утверждения:

1)  Причастия  имеют  такие  же  времена,  как  и  глаголы.

2) Предлоги  выражают  временнь1е, причинные, пространственные,  це­ левые  и другие  отношения.

3) Частицы  придают дополнительный  оттенок  значения  словам  и пред- ложениям  или  служат  для  образования  наклонений  глагола.

4) Деепричастие  имеет  признаки  глагола  и  наречия.

5) Соединительные  и подчинительные  союзы относятся  к одной группе.

Г. Укажите верные ответы в определении грамматических при - зна ков выделенных слов:

1) крича друг другу - наречие,

2) идти впереди колонны - предлог,

3) сделать побольше - прилагательное в сравнительной степени,

4) летучий газ - причастие,

5) поднятая тряпка - причастие,

6) в продолжение лета - имя существительное.

Д. Найдите слово, строение которого соответствует схеме

-.-лл:

1) безвозвратный,

2) издавна,

3) подчеркивая,

4) распустил.

Часть 2

А. На йдите слово, в котором не пишется мягкий знак:

1) теч.. в лодке,

2) нестись вскач..,

3) много задач..,

4) умчаться  проч..,

5) разжеч.. костер.


Б. Укажите слова, в которых под уда рением после шипящей пи- шется  ё:

1)  реч"нка,  2) ещ",  3) окруж"н,  4) холщ"вый,  5) луж" к.

В. Найдите причастие, в котором пишется суффикс -ющ-:

1))  кле"щие  коробку,

2) стро..щийся  дом,

3) леч"щий  врач, 4) жал"щие  осы,

5)  кол"щие дрова.

Г. Укажите слова, которые  пишутся через дефис:

1) (по)  другому  пути,

2) бывал  (кое)  где,

3) скажи (ка) об этом,

4) (по) осеннему хмурое  небо,

5) относиться  (по)  внимательнее,

6) заметил  (ли) он.

Д. Найдите  слова, в которых пишется  одна буква н:

1))  слушал  сосредоточе..о,

2) девочка  умна  и  воспита"а,

3) уставле..ая  вазами, 4)  писа..ая  краса вица,

5) игрушка  слома..а  малышом,

6) ма ринова..ые огурцы.

Е. Найдите слова, которые пишутся раздельно:

1)  (в)  следствие  сильных  дождей,  2)  подняться  (в)  верх,  3)  повесил (на) конец мачты, 4)  мог  рассказать  то  (же)  самое,  5)  шел,  (не)  смотря по сторонам.

Ж. В каких словосочетаниях   не пишется слитно:

1) мусор (не) убран,  2) (не) скошенная  трава,  3) (не) ва реные  овощи, 4) (не) завершенная, а начатая работа,  5) написано  ничуть  (не)  аккурат­ но,  6) (не) решенная  задача  по химии?

3. В каком предложении  на месте точек пишется ни?

1) Кто  н.. смотрел  этот  фильм, должен  его  посмотреть.

2) Когда  н.. придешь  к подруге,  она болтает  по телефону.

3) Отроду  н.. выезжал  он  на  охоту  без Дубровского. 4)  н" раз  выходил  он  победителем  из боя.

Часть 3


А.  Найдите  словосочетания  «причастием:


х

прич.+


сущ.»  с  главным  словом


1))  подписанная  работа  по  математике,

2) освещенный  солнцем луг,

3) связанная  веревкой  сумка,

4)  дремлющий  высокий  камыш,


5) готовящие  выступление,

6) пенящиеся  морские  волны.

Б. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в поста - новке знаков преп ина ния.

l) Светилась, падая, ракета.

2) Ветер дул  с  моря и город обдавал запахом  водорослей.

3) Я смотрел  на  пруд, залитый лунным  светом  и на старый дворец  на острове.

4) Замедляя  ход,  к станции  подошел  поезд.

 

В. Найдите сложное предложение, строение которого соответст­ вует  схеме  CJ, сочинительный  союз  О.

Зна ки препина ния не проста влен ы.

1)  Грибы  составляют  питательную  вкусную  и здоровую  пищу  если  они употребляются  не  в  излишестве.

2) В  небе  первые  звезды  повисли  в  окнах  тоже  горят  огоньки.

3) А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над ли­ пами льют.

4)  Он улыбается  то  приветливо  и недоверчиво  то презрительно  и про­ стодушно.

11 в а р и а н т Часть  1

А. Найдите слово с уда рением на первом слоге:

1)  звонит,  2)  прибывший,  3)  начавший,  4)  средства.

Б. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:

1)  согласно  приказа,  2)  вопреки  предсказанию,

3)  река  ширше  пруда, 4) обратно  забыл  тетрадь  дома?

В. На йдите неверн ые утверждения.

1))  Предлоги делятся  на  производные  и непроизводные.

2) Причастие  имеет  признаки  глагола  и  прилагательного.

3) Сочинительные  союзы делятся  по значению  на  три  группы.

4) Наречие  всегда  относится  к  глаголу.

5) Частицы  служат  для  связи  слов  в  предложении.

Г. Укажите верн ые ответы в определен ии грамматических при- знаков выделенн ых слов:

1)) шли, несмотря на непогоду - деепричастие,

2) как только утихло - наречие,

3) в течение часа - имя существительное,

4) лежит вдоль дороги - предлог,

5) работать вслепую - имя прилагательное,

6) сыпучий песок - имя прилагательное.

Д. На йдите слово, строен ие которого соответствует схеме

--лл л.:

1) удивляя, 2) (холодно) по-зимнему, 3) исписался, 4) (крикнул) испуганно.


Часть 2

А.  Найдите  слово,  в  котором  не  пишется  мягкий  знак:

1) встречаеш.. рассвет, 2) золотая рож.., 3) пойти проч.., 4) назнач..те дежурного,  5) выйти замуж...

 

Б. Укажите  слово, в  суффиксе  которого  под уда рением  пишет- ся   ё:

1) рубаш..нка, 2) окруж..нный, 3) еж..вый, 4) свеж.., 5) суч.·.к.

В.  Найдите  причастие,  в  котором  пишется  суффикс   -лщ-:

1))  бор..щийся  с  волнами,

2) дремл..щий  тростник,

3) колебл..щийся  туман, 4)  стел..щийся  туман,

5) хорошо вид..щий.

 

Г. Укажите  слова,  которые  пишутся  через  дефис:

1) поступить (по) моему,

2) посмотри  (ка),

3) (по) иному решению, 4)  слышал  где  (то),

5) (по) боевому пути,

6) брать (по) немногу.

 

Д.  Найдите  слова,  в  которых  пишутся  две  буквы   н:

1) поступил обдума..о, 2) продума..ое название, 3) дитя испуга..о шу­ мом, 4) серебря..ый  иней,  5) лакирова..ые  туфли,  6)  выставка  организо­ ва..а  спонсорами.

 

Е.  Найдите  слова,  которые  пишутся  раздельно:

1) (в) начале  года,

2) (во) время  предупредил,

3) (нежданно)  негаданно,

4)  поступил  так  (же),  как  отец,

5)  что  (бы) поесть  на  завтрак?

Ж. В  каких  словосочетаниях   не   пишется  раздельно:

1))  еще  (не) убранные  поля,

2) (не)  исправленная  ошибка,

3) (не) соленый суп,

4)  (не) приятное  впечатление,

5) вовсе  (не)  интересно  рассказывал,

6) написал  (не) аккуратно?

3.  В  каком  предложении  на  месте  точек  пишется   не?

1) Ка к н.. старался,  не  мог  взять высоту.

2) Куда  н.. посмотри,  всюду море.

3) Он н.. разу не был в Москве.

4)  Петя  не  мог  н..  приехать  на  торжества.

227


Часть 3

х

А. Найдите словосочетани я «прич. +сущ.»:

1) чита ющий книгу,

2)) с развева ющимися знаменами,

3) колеблющиеся ветки деревьев, 4) распустивш иеся листья клена,

5) прочитанна я мною,

6) не растаявший на солнце снег.

Б. Укажите предложен ие, в котором допущена ошибка в поста ­ новке зна ков препина ния.

1) Вете р срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцвет­ ным ковром.

2) С деревьев, окутанных легким туманом и с па поротников сыпались крупные  брызги.

3) С самого утра в воздухе, не умолка я, стоял рокот моторов. 4) Подул сильн ый ветер, поднима я пыль по дороге.

 

В. Найдите сложное предложен ие, строение которого соответ- ствует схеме 0, подчи нительный союз D·

Знаки препина ния не проста влены.

1)) Мать посмотрела в окно девочка тоже взгл янула на улицу.

2) Навещу дедушку если не летом то ра нней весной.

3) Выражение не то чтобы жалости а мучительной озабоченности по­ явилось у него на лице.

4) Всю ночь мы лежал и у костра и слушали ка к шумит море.


 

 

Введение














ОГЛАВЛЕН ИЕ

3


 


Разработки уроков

Урок 1. Русский язык как развива ющееся явление                    15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: