Развитие восприятия устной речи

Развитие речевого слуха (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов) (с учетом индивидуальных особенностей развития слухового восприятия речевого материала и слухопротезирования обучающегося):

· восприятие на слух текстов при предъявлении учителем голосом разговорной громкости, в разных акустических условиях – при увеличении расстояния от обучающегося, а также на фоне разговора двух и более людей:

адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера (до 12 предложений - простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных), коротких монологических высказываний разных стилей - раз­говорного, учебно - делового и учебно - научного стилей, а также различных функционально-смысловых типов - повествование, рассужде­ние, описание (бытовое, пейзажное),

диалогов раз­говорного и учебно - делового стилей, при постепенном увеличении объема до 10 реплик, в том числе, включающих несколько предложений,

микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включая формулы речевого этикета; 

· распознавание на слух фраз в разных акустических условиях – при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шепотом при увеличении расстояния от обучающегося, а также на фоне разговора двух и более людей; опознавание новых фраз в сочетании с уже знакомым материалом:

коротких фраз, преимущественно разговорного и учебно - делового стилей,

фраз раз­говорного, учебно - делового и учебно - научного стилей (при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава и грамматической структуры), включая изменение порядка слов во фразе;

· распознавание на слух слов и словосочетаний в разных акустических условиях – при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шепотом при увеличении расстояния от обучающегося, а также на фоне разговора двух и более людей; опознавание новых слов и словосочетаний в сочетании с уже знакомым материалом:

при изолированном предъявлении слов и словосочетаний, включая знакомую лексику учебных предметов,

при изменении местоположения слов и словосочетаний во фразе (коротком монологическом высказывании), 

· восприятие на слух слов, близких по звучанию, в том числе, слов, отличающихся одним или несколькими звуками, а также слов, отличающихся окончаниями;

· восприятие на слух отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок.

Развитие речевого слуха (без слуховых аппаратов):

· распознавание на слух речевого материала (фраз, слов, словосочетаний при усложнении лексического состава и грамматической структуры), при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шепотом, в том числе, при увеличении расстояния (в зависимости от состояния слуха каждого обучающегося и развития речевого слуха); опознавание нового речевого материала в сочетании с уже знакомым материалом.

Развитие слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

· слухозрительное восприятие текстов, при предъявлении учителем голосом разговорной громкости, в том числе, на фоне разговора двух и более людей:

адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера (до 12 предложений - простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных), коротких монологических высказываний разных стилей - раз­говорного, учебно - делового и учебно - научного, а также различных функционально-смысловых типов - повествование, рассужде­ние, описание (бытовое, пейзажное),

диалогов раз­говорного и  учебно - делового стилей (при постепенном увеличении объема до 10 реплик, в том числе, включающих несколько предложений),

микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включая формулы речевого этикета; 

· распознавание фраз при предъявлении учителем голосом разговорной громкости, в том числе, на фоне разговора двух и более собеседников; опознавание новых фраз в сочетании с уже знакомым материалом:

коротких фраз, преимущественно раз­говорного и учебно - делового стилей,

фраз раз­говорного, учебно - делового и учебно - научного стилей (при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава и грамматической структуры), включая изменение порядка слов во фразе;

· распознавание слов и словосочетаний при предъявлении учителем голосом разговорной громкости, в том числе, на фоне разговора двух и более собеседников; опознавание новых фраз в сочетании с уже знакомым материалом:

при изолированном предъявлении слов и словосочетаний, включая знакомую лексику учебных предметов,

при изменении местоположения слов и словосочетаний во фразе (коротком монологическом высказывании), 

· восприятие отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок.

При восприятии речевого материала реализация умений речевого поведения, активизация у обучающихся навыков устной коммуникации, логичные и грамотные высказывания, внятное и достаточно естественное произношение с передачей различных эмоциональных оттенков высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации.

Примерные темы: «Моя страна, мой город», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Человек в городе», «Будь здоровым и ловким», «Изучаем школьные предметы»

Речевой материал:

Примеры фраз, слов, словосочетаний по указанным темам: Назови столицу нашей Родины. В каком городе ты живешь? Покажи герб Москвы (герб…,…). Покажи на карте Россию (Российскую Федерацию,, Москву, …). Ты был в музеее ….(…). Москва - один из древнейших городов России. Князь Юрий Долгорукий основал Москву. В каком городе ты родился (живешь, учишься)? Ты родился в Москве? Ты москвич? Ты живешь (учишься) в Москве? Москва (…) – мой родной город. Сколько лет Москве? Русские зодчие применяли известняк при строительстве. Старшим людям (детям, малышам, друзьям) надо помогать. Ты помогаешь дома? При встрече всегда здоровайся со знакомыми людьми. Уступай место старшим людям (пожилым людям, маленьким детям, женщинам, девочкам). Садитесь (проходите), пожалуйста. Ты уступаешь место старшим людям (пожилым людям, маленьким детям, женщинам, девочкам) в транспорте (…)? Ты всегда здороваешься со знакомыми людьми? Ты вежливый?  Если ты потерялся на улице, подойди к полицейскому и скажи: «Я потерялся. Меня зовут…. Моя фамилия … Мой адрес… Телефон мамы (…). 8.916. 221.22.22. Наш домашний телефон - 8. 495. 455.67.78». Не проси помощи у незнакомого человека. Не садись в машину к незнакомому человеку. Не гуляй в темноте. Мой руки перед едой (после прогулки). Ты чистишь зубы утром и вечером? Ты посещаешь спортивную секцию? Какую спортивную секцию ты посещаешь? Ты делаешь утреннюю зарядку? Надо заниматься спортом. Каким видом спорта ты занимаешься? Ты умеешь плавать (играть в волейбол,…)?

Москва (…), столица, Город Москва, Родина, Россия, Российская Федерация, герб, флаг, гимн, флаг Москвы, флаг России, житель Москвы (…), памятник …, музей…, театр, зодчие, белый камень, известняк, Москва – москвич – московский (…); пожилая женщина (мужчина), поздоровайся, поздоровайся – здороваться - здравствуйте, вежливый, оказать помощь, помочь, помощь -помочь - помоги –помогите –помогу – помощник – помощница - помогать, воспитание – воспитанный – невоспитанный – воспитывать, старость – старый – старше – стареть,– помощник; потерялся в магазине (на выставке, в театре, в метро, …), подойти к кассиру (продавцу, дежурному у эскалатора, к полицейскому, билетеру), если потерялся, попроси (не проси) помощи, незнакомый человек (прохожий); чистить зубы, утром и вечером, мыть руки, перед едой (после прогулки …), грязные (чистые) руки, купаться в реке (в озере, в море…), ходить в лес, делать утреннюю зарядку, заниматься в спортивной секции, играть в волейбол (футбол, баскетбол, теннис,..), заниматься плаванием (…).

Примеры текстов (микродиалогов, текстов диалогического и монологического характера)

- Помоги мне (убрать квартиру, приготовить салат, помыть посуду….)- Сейчас помогу. (Хорошо. Извини, я занят, помогу чуть позже. Сейчас закончу рисовать и помогу…)

- Я потерялся. - Как тебя зовут? - ….- Как твоя фамилия?- ….- Скажи свой адрес- ….

- Ты чистишь зубы утром и вечером? - Да.

***

Случай с кошельком

Шли по улице Катя и ее младший брат Костя. А впереди шла старушка. Вдруг старушка выронила кошелек. Костя первым увидел его. Нагнулся, схватил кошелек, побежал и догнал старушку: «Вы кошелек потеряли! Вот он!». Бабушка взяла кошелек, положила в карман и поблагодарила мальчика. «Какая я стала растеряха…» - сказала бабушка и пошла дальше.

Костя вернулся к сестре и пожаловался на старушку: «Бывают же на свете такие неблагодарные люди! Взяла кошелек, положила в карман и даже не удивилась». Старшая сестра остановилась, строго посмотрела на младшего брата и спросила: «А почему она должна удивляться? Тому, что ты честен? Быть честным - это твоя обязанность, а не заслуга».

Костя запомнил слова сестры на всю жизнь.

(по Е. Пермяку)

Вопросы и задания: Что случилось со старушкой? Что сделал Костя? Правильно ли поступил Костя? Почему Костя пожаловался сестре на старушку? Что сказал Костя сестре? Должен ли был Костя удивляться? Почему? Что сказала сестра? В чем основная мысль текста? Какой вывод ты можешь сделать для себя?

***

Знакомимся с Москвой

- Ты родился в Москве? - Да, Москва - мой родной город. - Скажи, почему Москву называли белокаменной? - Потому что в старину дома в Москве строили из белого камня. - А что это за камень? - Белым камнем называли известняк. Русские зодчие его широко применяли при строительстве, потому что известняк хорошо обрабатывается, он крепкий и надежный. Здания из белого камня стоят века. - А где можно увидеть здания, которые были построены из белого камня? - В центре Москвы. Например, соборы Кремля построены из белого камня.

Вопросы и задания: Почему Москву называли белокаменной? Почему в старину дома в Москве строили из белого камня? Где в Москве можно увидеть здания, которые были построены из белого камня? Найди в «Интернет» фотографии зданий Москвы или других городов, построенные из известняка. Прочитай вслух названия этих старинных зданий. Расскажи, почему использовался известняк в строительстве и назови известные тебе здания.

Развитие произносительной стороны речи [17]

Ø Развитие речевого дыхания:

- слитное произнесение слов и коротких фраз, деление более длинных фраз на синтагмы (под контролем учителя и самостоятельно);

- развитие самоконтроля речевого дыхания;

Ø Работа над голосом:

- закрепление нормального звучания голоса и его модуляций по силе, по – возможности, по высоте;

 - при необходимости, коррекция нарушений голоса;

- развитие самоконтроля нормального звучания голоса;

Ø Работа над звуками и их сочетаниями:

- закрепление дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков на материале слов, словосочетаний, фраз, текстов, а также слогов и слогосочетаний (под контролем учителя, с опорой на образец речи учителя, самостоятельно);

 - развитие самоконтроля звукового состава речи, в том числе, на основе знаний об артикуляции звука;

 - при необходимости, коррекция нарушений звукового состава речи;

 - при необходимости, постановка звуков и их закрепление материале слов, словосочетаний, фраз, а также слогов и слогосочетаний;

Ø Работа над словами:

- развитие умений слитного произнесения слов, в нормальном темпе, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы (самостоятельно, по знаку, по подражанию учителю);

 - развитие самоконтроля воспроизведения слов;

- знание основных орфоэпических правил, умения приводить примеры на каждое правило; применение орфоэпических правил при чтении новых слов (самостоятельно и под контролем учителя), реализация в самостоятельной речи орфоэпических норм (под контролем учителя и самостоятельно);

Ø Работа над фразами:

- развитие умений внятного и достаточно естественного произнесения фраз при реализации произносительных возможностей (под контролем учителя и самостоятельно); воспроизведение коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения во фразе, по - возможности, воспроизведение мелодического контура фраз (с опорой на образец речи учителя, под контролем учителя и самостоятельно);

-  развитие самоконтроля воспроизведения фраз;

- реализация умений внятного и достаточно естественного воспроизведения фраз, реализуя произносительные возможности, в связной речи монологического и диалогического характера (под контролем учителя и самостоятельно);

· Воспроизведение отработанного речевого материала (под контролем учителя и самостоятельно) достаточно внятно и естественно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико – интонационной структуры речи; соблюдение естественной манеры речи; передача различных эмоциональных оттенков высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики);

Ø Реализация сформированных произносительных умений при чтении (с опорой на образец учителя, под контролем учителя и самостоятельно);

Ø Реализация сформированных произносительных умений в самостоятельных высказываниях в процессе спонтанного общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow