Оценивание планируемых результатов обучения в 5 классе

Стартовая диагностика восприятия и воспроизведения устной речи обучающимися (на начало обучения в 5 классе) включает проведение следующих проверок:

1. Обследование возможностей обучающегося в восприятии на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) списка слов, произносимых диктором голосом разговорной громкости (при использовании контрольных списков, разработанных Л.В. Нейманом или списков, разработанных Э.И.Леонгард с учетом речевого развития обучающихся): обследование начинается с расстояния 8 – 6 м при приближении к обучающемуся каждый раз на 0,5 м, пока слово не будет воспринято; определяется расстояние, на котором обучающийся воспринял каждое слово.

2. Обследование слухозрительного восприятия обучающимися (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) списка слов, произносимых диктором голосом разговорной громкости (при использовании контрольных списков, разработанных Л.В. Нейманом или списков, разработанных Э.И. Леонгард с учетом речевого развития обучающихся): обследование проводится на расстоянии, типичном для устной коммуникации, в том числе, в классе с учетом расположения парт и стола учителя (не менее 2 м); определяется количество точно воспринятых слов.

3. Обследование восприятия на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) контрольного списка слов (списки Л.В. Неймана), произносимых диктором шепотом: обследование восприятия каждого слова начинается с расстояния 6 м при приближении к обучающемуся каждый раз на 0,5 м, если слово не воспринято; определяется расстояние, на котором обучающийся воспринял каждое слово, количество точно воспринятых слов.

4. Обследование восприятия на слух (без индивидуальных слуховых аппаратов) контрольных списков слов (списки Л.В. Неймана), произносимых диктором голосом разговорной громкости /шепотом[18] (с учетом возможностей обучающегося): обследуется слуховое восприятием справа и слева; обследование восприятия каждого слова начинается с расстояния 6 м при приближении к обучающемуся каждый раз на 0,5 м, если слово не воспринято (при необходимости вплоть до предъявления слова у уха обучающегося;) определяется расстояние, на котором обучающийся воспринял каждое слово.

5. Обследование восприятия на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) фраз разговорного характера, знакомых обучающимся (сбалансированные списки по 20 фраз, включающиеся вопросы, поручения, сообщения разрабатываются учителем), произносимых диктором голосом разговорной громкости (обследование начинается с расстояния 8 – 6 м при приближении к обучающемуся каждый раз на 0,5 м, пока фраза не будет воспринята) /шепотом (обследование начинается с расстояния 6 м при приближении к обучающемуся каждый раз на 0,5 м, пока фраза не будет воспринята); определяется расстояние, на котором обучающийся воспринял каждую фразу, количество правильных и грамотных речевых ответов / выполненных заданий с речевым комментарием.

6. Обследование слухозрительного восприятия обучающимися (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) фраз разговорного характера, знакомых обучающимся (сбалансированные списки по 20 фраз, включающиеся вопросы, поручения, сообщения разрабатываются учителем), произносимых диктором голосом разговорной громкости: обследование проводится на расстоянии, типичном для устной коммуникации, в том числе, в классе с учетом расположения парт и стола учителя (не менее 2 м); определяется количество точно воспринятых фраз, количество правильных и грамотных речевых ответов / выполненных заданий с речевым комментарием.

7. Обследование восприятия на слух (без индивидуальных слуховых аппаратов) фраз разговорного характера, знакомых обучающимся (сбалансированные списки по 20 фраз, включающиеся вопросы, поручения, сообщения разрабатываются учителем), произносимых диктором голосом разговорной громкости /шепотом (с учетом возможностей обучающегося): обследуется слуховое восприятием справа и слева; обследование восприятия каждого слова начинается с расстояния 6 м при приближении к обучающемуся каждый раз на 0,5 м, если фраза не воспринято (при необходимости вплоть до предъявления фразы у уха обучающегося;) определяется расстояние, на котором обучающийся воспринял каждую фразу количество правильных и грамотных речевых ответов / выполненных заданий с речевым комментарием.

8. Обследование восприятия слухозрительно и на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) текстов, соответствующих по уровню сложности текстам, включенным в занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи», проводимых в 5 классе на уровне начального общего образования; оценивается восприятие текста (воспринят точно; воспринят приближенно, смысл понят; восприняты отдельные фразы, слова и словосочетния, смысл не понят), ответы на вопросы, пересказ текста.

9. Обследование произносительной стороны речи – проводится аналитическая проверка произношения; обследование произносительной стороны самостоятельной речи при составлении обучающимся рассказа по одной картинке или по серии картинок (три – четыре картинки); по результатам обследования составляется характеристика произносительной стороны речи обучающегося;

10. Обследование возможностей обучающихся вступать в устную коммуникацию с незнакомым диктором при восприятии фраз разговорного характера (не менее 10 фраз); оцениваются возможности обучающегося воспринимать устную речь и быть понятым в процессе устной коммуникации с незнакомым диктором.

Текущий учет достижения планируемых результатов – проводится на каждом занятии.

Мониторинг достижения планируемых результатов проводится в конце каждого полугодия, включает в 5 классе:

1. Обследование восприятия (слухозрительно и на слух) списков слов при использовании индивидуальных слуховых аппаратов, а также восприятия на слух списка слов (без аппаратов), в том числе, при восприятии речи разговорной громкости и шепотной речи (процедура проверки и оценка результатов аналогичны представленным при стартовом обследовании);

2. Обследование восприятия (слухозрительно и на слух) фраз при использовании индивидуальных слуховых аппаратов и восприятия на слух без аппаратов, в том числе, при восприятии речи разговорной громкости и шепотной речи (сбалансированные списки, включающие 20 фраз составляются учителем из числа знакомых обучающимся, близким по лексическому составу, грамматической и синтаксической структуре тем, которые включались в занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи»; процедура проверки и оценка результатов аналогичны представленным при стартовом обследовании);

3. Обследование восприятия текста (слухозрительно и на слух) (тексты составляются учителем, соответствуют тем, которые включались в занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи»); процедура проверки и оценка результатов аналогичны представленной при стартовом обследовании);

4. Обследование произносительной стороны речи – аналитическая проверка произношения; обследование произносительной стороны самостоятельной речи при составлении обучающимся рассказа по одной картинке или по серии картинок (три – четыре картинки); по результатам обследования составляется характеристика произносительной стороны речи обучающегося;

5. Обследование возможностей обучающихся вступать в устную коммуникацию с незнакомым диктором (проверка и оценка результатов аналогичны представленной при стартовом обследовании при использовании других фраз, соответствующих по уровню сложности, отработанным на индивидуальных занятиях).

Проверки развития восприятия и воспроизведения устной речи у обучающихся проводятся индивидуально в часы занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи». При проведении большинства проверок диктором является учитель – дефектолог (сурдопедагог), который проводил занятия; исключение составляет обследование возможностей ученика вступать в устную коммуникацию с незнакомым диктором (например, незнакомым обучающемуся учителем школы).

Проектирование содержания проверок учителем – дефектологом (сурдопедагогом), ведущим занятия «Развитие восприятия и воспроизведение устной речи», осуществляется с учетом планируемых результатов, определенных для каждого обучающегося в календарном плане.

Результаты всех проверок фиксируются в протоколах и сохраняются в карте слухоречевого развития каждого обучающегося, которая ведется на протяжении всех лет начального общего и основного общего образования.

При оценке результатов обследования речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи учитывается не только достижение планируемых предметных результатов по данному направлению работы, но и правильность выполнения коммуникативных действий, логичность и грамотность ответов, внятность и естественность речи, реализация сформированных произносительных возможностей. При обследовании произносительной стороны речи учитывается достижение обучающимся планируемых предметных результатов в соответствии с календарным планом.

Достижение личностных и метапредметных результатов оценивается в ходе педагогического наблюдения и анкетирования педагогов (учителей, воспитателей, педагога - психолога, социального педагога), работающих с данным обучающимся, по – возможности, родителей и /или других родственников.

В конце учебного года составляется характеристика устной речи каждого обучающегося, которая предоставляется администрации образовательной организации. В ее составлении участвуют учитель – дефектолог (сурдопедагог), учителя - предметники, другие педагогические работники, осуществляющие образование обучающихся в течение учебного года.

Если планируемые результаты развития восприятия и воспроизведения устной речи у обучающегося не достигнуты, полученные факты должны стать предметом обсуждения на психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации с целью преодоления отставания обучающегося в слухоречевом развитии, обеспечения эффективного развития восприятия и воспроизведения устной речи на уроках и во внеурочной деятельности, включая занятия «Развитие восприятия и всопроизведения устной речи».

Результаты мониторинга обязательно обсуждаются на педагогических советах образовательной организации, а также на методических объединениях с целью повышения качества обучения восприятию и воспроизведению устной речи обучающихся.


 


Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: