На основе АООП ООО (вариант 2.2)

Контингент кохлеарно имплантированных детей, получающих образование на основе АООП ООО (вариант 2.2) неоднороден, включает:

· кохлеарно имплантированных обучающихся, операция которым проведена в раннем или дошкольном возрасте, получивших начальное общее образование на основе АООП НОО (вариант 2.2) по рекомендации ПМПК на начало школьного обучения;

· кохлеарно имплантированных обучающихся, операция которым проведена в раннем или дошкольном возрасте, получивших начальное общее образование на основе АООП НОО (вариант 2.1), но испытывающих значительные трудности в достижении планируемых результатов, в связи с чем на уровне основного общего образования ПМПК было рекомендовано обучение на основе АООП ООО (вариант 2.2);

· кохлеарно имплантированных обучающихся, операция которым проведена в школьном возрасте на этапе, близком к переходу на ступень основного общего образования, обучавшихся на ступени начального общего образования на основе АООП НОО (вариант 1.1) по рекомендации ПМПК;

· кохлеарно имплантированных обучающихся, операция которым проведена в школьном возрасте на этапе, близком к переходу на ступень основного общего образования, обучавшихся на ступени начального общего образования на основе АООП НОО (вариант 1.2) по рекомендации ПМПК.

При проектировании рабочих программ специальных занятий по Программе коррекционной работы «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» для обучающихся с КИ учитывается время проведения операции; достигнутые результаты образования, общего и слухоречевого развития до операции; сформированность навыков естественной устной коммуникации и естественного овладения речью на новой сенсорной основе в первоначальный период после операции; фактический уровень общего и речевого развития, возможности восприятия и воспроизведения устной речи.

Направления работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи у обучающихся с КИ могут включать:

1. Развитие речевого слуха:

· восприятие на слух речевого материала (фраз, слов, словосочетаний, текстов монологического и диалогического характера, в том числе, микродиалого, при усложнении лексического состава, грамматической структуры речевого материала, увеличении объема текстов), произносимого учителем голосом разговорной громкости, в разных акустических условиях, в том числе, на фоне различных шумов окружающего мира, разговора двух и более людей, музыки и др.;

· восприятие на слух речевого материала (фраз, слов, словосочетаний), произносимых учителем шепотом в разных акустических условиях;  

· восприятие на слух речи разных дикторов в естественных условиях и в аудиозаписи (различные женские, мужские и детские голоса), в том числе, в разных акустических условиях;

· восприятие на слух близких по звучанию слов: слов, отличающихся несколькими звуками (например, заяц - палец); одним гласным звуком (например, лужа – лыжи) или согласным звуком (например, бочка – почка, мишка – миска, жил –шил, сабля – цапля, коза – коса, лук - люк) при постепенно увеличивающемся выборе;

· распознавание на слух определенных звуков в слове, места звука в слове (в начале, в середине, в конце), наличия заданного звука в слове;

· восприятие слов, отличающихся морфемами (окончаниями, приставками, суффиксами) изолированно, в словосочетаниях и фразах; восприятие на слух слов с разными предлогами;

· восприятие отдельных частей слова при работе над произношением и при коррекции грамматической структуры речи;

· запись под диктовку учителя при восприятии на слух отдельных слов, в том числе, близких по звучанию, словосочетаний, фраз, коротких текстов.

На занятиях используется речевой материал – фразы, слова, словосочетания и тексты диалогического и монологического характера из примерных тем, рекомендованных для слабослышащих обучающихся.

2. Развитие произносительной стороны речи:

· закрепление произносительных умений (с учетом состояния произносительной стороны речи каждого обучающегося):

-    нормального звучания голоса и его модуляций по силе и высоте;

- дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков, слитного произнесения сочетаний согласных звуков в одном слове и на стыке слов;

- произнесения слов слитно, в нормальном темпе, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы;

-  произнесение фраз внятно и естетсвенно, реализуя произносительные возможности, выделяя логическое и синтагматические ударения во фразе, соблюдая мелодическую структуру фраз; 

· применение знаний об орфоэпических правилах при произнесении отработанного речевого материала и при чтении новых слов;

· осуществление самоконтроля произносительной стороны речи, краткое словесное определение используемых приемов самоконтроля;

· самостоятельное оценивание собственных речевых действий, внесение соответствующих коррективов в их выполнение; 

· при необходимости, коррекция нарушений произношения;

· при необходимости, постановка и закрепление в речи новых звуков;

· реализация сформированных произносительных умений в самостоятельных устных высказываниях и при чтении.

3. Реализация коммуникативных действий:

- активное участие в устной коммуникации;

- точное воспроизведение предъявленных учителем сообщений, выполнение заданий, предъявленных учителем устно, с кратким или полным речевым комментарием к собственным действиям; ответы на вопросы; повторение воспринятых слов, словосочетаний;

- устные высказывания по теме, в том числе, с опорой на презентацию, план, базовый словарь (слова и словосочетания), иллюстрацию (серию иллюстраций) при логичном и грамотном их построении;

- повторение воспринятого текста (точно или приближенно, передавая смысл высказывания), ответы на вопросы по тексту; пересказ содержания воспринятых текстов (с опорой на план, базовые слова и словосочетаний, выделенные самостоятельно или с помощью учителя, компьютерную презентацию, иллюстративный материал и др); активное участие в обсуждении текста, в диалоге по тексту и др. при высказывании собственного мнения, его аргументации;

- правильное использование знакомых формул речевого этикета при приветствии, прощании, извинении и др.;

- словесное выражение непонимания при затруднении в восприятии речевой информации.

Важно, чтобы на занятиях в едином педагогическом процессе соединялась работа по развитию восприятия устной речи, ее воспроизведения, активизации устной коммуникации при использовании логичных и грамотных высказываний.

Календарно – тематическое планирование по развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи и ее произносительной стороны включает следующие разделы: 

· содержание обучения;

· примерное количество часов;

· темы,

· речевой материал,

· характеристика деятельности обучающегося,

· ориентировочные сроки.

Самой сложной категорией обучающихся с КИ, из числа получающих основное общее образование, являются дети, операция кохлеарной имплантации которым проведена в школьном возрасте на этапе, близком к переходу на уровень основного общего образования или в более поздние сроки. На предыдущей ступени образования эти дети по рекомендации ПМПК получали образование на основе АООП НОО (вариант 1.2), АООП НОО (вариант 1.1) или АООП ООО (вариант 2.2) в зависимости от уровня общего и речевого развития на начало школьного обучения, сформированности навыков устной коммуникации, индивидуальных особенностей. Определение образовательного маршрута этих обучающихся, аналогично всем обучающимся после операции кохлеарной имплантации, должно осуществляется ПМПК после этапа, запускающего реабилитацию, с учетом сформированности естественной устной коммуникации и возможностей овладения устной речью на новой сенсорной основе, а также уровня общего и речевого развития, готовности к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении того или иного варианта АООП ООО, индивидуальных особенностей. Этим обучающимся ПМПК может быть рекомендовано обучение на основе АООП ООО (вариант 1.1) или АООП ООО (вариант 2.2).

Коррекционно – развивающая работа в образовательной организации строится с учетом рекомендаций ПМПК и результатов комплексного психолого – педагогического обследования, организуемого психолого – педагогическим консилиумом при поступлении обучающегося в школу.

Обучающимся данной категории требуется значительная специализированная комплексная психолого - педагогическая помощь в освоении АООП ООО (вариант 2.2), которая должна быть предусмотрена Программой коррекционной работы.

В первоначальный период обучения на основе АООП ООО (вариант 2.2) на занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» основное внимание уделяется развитию естественной устной коммуникации на новой сенсорной основе с использованием речевого материала, которым владеет обучающийся. В дальнейшем, могут быть реализованы направления работы, указанные выше с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.


 

 


Приложение 4.




double arrow
Сейчас читают про: