Обязательных специальных занятий

«Развитие учебно -познавательной деятельности»

Обязательные специальные занятия по Программе коррекционной работы «Развитие учебно -познавательной деятельности» включены во внеурочную деятельность, являющейся неотъемлемой частью реализации АООП ООО глухих обучающихся.

Целью специальных занятий «Развитие учебно -познавательной деятельности» являетсяоказание специализированной индивидуально ориентированной психолого – педагогической помощи в развитии учебно - познавательной деятельности обучащихся в контексте достижения ими планируемых результатов образования.

    Задачи специальных занятий «Развитие учебно -познавательной деятельности» включают:

· на основе специализированного психолого - педагогического обследования выявление причин трудностей обучающихся в развитии учебно - познавательной деятельности в контексте достижения планируемых результатов образования;

· оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого - педагогической помощи обучающимся с целью коррекции и развития учебно - познавательной деятельности в контексте достижения планируемых результатов учебных предметов, а также междисциплинарных учебных программ - «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно – исследовательской и проектной деятельности»,

· осуществление пропедевтики возникновения учебных трудностей у обучающихся;

· на основе специализированного психолого - педагогического обследования выявление у обучающихся особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности; осуществление индивидуально ориентированной психолого - педагогической поддержки обучающимся в развитии учебно - познавательной деятельности.

Направления, содержание и формы организации специальных занятий «Развитие учебно - познавательной деятельности» определяет психолого - педагогический консилиум образовательной организации с учетом результатов специализированного комплексного психолого - педагогического обследования каждого обучающегося, рекомендаций ПМПК и ИПР обучающегося.

Данное обследование проводится на начало обучения на уровне основного общего образования или при переводе обучающегося из другой образовательной организации (стартовая диагностика) и в процессе систематического мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов образования. Комплексное психолого -педагогическое обследование направлено на выявление у каждого обучающегося особенностей личностного развития. общего и слухоречевого развития, учебно - познавательной деятельности, достижения планируемых результатов по учебным предметам и междисциплинарным программам, включая «Формирование универсальных учебных действий»; при необходимости, причин затруднений в достижении планируемых результатов, а также выявление особых способностей (одаренности) обучающихся в определенных видах учебной и внеурочной деятельности. В данном обследовании участвуют учителя - предметники, педагог - психолог, социальный педагог, учитель -дефектолог (сурдопедагог) и др.

    Решение об организационных формах проведения занятий «Развитие учебно - познавательной деятельности» - индивидуально, парами, малыми группами, а также комплектование пар (малых групп) обучающихся также принимает психолого - педагогический консилиум образовательной организации по результатам комплексного специализированного психолого - педагогического обследования.

По решению психолого – педагогического консилиума образовательной организации, в том числе, в течение учебного года, по результатам мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов образования, могут быть изменены направления, содержание и формы организации специальных занятий «Развитие учебно - познавательной деятельности».

При составлении учебного плана рекомендуется на обязательные специальные занятия по Программе коррекционной работы «Развитие учебно -познавательной деятельности» предусмотреть 2 часа в неделю на каждого обучающегося. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся и форм организации занятий (индивидуально, парами или малыми группами).

При составлении расписания предусматривается равномерное распределение времени, отведенного на занятия в течение учебной недели; примерная продолжительность занятия не более 30 минут.

    Обязательные специальные занятия «Развитие учебно - познавательной деятельности», как правило, проводят учителя – предметники; при этом учитываются индивидуально ориентированные направления и содержание коррекционно - развивающей работы с обучающимися.

    В функциональные обязанности учителей - предметников, ведущих специальные занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» входит разработка рабочих программ, календарных и ежедневных планов работы, проведение занятий в соответствии с расписанием, осуществление мониторинга достижения планируемых результатов, анализ и оценка полученных данных.

При планировании специальных занятий «Развитие учебно - познавательной деятельности» учитывается, что для части обучающихся для эффективного развития учебно - познавательной деятельности с учетом выявленных трудностей в процессе образования, а также пропедевтики их возникновения по решению психолого - педагогического консилиума в «Индивидуальный план коррекционно - развивающей работы» включены занятия с педагогом – психологом (социальным педагогом и др.). Качественному достижению планируемых результатов развития учебно - познавательной деятельности у обучающихся способствует обеспечение преемственности в коррекционной работе на специальных занятиях «Развитие учебно - познавательной деятельности», занятиях педагога – психолога (социального педагога и др.), а также на уроках и в процессе внеурочной деятельности.

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий «Развитие учебно - познавательной деятельности» разрабатывается с учетом направления, содержания и формы их организации, включает следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

· Цели и задачи коррекционно -развивающей работы

· Содержание занятия.

· Организация и условия проведения занятия.

2. Планируемые результаты обучения.

· Личностные результаты:

· Метапредметные результаты:

· Предметные результаты:

3. Календарно - тематическое планирование обучения.

В данном разделе указываются:

· направления (разделы работы),

· темы / содержание работы по темам,

· примерный речевой материал,

· примерные дидактические материалы,

· характеристика деятельности обучающихся,

· примерное количество часов.

4. Оценивание планируемых результатов обучения.

· Стартовая диагностика (входное оценивание) – описание методик обследования, анализа и оценки полученных результатов.

· Текущий учет достижения планируемых результатов – проводится на каждом занятии.

· Мониторинг достижения планируемых результатов - описание методик обследования, анализа и оценки полученных результатов.


[1] Здесь и далее: обучающиеся с КИ – обучающиеся, перенесшие операцию/ операции кохлеарной имплантации; могут пользоваться (с учетом медицинских показаний) двумя кохлеарными имплантами или кохлеарным имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом, а также только кохлеарным имплантом. (с учетом медицинских показаний или по собственному желанию).

[2] Цель определяет (указывает) результат работы, ее не рекомендуется подменять направлениями работы или процессом ее реализации.

 

[3] Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское и др.).

[4] Рекомендации к содержанияю организации и методике мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому году обучения представлены в примерных рабочих программах, документации педагога – психолога, социального педагога и др.

[5] При указании занятий парами, малыми группами желательно отметить фамилии всех обучающихся, которые будут участвовать в этих занятиях. 

[6] Примерные рабочие программы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи у слабослышащих обучающихся, в том числе, примерные методики стартовой диагностики и мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов, а также рекомендации к разработке рабочих программ для обучающихся с КИ и глухих обучающихся (протезированных индивидуальными слуховыми аппаратами) представлены в Приложении 1.

[7] Например, одно занятие в неделю (20 минут) парами, 3 занятия в неделю по 20 минут – индивидуально., что обеспечивает каждому обучающемуся 80 минут занятий (два академических часа в соответствии с нормами Сан ПиН)

[8]. Здесь и далее: обучающиеся с КИ – обучающиеся, перенесшие операцию/ операции кохлеарной имплантации; после операции пользуются с учетом медицинских рекомендаций двумя кохлеарными имплантами или кохлеарным имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом, кохлеарным имплантом. Учитель – дефектолог (сурдопедагог) должен ознакомиться с медицинскими рекомендациями каждого обучающегося с КИ; при необходимости рекомендовать родителям повторную консультацию в организации здравоохранения соответствующего профиля.

[9] Здесь и далее: развитие восприятия речи учителей, которые не ведут постоянно занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» с обучающимся, может быть организовано при составлении временного расписания.

[10] Распознавание на слух речевого материала – термин условный, используется при характеристике поэтапного развития восприятия устной речи у обучающихся с нарушениями слуха (наряду с терминами «различение» и «опознавание» речевого материала); распознавание на слух означает восприятие на слух новых, незнакомых по звучанию, фраз, слов и словосочетаний; системой работы предусматривается, что новый речевой материал затем предъявляется обучающемуся для опознавания на слух в сочетании с уже отработанным речевым материалом; в процессе развития речевого слуха у слабослышащих обучающихся в работу постепенно вводятся (с учетом индивидуальных особенностей слухоречевого развития) не только слова, незнакомые по звучанию, но и незнакомые по значению (Багрова И.Г., Кузьмичева Е.П., Леонгард Э.И. и др.);

[11] Работа над каждым текстом проводится на двух – трех занятиях и занимает часть занятия.

[12] Календарно –тематический план составляется для каждого обучающегося.

[13] Первая четверть - количество часов, вторая четверть – количество часов.

 

[14] Здесь и далее: отбор знакомой детям терминологической лексики общеобразовательных дисциплин для отработки ее восприятия и воспроизведения осуществляется совместно с учителями, ведущими эти уроки.

[15] Здесь и далее: в примерных рабочих программах использован речевой материал из книги: Кузьмичева Е.П., Шевцова О.В., Яхнина Е.З. Развитие восприятия и воспроизведения устной речи у глухих   школьников на индивидуальных занятиях: пособия для учителя – Орел: издательство «Горизонт», 2013. Речевой материал переработан и дополнен с учетом ФГОС ООО, АООП ООО (вариант 2.2), планируемых предметных результатов специальных занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» у слабослышащих обучающихся 5 класса.

 

[16] Планирование работы над произношением осуществляется с учетом фактического состояния произносительной стороны речи каждого обучающегося по результатам специального обследования.

[17] Планирование работы над произношением осуществляется с учетом фактического состояния произносительной стороны речи каждого обучающегося по результатам специального обследования.

[18] Здесь и далее проводится обследование восприятия списка слов (фраз) сначала, произносимых учителем голосом разговорной громкости, затем весь список предъявляется шепотом, процедура обследования повторяется.

[19] Здесь и далее: обучающиеся с КИ – дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации; они могут пользоваться двумя кохлеарными имплантами, кохлеарным имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом или кохлераным имплантом (с учетом медицинских показаний).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: