Тема: «Культура научной речи. Научный стиль языка»

Практическое занятие № 1.

Тема: Стилистическая система русского литературного языка, функциональные стили, принципы их выделения.

Теоретическая часть:

1. Статус стилистики в современном языкознании.

2.Предмет стилистики, задачи, методы исследования. 3.Различная трактовка понятия «стиль».

4.Принципы классификации стилей.

5.Вопрос о стилях языка и речи (правомерность разграничения этих понятий). 6.Определение функционального стиля.

7.Классификация функциональных стилей языка / речи. Экстралингвистические и лингвис­тические предпосылки дифференциации функциональных стилей, основные стилеобразующие признаки.

8.Вопрос о системности функционального стиля и о границах между стилями. Понятие сти­левой нормы.

9.Понятие о подстиле, жанре, типе, форме речи.

 

Литература:

1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие для вузов. М.: 2010.

2. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. 2010.

3. Лыткина О. И. Практическая стилистика русского. 2009.

4. Малычева Н. В. Стилистика и литературное редактирование: Дашков и К?, 2011.

5. Солганик Г. Я. Стилистика текста. М.: 2009.

 

Практическая часть:

1.Сравните три текста на одну и ту же тему (дорожное происшествие). Каковы особенности подачи одного и того же материала в произведениях разной стилистической принадлежности? Охарактеризуйте экстралингвистические и лингвистические стилеобразующие признаки текстов.

I.

Осторожность на дорогах

Зима с ее капризами на берегах Невы – далеко не простой период в жизни нашего города. Снегопады и оттепели, утренние заморозки и пронизывающий ветер не только несут нам дискомфорт, но и таят в себе серьезные опасности. Мы видим, как заметно вырос автомобильный парк Петербурга, насколько интенсивнее стали транспортные потоки. А ведь необходимо помнить о том, что автомобиль по-прежнему остается источником повышенной опасности. Мы должны наконец проникнуться мыслью о недопустимости ежегодной гибели в дорожных катастрофах восьмисот и травмирования почти шести тысяч человек. Выходя на улицу, мы должны знать, что 70% всех дорожно-транспортных происшествий в городе – это наезды на пешеходов. Поэтому, уважаемые водители, пропустите пешеходов на пешеходном переходе, в зоне остановки общественного транспорта, уступите им дорогу на повороте. Зимой им особенно трудно. Да, они не так хорошо знают правила дорожного движения, не настолько дисциплинированны, как вы, но сделайте им шаг навстречу.

II.

Действия водителей при дорожно-транспортных происшествиях

4.4. При дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему, должны:

   Немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия, включить аварийную световую сигнализацию или выставить знак аварийной остановки

(мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями пункта 8.11 настоящих правил;

не перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь»…;

сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия работников милиции;

принять все возможные меры к сохранению следов происшествия, ограждению их и организации объезда места происшествия;

если движение других транспортных средств невозможно, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение транспортного средства и относящихся к происшествию предметов и следов.

III.

Здравствуй, Димка!

Пишу тебе несмотря на то, что только позавчера отправила письмо. Дело в том, что у меня есть потрясающая новость. Представляешь, папа вчера чуть не разбил машину. Помнишь, на перекрестке у нашего дома никогда не было светофора? Нет и сейчас. Так вот, папа поехал ставить машину в гараж через этот перекресток. Их ряд пропускали. И вдруг справа выезжает какая-то наглая иномарка на скорости. Папа не ожидал этого и не успел остановиться. В общем, все кончилось хорошо – они еле-еле успели развернуться! Сразу гаишники откуда-то появились – тому водителю штраф. А он даже не извинился перед папой – представляешь!?

Ну, все. Остальное все нормально. Как там ты?

Пока. Ира.

Практическое занятие №2.

Тема: «Культура научной речи. Научный стиль языка»

 

 

Теоретическая часть:

1. Экстралингвистические (коммуникативные) предпосылки выделения научного стиля языка, его место среди других функциональных стилей.

2. Лингвистические особенности языка науки:

а) лексико-фразеологическая специфика научного стиля;

б) морфологические черты научного стиля;

в) синтаксические средства научного стиля;

г) вопрос об экспрессивности научного стиля.

3. Подстили научного стиля, их жанры.

4. Вопрос о терминологии и терминотворчестве.

5. Специфика устной разновидности научного стиля.

6. Монолог, диалог, спор, дискуссия как речевые формы проявления познавательной и коммуникативной функции научного стиля.

7. Учебно-научная речь, её жанры: лекция, доклад, беседа, сообщение, ответ.

8. Роль невербальных факторов в научном диалоге.

Литература:

1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие для вузов. М.: 2010.

2. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. 2010.

3. Лыткина О. И. Практическая стилистика русского. 2009.

4. Малычева Н. В. Стилистика и литературное редактирование: Дашков и К?, 2011.

5. Солганик Г. Я. Стилистика текста. М.: 2009.

Дополнительная литература:

  1. Введенская Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д, 1996.- Раздел 5 «Основы полемического мастерства».
  2. Введенская Л.А. Деловая риторика / Л.А Введенская, Л.Г. Павлова.- Ростов н/Д, 2002.- С.325-410.
  3. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. – М., 1976.
  4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002. – С. 15-25, 35-43.
  5. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М., 1982. – С. 91-103.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.
  7. Культура русской речи. – М., 2000. – С. 149-215.
  8.  Лаптева О.А. Как ученые говорят // Русская речь. -1995. – №3.
  9. Панфилов А.К. Лекции по стилистике русского языка. – М., 1972.
  10. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. - М., 2002. – С. 16-27.
  11. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. – С. 15-25, 35-43.
  12. Сенкевич В.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. – М., 1976.
  13. Терминология и культура речи. – М., 1981.

 

Практическая часть:

1. Составьте аннотацию, тезисы или краткий конспект главы 4 «Культура научной и профессиональной речи» из учебника «Культура русской речи». – М., 2000.

2. Проанализируйте стилеобразующие средства научного стиля, представленные в этой главе.

3.  Дайте тезисное изложение основных положений книги Поварнина С. Спор. О теории и практике спора. – Санкт-Петербург, 1996.

4. Подготовьте доклады по книге Введенской Л.А., Павловой Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1996. – Раздел 5 «Основы полемического мастерства»:

1) Спор, дискуссия, полемика (Глава 1. – С. 397-414).

2) Культура спора (Глава 2. – С. 414-448).

3) Как убедить оппонента (Глава 3. – С. 448-475).

4) Полемические приемы (Глава 4. – С. 475-487).

5) Искусство отвечать на вопросы (Глава 5. – С. 487-496).

6) Уловки в споре (Глава 6. – С. 499-513).

7) Активные формы обучения полемическому мастерству (Глава 7. – С. 513-524).

5.Подготовьте сообщения по книге Казарцевой О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. М., 1998:

 

1.Об учебно-научной речи (С. 355-369).

2.О неречевом поведении (С.94-122).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: