Тема: «Основы мастерства публичного выступления»

Для интеллигентного человека дурно

говорить также неприлично, как и не

уметь читать и писать.

А.П. Чехов

И в древности, и в новейшее время

Ораторское искусство было одним

Из сильнейших рычагов культуры.

А.П. Чехов

Теоретическая часть:

  1. Оратор и его аудитория.
  2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, основные приемы поиска материала.
  3. Композиция публичного выступления.
  4. Приемы изложения и объяснения содержания речи.
  5. Аргументация в ораторской речи.
  6. Монолог и диалог в публичных выступлениях.
  7. Речевые тактики и стратегия общения.
  8. Контакт оратора с аудиторией.
  9. Как повысить интерес слушателей к выступлению?
  10. Как готовиться к выступлению.
  11. Оценка эффективности публичного выступления.

 

Литература:

1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие для вузов. М.: 2010.

2. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. 2010.

3. Лыткина О. И. Практическая стилистика русского. 2009.

4. Малычева Н. В. Стилистика и литературное редактирование: Дашков и К?, 2011.

5. Солганик Г. Я. Стилистика текста. М.: 2009.

Дополнительная литература:

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов.

 –Ростов-на-Дону, 2002. –С. 271-324.

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи.

 –Ростов-на-Дону, 2000. –С. 211-302.

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М., 2001. – С. 207-220.
  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.,2002. – С. 348-361.
  3. Ивин А.А. Теория аргументации: Учебное пособие. – М., 2000.
  4. Клюев Е.В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 1999. – С. 22-137.
  5. Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994. – С. 86-95, С. 102-133.
  6. Львов М.Р. Риторика. 1995. – М., С. 23-55.
  7. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, 2002.
  8. Савкова З.В. Искусство оратора. – Санкт-Петербург, 2000. – С. 143-187.
  9. Сергеечева В. Как говорить убедительно. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 4-157.
  10. Хайнц Леммерман. Уроки риторики и дебатов. – М., 2002. – С. 47-234.
  11. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций. – Ростов-на-Дону, 1999.
  12. Шейнов В.П. Риторика. – Минск, 2000. – С. 413-480.

 

Практическая часть:

  1. Изучите композиционные особенности приведенной ниже речи, а также использование в ней риторических фигур и приемов аргументации.

 

Нобелевская речь Ивана Алексеевича Бунина (1933г.)

«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи! Девятого ноября, в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желаю омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние 15 лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби – совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грас, дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.

И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусству и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире, его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному внимания Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».

  1. Составьте и подготовьтесь произнести перед аудиторией речь на одну из следующих тем:

1) Читайте, читайте, читайте!

2) О времена! О нравы!

3) Отцы и дети.

4) Ученье – свет.

5) Ода здоровому образу жизни.

6) Ода студенчеству.

7) Легко ли быть молодым.

8) О красоте.

9) Дарите людям радость.

10) Человек и природа.

 

  1. Готовясь к выступлению, обратите внимание на критерии, по которым будет оцениваться ваше выступление.

 

Критерии оценки речей. (По книге «Русский язык и культура речи» / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2002).

 

 

№ пп. Аспекты

Возможные ситуации

Кол-во баллов

 
1. Соответствие содержания речи теме

а) соответствует полностью

б) не полностью

в) не соответствует

2

1

0

 
2. Использование фактов

а) в достаточном количестве

б) в недостаточном количестве

в) в излишнем количестве

г) не использованы

2

 

1

1

0

 
3. Характер использованных фактов

а) интересные факты

б) свежие факты

в) всем известные факты

2

2

0

 
4. Интерпретация фактов

а) удачная интерпретация

б) не вполне удачная (не все факты освещены полно, объективно)

в) неудачная (большинство фактов объясняется неверно, неумело или явно предвзято)

2

 

 

1

 

 

0

 
5. Количество аргументов

а) аргументы содержатся в достаточном количестве

б) в недостаточном количестве

в) в излишнем количестве

г) аргументов по существу нет

 

2

 

1

1

 

0

 
6. Характер аргументов

а) аргументы впечатляющие (убедительные, оригинальные, броские и др.)

б) аргументы среднего качества (недостаточно логичны, недоказательны, растянуто изложены и др.)

в) аргументы слабые (совсем неубедительные, недейственные)

 

3

 

1

 

 

0

 
7. Использование типов аргументов (аргументы к делу, аргументы к человеку, к пользе)

а) использование аргументов разных типов

б) типовое однообразие аргументов

 

3

 

1

 
8. Ориентация содержания речи на аудиторию (насколько выступающий ощущает конкретный состав слушателей)

а) заметная ориентация на всю аудиторию

б) ориентация только на часть аудитории

в) отсутствие ориентации

 

2

 

1

0

 
9. Композиционная (структурная) сторона речи

а) композиция четкая (хорошо различаются приступ, основная часть, заключение); приступ и заключение не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны

б) композиция неполная (отсутствует одна из частей), недостаточно четкая (не всегда логичны переходы от одной части или подчасти к другой)

в) композиция и структура речи нечеткие (речь сумбурна, есть неоправданные и длительные отступления; какие-то моменты информационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить)

 

4

 

1

 

 

0

 
10. Выразительность речи

а) используется большой запас слов, богатый словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции, множество фигур речи; удачно и в нужной мере используются периоды

б) лексикон оратора средний; грамматические конструкции однообразны; используется небольшое количество фигур речи немногих типов; периоды не используются

в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют

 

4

 

 

1

 

 

0

 
11. Ортологическая сторона речи

а) ошибки произношения слов, грамматические неточности, употребления слов в неправильном значении, тавтологии и т.п.

б) перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер

в) перечисленное наблюдается в большом количестве (четыре случая и более)

 

 

3

 

 

1

 

0

 
12.

Подготовленность речи

а) речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом; не создает впечатления, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна)

б) речь недостаточно подготовлена (выступающий часто смотрит в текст, делает заметные неоправданные паузы, несколько раз делает поправки и т.д.)

в) речь плохо подготовлена (оратор фактически читает ее либо долго вспоминает, что нужно сказать, часто и заметно сбивается и поправляется и т.п.)

 

 

4

 

1

 

0

13.

Соблюдение правил произнесения речи

а) речь произносится мастерски (темп средний, варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь не монотонна; умело используются жесты и мимика; выступающий обозревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты – частое использование платка и т.п.)

б) речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замедленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соответствуют содержанию речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна

в) речь произносится плохо: присутствуют все перечисленные недостатки или большинство из них

 

 

4

 

 

1

 

0

14.

Реакция выступающего на поведение аудитории

а) выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на восприятие его речи (по необходимости перестраиваясь); заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам

б) выступающий не следит за реакцией аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и размышлениях, на том, как лучше выразить мысль

 

3

 

0

             

 

 



Приложение №1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: