Реформы, проводимые в первой четверти XVIII в.коснулись просвещения и культуры. Эти преобразования, прежде всего, были направлены на нужды государства. Петр I, создает гражданское образование, так как государству требовались квалифицированные специалисты. В 7001 г. открываются Навигатская и Артиллейрийская школы, в 1707 г. - Медицинское училище, в 1712 г. - Инженерная.школа. К 30-м гг. XVIII в. были открыты 42 циферные школы.
С развитием образования начинают накапливаться научные знания. В этот период были написаны такие исследования по истории, как «Гистория Свейской войны» в двух томах (издана кн. М.М. Щербатовым), «Ядро российской истории» (А.И. Манкиев), «Гистория о царе Петре Алексеевиче» (Б.И. Куракин). Экономика была представлена работами И.Т. Посошкова, самое известное его произведение «Книга о скудости и богатстве». Известным общественным деятелем петровской эпохи был Феофан Прокопович, написавший среди прочего, политический трактат «Правда воли монаршей».
Рост промышленности подтолкнул к развитию естественных наук. Сибирским казаком В.В. Атласовым было составлено первое описание Камчатки. По заданию Петра I в 1720 – 1727 гг. Д.Г. Мессершмидт возглавил одну из первых экспедиций по Сибири. В январе 1725 г. царь отправляет северную экспедицию под командованием В.И. Беринга и
А.Л. Чирикова, в которой они открывают пролив между Азией и Америкой. Пролив был назван Беринговым по имени руководителя экспедиции.
|
|
Талантливым ученым-механиком петровской эпохи был А.К. Нартов. Ему принадлежит ряд ценных изобретений в артиллерийском производстве (новые способы отливки пушек, оптический прицел и др.), в строительстве крупных технических объектов (им частично сконструированы ворота шлюзов в Кронштадте, построена Катальная горка в Царском Селе и др.). Он много сделал для усовершенствования монетного производства. Свою рукопись «Театр махинарум, или Ясное зрелище махин» он посвятил станкостроению, медальерному и токарному искусству.
В научных целях для всеобщего обозрения был открыт первый в России естественноисторический музей — Кунсткамера.
В 1714 г. в Петербурге была открыта государственная библиотека, а в 1724 г. Петр I утвердил проект создания Российской Академии наук.
Большое внимание Петр I уделял распространению просвещения через печать. Церковный шрифт с сокращениями отдельных слов (титлами) оставлен был только для церковных книг. Книги светского содержания стали печатать упрощенным, гражданским шрифтом. В 1703 г. вышла первая русская газета «Ведомости о военных и иных делах».
Петр I заботился о воспитании и образовании дворянской молодежи. С этой целью был написан свод правил хорошего тона «Юности честное зерцало». Чтобы ориентировать молодых людей на обучение, царь издает в 1714 г. указ, запрещающий дворянам мужского пола вступать в брак, не постигнув основ знаний, необходимых для службы, а в 1722 г. указ, не позволяющий дворянским недорослям жениться до получения образования и до получения государственной службы.
|
|
По указанию Петра I, чтобы приучить русское общество к европейским обычаям, устраивались особые собрания - «ассамблеи», куда допускались не только мужчины, но и женщины. Здесь вели светские беседы, развлекались играми и танцами.
Основу русской живописи XVIII в. составила идея служения государству. Утверждалась ценность человеческой личности, ум, знания и силы которой приносят пользу Отечеству. В связи с этим идет развитие портретного жанра, складываются черты русской портретной школы, которые нашли отражение в работах И.Н. Никитина, А.М. Матвеева и И.Я.Вишнякова.
Архитектура петровской эпохи была тесно связана со строительством Петербурга. Возведение столицы начиналось с Петропавловской крепости, построенной по проекту швейцарского архитектора Доменико Трезини. Впоследствии он возвел Зимний и Летний дворцы Петра I, здание Двенадцати коллегий.
В 1702 г. в Москве был открыт публичный театр «Комедийная хоромина», который возглавлял Иоганн Кунст.
В сер. XVIII в., в царствование Елизаветы Петровны отмечается новый подъем культуры. Это время ознаменовано научной и поэтической деятельностью М.В. Ломоносова, открытием основанного им в Москве Университета, а затем Академии художеств в Петербурге.
Грандиозные ансамбли, построенные по проекту В.В. Растрелли украсили Петербург и его окрестности.
Выводы
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что:
- в период правления Петра I в России окончательно формируется абсолютная чиновничье-дворянская монархия. Политика царя была направлена на модернизацию и европеизацию российского общества. В результате реформ Петру I удалось построить мощный военно-морской флот и сильную армию, улучшить государственное управление, развить промышленность и торговлю.
- в результате успешной внешней политики Петру I удалось расширить территорию государства и получить выход к Балтийскому морю. После окончания Северной войны Россия становится империей, а Сенат преподнёс Петру титулы Великого, отца Отечества и Императора всероссийского. Значительно вырос международный авторитет Российского государства.
- дворцовые перевороты явились закономерным этапом в развитии абсолютизма в России и имели определенные социальные последствия. Верхушечные перестановки правителей на престоле не повлияли на общий ход социально-экономического развития страны. В результате дворцовых переворотов упрочилось положение дворянства, расширились его права и привилегии, одновременно, ухудшилось положение основного населения страны, и, прежде всего, крестьянства.
- преобразования в первой половине XVIII в. в области культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер и были направлены на государственные интересы. Значительное влияние на русскую культуру петровской эпохи оказали европейские традиции.