Эпоха просвещения и ее влияние на развитие Европы и России

Период «просвещенного абсолютизма» в России связывается с именем Екатерины Великой, в царствование которой империя достигла наибольшего расцвета и могущества. Императрица была крупным государственным деятелем, умелым политиком и дипломатом.

София Анхальт-Цербская родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине в семье прусского фельдмаршала. Елизавета Петровна выбрала четырнадцатилетнюю Екатерину невестой для своего племянника, наследника престола. Приехав в Россию, Екатерина сумела расположить к себе всех, кому приходилось с ней встречаться.Все свободное время она учила русский язык, стремясь показать свою любовь к русским обычаям и православной вере, которую приняла в 1745 году.

В августе 1741 г. состоялась бракосочетание Екатерины с Петром Федоровичем. Муж скоро охладел к ней и стал ее чуждаться. Когда у Екатерины родился сын Павел, Елизавета взяла ребенка от матери и сама занялась его воспитанием. Живя в одиночестве, Екатерина стала проводить время за чтением серьёзных книг: римского писателя Тацита, французских«просветителей» - Монтескье, Дидро, Руссо и все сочинения Вольтера. Книгу Монтескье «О духе законов» она называла «молитвенником государей». Серьезное чтение сделало Екатерину одной из самых образованных женщин своего времени. Идеи французских просветителей были основаны на теории рационализма, где утверждалось, что разум – основа бытия, познания, морали, разум является решающим фактором исторического развития. Просветители считали, что существуют вечные разумные естественные законы – право на жизнь, собственность, данные человеку при рождении. Реализация этих законов зависит от воли и разума правителей. Поэтому просвещение является главным средством преобразования жизни. Основываясь на идеях Просвещения, Екатерина считала, что главная цель самодержавия – внедрение в подданных «разума вольности», достижение всеобщего блага и благосостояния, а «истинная вольность» состоит в исполнении разрешенного законом.

Путем самообразования Екатерина стала обладать обширными знаниями, упорной волей, умением понимать людей и влиять на них. Постепенно вокруг нее образовался кружок преданных людей, которые возвели ее на престол. В 1762 г. началось правление Екатерины П.

Влияние идей французского Просвещения привело к политике «просвещенного абсолютизма». Принципы своей политики, основанной наидеях «просвещенного абсолютизма» Екатерина сформулировала в написанном ей в 1767 г. «Наказе» Уложенной комиссии, которая была призвана составить новое Уложение, взамен устаревшего Соборного Уложения 1649 г. Для составления Наказа Екатерина использовала труды Мотескье «О духе законов», Беккариа «О преступлениях и наказаниях», Дидро «Энциклопедия». В результате Наказ стал содержать следующие декларации:

1. Монархия – лучшая форма правления, монарх – источник неограниченной власти.

2. Для лучшего исполнения власти в обществе учреждаются «власти средние, подчиненные и зависящие от верховной».

3. Цель власти – обеспечение безопасности граждан, «власть сотворена для народа».

4. Перед лицом государственной власти граждане имеют равные обязанности и общую для всех вольность.

5. Сословная структура возникла вследствие естественного деления на профессиональные группы, поэтому сословия имеют неравное положение перед властью и законом. По естественным законам происхождения есть «правящие» и «повинующиеся».

«Комиссия для составления нового Уложения» была собрана в Москве летом 1767 г. Представительство в ней носило чисто сословный характер: дворяне от каждого уезда выбирали своего депутата, горожане от каждого города также выбирали одного депутата, независимо от количества населения. От крестьян каждой провинции выборы в комиссию производились только от однодворцев, служилых людей, черносошных и ясачных крестьян.

В результате деятельности Комиссии было выработано несколько проектов. «Проект правам благородных» закреплял привилегии дворянства, «Проект прав среднего рода жителей» закреплял сословную структуру городского населения. «Проект прав нижнего рода людей» определял положение крестьян. Они «состоят в совершенной власти своего господина», помещик имеет право налагать и исполнять наказания, крестьяне обязаны нести барщину и оброк, размер которого устанавливает помещик; помещик имеет также право крестьян «продавать, дарить, уступать или в приданое отдавать», продавать в розницу. По этому проекту крестьянин не мог без разрешения помещика вступать в брак, пользоваться лесом, продавать хлеб, скот и другое имущество. Помещик же может забирать у крестьян их имущество. Проект содержал совет помещикам при наказании «соблюдать умеренность» и не забивать насмерть, запрещал продавать без матери детей до 7 лет.

Обсуждение проектов вызвало большие споры. С 1768 г. в центре внимания встал вопрос о положении крепостных крестьян, о произволе помещиков и необходимости законодательно изменить положение крестьян, регламентировать повинности и ликвидировать помещичий произвол. Выступления государственных крестьян показали тяжелое положение этого отряда крестьянства, изнемогавшего под бременем налогов. С началомрусско-турецкой войны Комиссия была распущена. Тем не менее, комиссия дала множество материалов, которые были использованы Екатериной для выработки новых законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: