Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. «Новое политическое мышление» и внешняя политика СССР

К середине 1980-х гг. наметились кризисные явления в экономической, политической и социальной сферах. Падение темпов роста в промышленности и производительности труда, отсутствие у производителя материальных стимулов к труду, кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов, распыление средств, казнокрадство, низкийуровень жизни требовали радикальных преобразований.

После смерти К.У. Черненко в 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев – бывший первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС, затем член Политбюро и секретарь ЦК по сельскому хозяйству.Председателем Президиума Верховного совета был А.А. Громыко, с октября 1988 г. – М.С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н.И. Рыжков. Произошли серьезные изменения в партийном аппарате, было заменено около 85 % руководящих кадров ЦК КПСС.

Период, когда СССР возглавлял М.С. Горбачев вошел в историю как период «перестройки», период преобразований, затронувший все сферы жизни советского общества, хозяйственные, социальные, политические механизмы, идеологию. Вступление СССР на путь реформирования относится к апрелю 1985 г.когда на пленуме ЦК КПСС, а затем на XVII съезде КПСС (25 февраля – 6 марта 1986 г.) был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны.На первый план выдвигались задачи научно-технического прогресса, технического перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора». На январском Пленуме ЦК КПСС 1987 г., а затем на XIX партконференции (лето 1988 г.) в новой стратегии реформ ставилась задача создания новой модели«социализма с человеческим лицом», провозглашались либерально-демократические принципы – разделения властей, парламентаризм, гражданские и политические права человека. Сущностным выражением новой концепции социализма в обновлении всех сторон жизни общества стал курс на активную социальную политику, совершенствование отношений, углубление демократии, расширение гласности. Реализацию задач должна была решить 12-я пятилетка(1985-1990).

В 1985-1988 гг. развернулась антиалкогольная кампания, призванная обеспечить «всеобщую трезвость», повысить производительность труда на производстве, которая осуществлялась административными методами. Однако негативные стороны этой меры проявились достаточно быстро: закрытие вино-водочных заводов, вырубка виноградников, свертывание производства сухих вин, массовое развитие самогоноварения. Последнее способствовало исчезновению сахара и как следствие сокращение ассортимента кондитерских изделий. В обиход вместо употребления водки вошли одеколоны и другие заменители,что привело к росту различных заболеваний. Пострадал и государственный бюджет, недополучивший 37 млрд. руб. 

В сентябре 1985 г. прозвучал призыв к укреплению трудовой дисциплины, повышению качества продукции, была сделана ставка на эконмические стимулы, на энтузиазм работников, но это не принесло успеха. Эксплуатация оборудования сверх нормы на многих предприятиях не подкрепленная техническими нововведениями и квалифицированными специалистами привела к увеличению случаев аварийности. В апреле
1986 г. произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, в зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии, других регионов. Невозможность исправить ситуацию в экономике поставила руководство страны перед необходимостью разработки программы экономической реформы.

К разработке проекта экономической реформы были привлеченыизвестные экономисты – Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., который был одобрен летом 1987 г. Основные положения проекта включали:расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально – путем развития кооперативного движения);отказ от монополии внешней торговли;глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В то же время реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.

Летом 1990 г. постановлением Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой экономике в СССР» был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г. Вместо поэтапного, рассчитанного на несколько лет введения рынка был разработан иной план, известный как программа «500 дней». План предполагал быстрый прорыв в рыночных отношениях. Авторами проекта выступили экономисты Г. Явлинский, академик С. Шаталин и др., которые предлагали: перевести предприятия на принудительную аренду, провести широкомасштабную приватизацию и децентрализацию экономики, ввести антимонополистическое законодательство, снять государственный контроль за ценами. Однако М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы.

Не произошло кардинальных изменений в сельском хозяйстве, не было принято закона о передачи земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков. В мае 1988 г. была разрешена 1950-летняя аренда земли колхозам и совхозам с полным распоряжением полученной продукции. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось всего 2 % возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, резко возросла инфляция, наблюдалось стремительное падение уровня жизни населения.Непрерывные корректировки принимаемых экономических реформ, промедление в осуществлении уже принятых решений явились основными причинами неудач экономического реформирования.

В государственном устройстве страны также происходили изменения. XIXвсесоюзная партийная конференция КПСС (лето 1988 г.)положила начало политической реформе. Создавался новый высший орган власти – Съезд народных депутатов СССР, который формировал Верховный Совет СССР(постоянно действующий «парламент»). В мае-июне 1989 г. состоялся IСъезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев, а председателем Верховного Совета РСФСР – Б.Н. Ельцин. В 1990 г. вводится институт президентства. На III съезде народных депутатов СССР, проходившем в марте 1990 г. Президентом СССР был избран
М.С. Горбачев. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе, что способствовало росту многопартийности и возникновению общественных организаций. В этот период времени оформляются президентский блок «Выбор России», Либерально-демократическая партия России, блок «Яблоко», Коммунистическая партия РФ, Аграрная партия России, политическое движение «Женщины России» и др. XIXвсесоюзная партийная конференция КПСС впервые определила задачу построения в СССР гражданского общества.

Приход к власти М.С. Горбачева открыл время позитивных перемен и во внешней политике СССР. Оформилась новая философско-политическая концепция, получавшая название «новое политическое мышление». Одной из главных задач ставилось максимальное снижение уровня конфронтации со всеми странами и прежде всего развитыми капиталистическими. После XXVII съезда КПСС официально объявлено об отказе от принципов пролетарского (социалистического) интернационализма и впервые провозглашено признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическим и иными; признавалась целостность и неделимость мира; отвергалось использование силы для решения мировых проблем. Активно пыталось нормализовать и поддерживать добрососедские отношения с государствами и советская дипломатия во главе с министром иностранных дел Е.А. Шеварнадзе.

Стали улучшаться отношения с Китаем, активизировались межправительственные контакты и экономические отношения СССР и стран Юго-Восточной и Южной Азии, Латиноамериканских (Чили) и африканских (ЮАР) стран. Военно-экономическая помощь по-прежнему оказывалась странам, придерживающимся социалистических идеалов: Алжир, Ангола, Эфиопия, Ирак, Сирия и т.д.

В этот период активизировались дипломатические отношения с США. Результатом ряда встреч М.С. Горбачева и Р. Рейгана стало подписание соглашения по разоружению. К 1990-м гг. были ликвидированы советские и американские ракеты средней и меньшей дальности, причем они подлежали полному уничтожению. СССР сократила численность советского контингента в ГДР (в 1987-1988 гг. 920 тыс. солдат и 1 тыс. танков). Однако НАТО такое сокращение так и не провело. В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1) о сокращении самых мощных видов наступательного оружия.

Острой проблемой было присутствие советских войск в Афганистане. Война в Афганистане показала невысокую боеспособность советской армии. В 1988 г. в Женеве было договорено о выводе советских войск из Афганистана. США также были обязаны прекратить военную помощь моджахедам. В феврале 1989 г. был завершен вывод советских войск, но еще в течение 2-х лет СССР оказывал помощь оружием и боеприпасами.

В этот период активизировались выступления против существующей власти в ряде социалистических стран, что привело к смене коммунистического руководства в ГДР, Чехословакии, Румынии, Болгарии. В октябре 1989 г. пала Берлинская стена. Встал вопрос об объединении ФРГ и ГДР, что произошло в 1990 г. Польша, Чехословакия и Румыния официально отказались от ряда обязательств по Варшавскому договору, а Венгрия официально его покинула. Усиливались антисоветские антисоциалистические настроения, что способствовало началу в 1989 г. выводу советских войск из стран Варшавского договора. В дипломатических кругах было оговорено о не расширении НАТО в станы Восточной Европы, но официальный документ не был подписан.ФРГ, после объединения должна была предоставить льготные кредиты СССР, товары широкого потребления, технику, технологии в общей сложности на 10 млрд. марок. За период с 1985-1991 гг. произошли кардинальные изменения в международной обстановке. Весной 1991 г. состоялся официальный роспуске Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора, что завершило распад социалистической системы. За 5 лет перестал существовать «социалистический лагерь».

К концу 1980-х гг. улучшились отношения с Китаем. После визита М.С. Горбачева 1989 г. в КНР было объявлено о нормализации двухсторонни отношений. Установились межгосударственные связи с Южной Кореей, восстановились дипломатические отношения с Израилем. СССР прекратило военное присутствие в Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа. Были сокращены объемы безвозмездной помощи союзным режимам: в 1986-1989 гг. была оказана помощь в размере 93,3 млрд. долларов.

Главным итогом политики «нового политического мышления» стало ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны, произошли демократические перемены в целом ряде социалистических стран, стала формироваться многоукладная экономика. Восточный блок и СССР прекратили свое существование. Для США это была головокружительная победа.Биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире рухнула. США использовала создавшуюся ситуацию для укрепления своих позиций на мировой арене, что в дальнейшем и привело к утверждению американского диктата во внешней политике.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: