Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 гг

После распада СССР роль и положение России на международной арене изменились, изменился и мир, ушли в прошлое мировая система социализма, многолетнему противостоянию двух социальных систем должна была прийти новая организация международной жизни. Россия оставалась мировой державой с огромными природными ресурсами, второй по размерам ракетно-ядерного потенциала. Однако распад СССР вызвал и ряд проблем в безопасности РФ: распалась единая система противоракетной обороны, военно-морской флот лишился баз в Грузии, Крыму, Азербайджане, в странах Прибалтики. Появились сложности в работе военно-промышленного комплекса, было проведено сокращение в вооруженных силах, резко снизилось и финансирование.

К концу 1990-х гг. НАТО превосходило Россию по военным расходам в 20 раз. Во внешней политике российско-американские отношения занимали ключевое место. В 1992 г. была подписана Кэмп-Дэвидская декларация о прекращении «холодной войны» (Российская Федерация и США не рассматривали друг друга в качестве потенциальных противников) и «Хартия российско-американского партнерства и дружбы». Политические связи двух стран заметно активизировали работу дипломатов, проводились встречи президентов США и Российской Федерации, оживились межпарламентские контакты, что позволило добиться ряда важных результатов. Был ратифицирован договор о сокращении и ограничении стратегических и наступательных вооружений (ОСНВ-1), а уже в 1993 г. подписан новый договор ОСНВ-2о сокращении ядерного потенциала двух стран России и США.

В начале 1990-х гг. министерство иностранных дел возглавлял
А.В. Козырев. За его неизменное согласие с мнение США именовали «господином Да». Когда службы внешней разведки выступили против расширения НАТО на Восток МИД заявил, что это не угрожает интересам России. Б.Н. Ельцин неоднократно указывал на просчеты в работе МИДа. Изменения в деятельности МИДа появились с назначением министра иностранных дел Е.М. Примакова, который придерживался разновекторности во внешней политике, понимая, что необходимо ориентироваться не только на Запад, но и на Восток. Большая работа была проделана по преодолению кризиса в Персидском заливе, ситуации в Анголе, Никарагуа. На мировой конференции по Ближнему Востоку США и РФ выступили в качестве сопредседателей. Россия и США активно работали над решением вопросов о нормализации обстановки в Югославии, Камбодже, Сальвадоре, на Кипре, об ограничении поставок оружия в страны «третьего мира». Тем не менее США стремились реализовать свои планы перестройки мира в духе американского лидерства. Вашингтон в своих действиях все более отходил от принципов международного права, невмешательства в чужие дела, под предлогом прав защиты человека и этнических меньшинств, принижая роль ООН и ОБСЕ. Апробация этой политик прошла в Югославии, когда под предлогом защиты прав человека НАТО провело массовые бомбардировки Югославии.

Россия вела активную работу по решению международных вопросов. В 1997 г. в Париже было подписано соглашение между РФ и НАТО об отказе применения силы в отношении дуг с другом. В октябре 1997 г. РФ ратифицировала Женевскую конвенцию о запрещении разработок, производства и применения химического оружия. Россия активно участвовала в деятельности ОБСЕ, по ее инициативе было разработано и одобрено на саммите ОБСЕ в Стамбуле «Хартия европейской безопасности»(1999 г.).

Важным направлением было расширение связи с Европейским союзом (ЕС), который являлся одной из влиятельнейших организаций, решавшей не только интеграционно-экономические вопросы, но и политические. ЕС выступал одним из важнейших партнеров в торгово-экономических вопросах. В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. Для развивающейся России ориентация на высокие европейские стандарты была необходима. Вступление России в состав Международного Валютного фонда дало возможность договориться с крупнейшими банками об отсрочке платежей за долги СССР. Несмотря на имеющееся согласие, подписанное в 1997 г. в Париже о взаимоотношениях Российской Федерации и НАТО, об отказе применения силы в отношении друг с другом, урегулировании споров и конфликтов исключительно мирным путем, в 1999 г. на юбилейном саммите НАТО в Брюсселе в альянс были приняты Польша, Чехия и Венгрия. Границы влияния НАТО приближались к границам Российской Федерации. Это справедливо вызывало тревогу в российском обществе. НАТО уже не скрывало свои цели о расширении своего влияния на Восток. Балканский кризис 1999 г. стал переломным в развитии отношений между Россией и Западом.

В 1992 г. вслед за США и рядом европейских стран, Россия признала независимость Словении, Боснии, Герцеговины и Хорватии. Россия являлась членом международной Контактной группы по урегулированию Югославского кризиса. Народы Сербии и Черногории создали единое государство под названием Союзная Республика Югославия (СРЮ). США и Запад активно поддерживал антисербские настроения в республиках. После конфликтов в Косово Союзная Республика Югославия была обвинена в этнических чистках. 24 марта 1999 г. силами НАТО были нанесены ракетно-бомбовые удары по СоюзнойРеспублике Югославия. В ответ на агрессивные действия НАТО, Россия отказалась от разработанных ранее программ сотрудничества с ними.

Российская Федерация активно устанавливала отношения состранами Латинской Америки, Африки, странами Азии, велись переговоры в Японией Китаем, Индией, Южной Кореей, странами Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Китай стал одним из крупнейших партнеров России. В апреле 1997 г. в Москве между Китаем и Россией была подписана двухсторонняя декларация о многополярности мира и формировании нового международного порядка. Стабильно развивались дипломатические отношения России и Южной Кореи. В
1992 г. был заключен договор о дружбе и сотрудничестве, активно развивались торгово-экономические связи, но улучшение отношений с Южной Кореей вызвало охлаждение отношений с КНДР.

В 1998 г. Россия была принята в международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Политика России приобрела многовекторную направленность, что явно усилило ее политические позиции. После распада СССР перед руководителями новых государств стояла важнейшая задача, чтобы политические и территориальные противоречия не переросли в вооруженные выступления. Возникшие конфликты в Нагорном Карабахе, Молдавии, Таджикистане, Грузии были погашены с помощью российских войск.

Страны СНГ заключили договор об экономическом союзе, договор о коллективной безопасности, соглашение о межгосударственном экономическом комитете и т.д., но реализовать это не удалось из-за нарастающих противоречий в экономической, политической, информационной сферах.В 1998 г. был создан Таможенный союз России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии. О формировании Единого союзного государства подписали договор Россия и Белоруссия. Развивались экономические и политические отношения со странами Средней Азии. Создание СНГ способствовало смягчению последствий распада СССР, но результаты не были достигнуты: сокращалось военное присутствие российских войск, не были реализованы вопросы совместной охраны границ, не был выполнен в полном объеме договор о коллективной безопасности.



Выводы

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что:

- попытки реформирования советского общества, предпринятые в период перестройки (1985-1991 гг.) не увенчались успехом и привели к усилению негативных тенденций во всех сферах жизни общества, КПСС постепенно теряла свое влияние, обострились отношения центра и союзных республик,что привело к распаду СССР и краху социалистической системы. В то же время политика гласности способствовала зарождению свободы слова и независимых средств информации, формировалась многопартийность, начало зарождаться гражданское общество;

- во внешней политике периода «перестройки» произошло потепление в международных отношениях, внешнеполитическая концепция «нового политического мышления» ослабила угрозу ракетно-ядерной войны, начался процесс сокращения и уничтожения ряда видов ядерных вооружений, вместе с тем СССР теряла статус сверхдержавы;

- радикальные преобразования в 1990-е гг. в экономике обернулись значительными трудностями и потерями, привели к деиндустриализации страны, резкому падению жизненного уровня населения, углублению социальной дифференциации населения;

- внешняя политика России в 1990-е гг. носила противоречивый характер, основное внимание руководства страны было сосредоточено на преодолении последствий «холодной войны», на интеграции России в мировую экономику, вступлении России на путь решения глобальных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: