Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации

    После своего избрания Президентом В.В. Путин 10 января 2000 года издает Указ № 24 «О Концепции Национальной безопасности Российской Федерации», где в первом разделе, «Россия в мировом сообществе», прямо провозглашается курс на многополярность. Через семь лет, в своей знаменитой Мюнхенской речи (2007 г.) Владимир Путин дал более развернутую критику однополярного мироустройства и решимость России проводить независимую внешнюю политику.

    Концепция внешней политики Российской Федерации (2000 г., 2008 г., 2013 г.) формулировалась в зависимости от ситуации на мировой арене. Но везде подчеркивалось, что Россия играла и продолжает играть важную роль в мировых процессах.

    Значительных успехов в международных отношения достигла Россия в восточном направлении. Так, в качестве весомого фактора мира и стабильности в Азии выступила Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная в 2001 г. (её участниками являются Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан; наблюдателями – Индия, Иран, Монголия, Пакистан; партнёрами – Шри-Ланка и Беларусь). В период российского председательства в АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) в 2012 г. и саммита АТЭС во Владивостоке утверждены порядка 60 российских инициатив и проектов. Они были связанны с либерализацией торговли и инвестиций, региональной экономической интеграцией, укреплением продовольственной безопасности, поддержкой инновационного роста и др.

    Усилились позиции России в международной организации БРИКС, объединившей в своих рядах Россию, Бразилию, Индию, Китай и ЮАР. В июле 2014 г., на шестом саммите с подачи российского президента встал вопрос о новом уровне этой организации. Она рассматривалась, как неотъемлемая часть системы глобального управления, полноценным противовесом США и их союзникам.

    Укрепились отношения с участниками СНГ. В октябре 2000 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Целью этой организации являлось продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. В 2014 г. ЕврАзЭС был упразднен в связи созданием ЕАЭС (Евразийского экономического союза). На саммите Совета глав Государств СНГ в Минске, в октябре 2014 г. к ЕАЭС присоединилась Армения.

    Экономическое взаимодействие стран СНГ сочеталось с интеграцией в сфере безопасности. В мае 2002 г. на базе Договора о коллективной безопасности стран СНГ была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В нее вошли практически те же страны, что участвуют в процессе экономической интеграции: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. (Узбекистан то входил, то выходил из его состава). Главной задачей организации является защита территориально-экономического пространства стран-участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

С появлением нового, сильного лидера в России, осложнились отношения со странами Запада. В 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО). Затем началась подготовка к развертыванию противоракетных комплексов на территории некоторых государств Центральной и Восточной Европы. Велись активные переговоры о вступлении Грузии и Украины в Североатлантический альянс. После грузинского нападения на Южную Осетию (август 2008 г.) была прервана работа Совета Россия–НАТО (создан в мае 2002 г.). Взаимодействие возобновилось в апреле 2009 г., но с апреля 2014 г. в связи с событиями на Украине оно снова было приостановлено. Переворот в этой стране, который произошел в феврале 2014 г., был поддержан США и Евросоюзом. К власти пришли силы, которые опирались на националистические экстремистские группировки. На юго-востоке страны стала шириться волна протестов против действий ультраправых националистов, в защиту статуса русского языка, под антиправительственными, федералистскими, пророссийскими лозунгами. Постепенно эти протесты переросли в вооруженное противостояние. Результатом которого стало провозглашение Донецкой и Луганской народных республик. Украинское руководство для подавления сепаратистских выступлений стало проводить так называемую антитеррористическую операцию. Но цели она не достигла. С целью прекращения огня в двух восточных областях Украины, 5 сентября 2014 г. в Минске был подписан Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы (Россия, Украина, ОБСЕ) относительно ряда совместных шагов. Однако, несмотря на Протокол, вооруженные столкновения продолжались в период его действия. Крым мирным путем, после референдума на основе права на самоопределения в 2014 г. вошел в состав Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: