Экономическая и социальная политика Российской Федерации

    Начало XXI века ознаменовалось новой вехой в историческом развитии России. Президент РФ Б. Н. Ельцин в новогоднем обращении к гражданам России 31 декабря 1999 г. объявил о своей отставке. Обязанности президента в соответствии с Конституцией возлагались на Председателя Правительства В. В. Путина. Свои политические взгляды и программу деятельности он изложил в статье «Россия на рубеже тысячелетий» (декабрь, 1999 г.). Главными факторами развития государства и консолидации российского общества были названы патриотизм, социальная солидарность, рыночные отношения, державность, восстановление направляющей и регулирующей роли государства, создание в рамках действующей Конституции сильного федеративного государства — демократического, правового, дееспособного. Основные положения статьи были развиты и конкретизированы в ежегодных посланиях президента Федеральному собранию.

    После своего избрания 26 марта 2000 г. В.В. Путин приступил к реализации своей программы. Для устранения децентрализации страны, в мае 2000 г. президент подписал указ о создании семи федеральных округов с введением в них института представителей президентства. Они имели полномочия по координации работы местных структур власти на базе федеральных законов. Первым делом стали устраняться расхождения между региональными правовыми документами и положениями документов общегосударственных. С лета 2000 г. до начала начала 2001 г. 4/5 нормативных актов различных субъектов федерации, не соответствовавших федеральному законодательству, были приведены в соответствие с ним.

    Чтобы укрепить властную исполнительную власть, в 2001 г. было проведено преобразование Совета Федерации (членами верхней палаты парламента стали не руководители исполнительных и представительных органов власти в регионах, а их представители); образован новый совещательный орган при президенте — Государственный совет. В 2002 г. был принят Закон «О политических партиях», на основе которого было официально зарегистрировано 46 партий, в том числе партия «Единая Россия», созданная путем слияния «Единства» и «Отечество — вся Россия». На выборах в Госдуму IV созыва 7 декабря 2003 г. подавляющее большинство депутатов представляли партию «Единая Россия». В нее также вошли депутаты от КПРФ, ЛДПР, партии «Родина». Представители оппозиционных партий («Союз правых сил», «Яблоко») в Госдуму не прошли, не набрав нужного количества голосов. Президентские структуры обозначили цель парламентских выборов — формирование конституционного пропрезидентского большинства в нижней палате. Для этого действующая Дума повысила с 5 до 7% (поправка действует с
2007 г.) избирательный барьер для прохождения партий в парламент, что должно было заставить более мелкие объединения искать союза с имеющими большие шансы на избрание партиями.

    В 2000 г. Министерство экономического развития и торговли подготовило обширный документ «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», который определил стратегические приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г. Сначала были приняты Налоговый и Таможенный кодексы (2000 г.), что привело к улучшению и стабильности государственной казны. В 2001 г. Земельным кодексом были определены условия купли-продажи земли не сельскохозяйственного назначения, а с 2002 г. Законом «Об обороте земель сельхозназначения» сюда были отнесены земли сельскохозяйственного назначения. Чтобы улучшить ситуацию в аграрной сфере были увеличены поставки техники, открыто льготное кредитование аграрных предприятий, некоторые протекционистские меры. Со временем положение в экономике начало стабилизироваться.

    Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значительно усилить социальную направленность проводимой политики. В 2002 г. был достигнут прирост ВВП на 7,2% и на этой основе удалось в 1,5 раза повысить реальные доходы населения.

    29 февраля 2000 г. командование федеральных сил в Чечне сообщило о взятии под контроль последнего оплота боевиков - города Шатой. Военная фаза антитеррористической операции была завершена. Однако проблема борьбы с терроризмом оставалась все еще актуальной. Боевики, вытесненные из населенных пунктов в горы, сделали ставку на взрывы жилых и правительственных зданий, самолетов, поездов, метро, захват заложников. В связи с этим российское правительство сделало ставку на непримиримую борьбу с террористами, поддержку лидеров, отвергающих вооруженную борьбу и выступающих за проведение мер по восстановлению экономики. В 2003 г. на территории Чечни был проведен референдум, утвердивший Конституцию Чеченской республики, на ее основе были созданы новые органы власти, избран президентом А. Кадыров. После его гибели в результате террористического акта 9 мая 2004 г., президентом республики стал А. Алханов; в начале 2007 г. он назначен зам. министра юстиции, президентом был избран Р. Кадыров.

    На очередных президентских выборах 14 марта 2004 г. В.В. Путин одержал убедительную победу (71,3% голосов). После избрания, он приступил к следующему этапу государственной политики, направленной на стабилизацию экономики и политической системы России в целом. Так, в марте 2004 г. создаются федеральные министерства, службы и агентства. Для реализациисотрудничества между государственными структурами и общественными организациями в 2005 г. была создана Общественная палата, которая получила право проведения экспертизы законодательных проектов, обсуждаемых в Госдуме. С 2013 г. эта организация стала состоять из представителей региональных общественных палат, общероссийских общественных объединений, а также граждан, утверждаемых указом Президента РФ.

    В начале января 2004 г. был создан государственный стабилизационный фонд, который смог появиться благодаря началу экономического роста. По сути, это финансовые активы, которыми напрямую могло распоряжаться правительство, в том числе и для проведение социальных программ.

    В сентябре 2005 г. президент объявил о необходимости сконцентрировать государственные ресурсы на нескольких направлениях — здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. В октябре 2005 г. был создан Совет по реализации национальных проектов («Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса»), который возглавил лично президент. В Правительстве была специально введена должность нового первого вице премьера, ответственного за реализацию национальных проектов.

    С целью укрепления властной вертикали в 2005 г. был введен новый порядок наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов федерации. Вместо выборов населением их кандидатуры предлагаются президентом РФ и утверждаются региональными законодательными органами. С этого же года, после референдума, Красноярский край, Таймырский, и Эвенкийский автономные округа были объединены в один крупный регион.

    В целом государственная политика этого периода позволила укрупнить регионы, сократить бюрократический аппарат федеральных служащих и поставить региональную исполнительную власть под непосредственный контроль правительства. Вследствие чего повысилась эффективность реализации предложенных государственных программ.

    2 марта 2008 года президентом России был избран Д. А. Медведев. Его Программа стала продолжением курса реформ последних лет. Свои задачи новый президент видел во всесторонней модернизации российской экономики; в совершенствовании правовой системы, борьбе с коррупцией; в развитии демократии и гражданского общества. Пост председателя правительства занял В. В. Путин, который с мая возглавил партию «Единая Россия».

    В конце 2008 г. президент внес поправки в Конституцию РФ. Они касались увеличения сроков полномочий президента (до шести лет) и Государственной думы (до пяти лет). Кроме того, был принят закон о контрольных полномочиях Госдумы в отношении правительства. Теперь депутатам предоставлялось право рассматривать ежегодные отчеты правительства о результатах его деятельности.

    В этот период началась активная борьба с коррупцией (Закон «О противодействии коррупции», 2008 г.), которая должна была искоренить ее, прежде всего, из властных структур. В связи с этим началась реформа МВД, главной целью которой являлось повышение эффективности правоохранительной системы России. В феврале 2011 г. милиция была переименована в полицию (Закон «О полиции»).

    В 2008–2009 гг. разразился мировой экономический кризис, охвативший США, развитые страны Европы и ряд азиатских государств. Он повлиял и на развитие экономики России. Для его разрешения государство предоставило значительные кредиты российским банкам, субъекты Федерации получили право самостоятельно решать вопросы введения неполной рабочей недели и сокращения рабочего дня. К середине 2009 г. экономический спад в России приостановился, а уже в следующем году продолжился восстановительный рост.

    В марте 2012 г. В.В. Путин был вновь избран на пост президента РФ. Программа его действий касалась широкого спектра проблем современной России: от жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения до обороны и внешней политики.

    В марте 2012 г. был изменен Закон «О политических партиях». В частности, были снижены требования к минимальной численности членов политической партии. Теперь это количество определялось цифрой 500 (раньше – 10 000) В результате, в конце 2012 г. количество политических партий в России выросло с 8 до 49, а в середине 2014 г. их стало уже 75. После восьмилетнего перерыва, в октябре 2012 г. в России вновь прошли выборы губернаторов.

    Для защиты страны от внешних угроз в 2013 г. вступил в силу Закон о некоммерческих организациях. Теперь если они получают финансирование из-за рубежа, занимаясь политической деятельностью внутри России, то должны зарегистрироваться в качестве иностранного агента.

    Одним из значимых событий в жизни страны в 2014 г. стало проведение XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи. Организация и обеспечение безопасности были на самом высоком уровне. Российские спортсмены заняли первое место в общемедальном зачете.

В 2014 г. страны ЕС ввели санкции против России, что в совокупности с резким падением цен на мировом рынке на нефть, привело к экономическому кризису. Курс рубля значительно снизился по отношению к иностранной валюте, увеличилась инфляция, снизился уровень реальных денежных доходов населения. Следует отметить, что экономический кризис, разразившийся в 2014 г., в отличие от 2008 г., в большей степени носил искусственный характер и был вызван политическими решениями.

Было принято ряд государственных программ с целью смягчить последствия кризиса. В частности, согласно проекту федерального бюджета на период 2014 - 2016 гг. были предусмотрены бюджетные средства на реализацию государственной программы «Социальная поддержка граждан». В процессе реализации программы, средства, выделяемые на социальную поддержку малообеспеченных слоев населения, с каждым годом увеличивались. Однако, проблема бедности остается актуальной.

В марте 2018 г., в ходе очередных президентских выборов победу одержал действующий Президент России В.В. Путин.

Основными приоритетами социально-экономической политики на современном этапе являются: повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды; рост доли производительных расходов в структуре бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; импортозамещение; повышение качества жизни; сбалансированное региональное развитие; повышение качества функционирования институтов государственной власти; развитие информационных технологий и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: