Рисунок 1. Экономическое состояние транспортного комплекса РФ (2007 г)

Макроэкономический анализ – теоретические основы и             макроэкономические аспекты функционирования автомобильного транспорта в России

 

1.1 Характеристика автотранспортной системы России и ее особенности

На современном этапе развития мировой экономики автомобильный транспорт для большинства развитых стран является основным видом внутреннего транспорта и ключевым элементом транспортной системы, который играет главную роль в обеспечении экономического роста и социального развития.

На этапе становления рыночных отношений в России складываются объективные предпосылки для ускоренного развития рынка автотранспортных услуг. Возрастает его влияние на развитие социально-экономической сферы страны.

Развитие автотранспортной отрасли ускоренными темпами обусловлено следующими основными факторами:

- около 80% производственных и транспортно-распределительных структур, а также большинство населенных пунктов страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных, что предопределяет в этих условиях безальтернативное использование автомобильного транспорта;

- известные объективные преимущества автомобильного транспорта (обеспечение партионности, возможность организации работы "с колес", доставка "от двери до двери", скорость, гибкость, мобильность, надежность) позволяет рассматривать его как наиболее рыночно ориентированный вид транспорта.

Автомобильный транспорт играет важную роль в обеспечении экономического роста и социального развития России: около 60% перевозок грузов и пассажиров выполняется именно автомобильным транспортом. На рынке грузовых и пассажирских автотранспортных услуг действует около 450 тыс. предприятий и организаций различных отраслей экономики и индивидуальных предпринимателей. Парк автотранспортных средств для перевозок грузов достиг 4,6 млн. ед. Основные фонды автомобильного транспорта, включая дорожную инфраструктуру, оцениваются в размере около 17,4% от всех основных фондов страны.

В настоящее время автомобильному транспорту нет адекватной замены при перевозке грузов (особенно дорогостоящих) на небольшие расстояния.

Согласно данным Госкомстата[1] экономическое состояние транспортного комплекса РФ в 2007 г характеризуется следующими показателями (Рисунок 1):

 

Рисунок 1. Экономическое состояние транспортного комплекса РФ (2007 г)

 

Среднегодовая численность работников транспорта в 2007г. составляла 3,1 млн.человек. В государственных и муниципальных организациях работали 56% всех работающих на транспорте, 44% - в негосударственных организациях (частных, смешанных, общественных).

В 2007г. по сравнению с 2000г. возросло производство транспортных средств отечественной промышленностью 

Наиболее значительно увеличилось производство автобусов - на 64,4%, грузовых автомобилей - на 54,5%. В меньшей степени за указанный период возрос выпуск легковых автомобилей и троллейбусов (соответственно на 33,5% и 30,7%)

В 2007г. производство грузовых автомобилей увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 16,2%, что связано с ростом платежеспособного спроса со стороны транспортных и строительных организаций. Наиболее значительно возросло производство грузовых автомобилей в Москве (на 45,3%), Республике Татарстан (на 23,2%) и Ульяновской области (на 21,9%). В Нижегородской области, выпускающей более половины грузовых автомобилей в стране, производство их возросло на 11,7%.

Производство легковых автомобилей в 2007г. по сравнению с 2006г. увеличилось на 9,8%, что обусловлено, в основном, ростом производства на сборочных предприятиях (в Калининградской области - в 2,6 раза, Москве - на 40,9%, Ленинградской области - на 10,7%). В 2007г. организовано новое сборочное производство в Калужской области.

Производство автобусов в 2007г. сохранилось практически на уровне предыдущего года (темп роста составил 100,2%). Возросло производство автобусов в Ульяновской (на 18,1%) и Курганской (на 17,6%) областях, уменьшилось - в Нижегородской области (на 10,8%).

В значительной мере парк пополняется за счет импорта. Импорт транспортных средств в 2007г. составил 17,7% в объеме импорта Российской Федерации против 5,4% в 2000г. и 12,5% в 2005 году.

Импорт легковых автомобилей составил 21,3 млрд.долларов США и возрос по сравнению с 2000г. в 47,6 раза (по сравнению с 2005г. - в 2,8р.), грузовых автомобилей, соответственно - 3532 млн.долларов (в 7,7р. и в 3,4р.), автобусов - 546 млн.долларов (в 4,1р. и в 2,7р.) Увеличение закупок по импорту осуществлялось, в основном, за счет стран дальнего зарубежья (Япония, Германия, Республика Корея).

Производство отечественных транспортных средств и их закупки за рубежом не в полной мере обеспечивают обновление подвижного состава.

По данным ГИБДД МВД России, на конец 2007г. в Российской Федерации автомобильный парк насчитывал 29,4 млн. легковых автомобилей, 5,2 млн. грузовых автомобилей, 882,5 тыс. автобусов. При этом доля легковых автомобилей, находящихся в собственности физических лиц, составила 94,4% от их общего количества, грузовых автомобилей - 50,8%, автобусов - 45,2%.

По возрастной структуре парк автомобильного транспорта России распределяется следующим образом (Таблица 1):

                                                                                                 Таблица 1

Возрастная структура парка автомобильного транспорта
организаций всех видов деятельности
в 2007 году (на конец года)

  Грузовые автомобили Автобусы - всего Автобусы общего пользования
Всего 100 100 100
в том числе находящиеся в эксплуатации, лет: до 2 8 13 13
2,1-5 12 21 22
5,1-8 12 18 18
8,1-10 8 9 8
10,1-13 13 12 12
более 13 47 27 27

 

Таким образом, можно проследить что в структуре парка автомобильного транспорта преобладают транспортные средства, срок эксплуатации которых превышает 13 лет, особенно устаревшим является парк грузовых автомобилей (47%). В автобусном парке идется преобладание транспортных средств старше 13 лет (27%) и транспортных средств, срок использования которых составляет от 2 до 50 лет (22%).

Приведенная статистика показывает, что в парках автомобильного транспорта организаций преобладают в большей части изношенные транспортные средства, обновление парков происходит не так быстро.

Важнейшая роль в обеспечении социально-политической и экономической стабильности общества принадлежит автобусному транспорту, осуществляющему более 52% пассажирских перевозок страны. Маршрутными автобусами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении обеспечивается основная часть поездок населения в 1313 городах и поселках городского типа, в 1200 из них автобусы являются единственным видом городского пассажирского транспорта. Междугородные перевозки пассажиров автобусами эффективно конкурируют с пригородными и, в отдельных случаях, дальними железнодорожными перевозками пассажиров. Общественный автобусный транспорт по существу является единственным видом пассажирского транспорта для большинства жителей села.

Важным фактором современного этапа развития пассажирского автотранспорта является значительный рост числа личных легковых автомобилей. За последние 10 лет парк личных легковых автомобилей в стране более чем удвоился и составил свыше 21 млн. единиц. На приобретение пассажирских и грузовых автомобилей население и бизнес ежегодно вкладывают до 4 миллиардов долларов. Уровень этих инвестиций определяется, прежде всего, объективным ростом мобильности населения и потребности в автомобильных перевозках и в настоящее время в минимальной степени зависит от регулирующих воздействий государства.
Коммерческий автомобильный транспорт обеспечивает более 10% всех налоговых поступлений от транспорта. На автотранспорте, с учетом автомобильных дорог и инфраструктуры обслуживания, занято около 6% работающего населения.

В течение последних семи лет продолжала расти обеспеченность населения легковыми автомобилями: в 2007г. она составила 195 автомобилей на 1000 человек населения против 131 в 2000 году. По регионам данная статистика имеет следующие показатели (Рисунок 2):





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: