Рисунок 5. Доля автотранспортных издержек в стоимости продукции в отдельных секторах экономики

Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Как показывают исследования разных авторов основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки.

Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз – по перевозкам пассажиров.

В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов транспортной деятельности.

В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.

Грузовые перевозки – это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным.

В отличие от других видов транспорта автотранспорт во все возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок непосредственно от отправителя до получателя в прямых бесперегрузочных сообщениях. Мобильность автомобильного транспорта позволяет оперативно реагировать на изменение пассажиро и грузопотоков.

Уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции  в европейскую и мировую экономику.

Современный этап социально-экономических преобразований в России – это этап проведения институциональных реформ, нацеленных на создание эффективных рыночных механизмов. Основные национальные интересы в сфере экономики концентрируются в следующих направлениях: повышение конкурентоспособности экономики, ее эффективности и устойчивости, устранение структурных диспропорций и интеграция России в мировую экономику. Транспортная система становится базисом для эффективного вхождения России в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.

Динамично развивающаяся Российская экономика ставит перед транспортной системой страны дополнительных требований не только к повышению пропускной способности инфраструктуры, но и к внедрению различных усовершенствованных технологий, различных инновационных решений, повышению качества обслуживания, снижению административных барьеров и качества планирования.

Задачи развития транспортной системы на современном этапе развития России должны быть непосредственно нацелены на реализацию социально-экономических и геополитических приоритетов государства.

Нарастающая автомобилизация страны требует системных мер, направленных на ограничение ее негативных последствий для общества, при максимально возможной реализации ее преимуществ и выгод.

Интеграция России в мировую экономику и диверсификация внешней торговли требуют адекватной перестройки транспортной инфраструктуры, реализации потенциала России как транзитной державы, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и развития экспорта транспортных услуг.

Изменение геополитической ситуации и позиционирования России в мировом сообществе выдвигают новые требования к транспорту как к элементу системы национальной безопасности.

 

      1.3 Нормативно-правовая база транспортной системы РФ.

В последнее время Министерство транспорта РФ и научно-исследовательские учреждения транспортной отрасли значительно активизировали свою деятельность по подготовке законодательно-правовой базы автотранспортной деятельности. В последние годы появилось достаточно много новых законов, регулирующих правила ведения бизнеса на различных видах транспорта. Основными нормативными документами, регулирующими автотранспортную деятельность являются следующие документы (Таблица6).                                                                                                        

                                                                                                         Таблица 6

     Основные нормативные документы, регулирующие  автотранспортную   

                                                          деятельности

№ п/п Наименование нормативного документа
1 Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ (с изм от 22.07.2008) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
2 Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 23.07.2008)"О транспортной безопасности» (принят ГД ФС РФ 19.01.2007)
3 Федеральный закон РФ от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
4 Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МПД) (Заключена в Женеве 14.11.1975)
5 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 №1734-р»
6 Распоряжение Министерства транспорта РФ № АМ 23-р от 14 марта 2008 г. О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

Основная задача нормативных документов заключается в совершенствовании законодательного регулирования автотранспортной отрасли, модернизации отраслевого законодательства и приведение его в соответствие с современными требованиями, создание единого правового поля (единой правовой базы) для осуществления деятельности на автомобильном транспорте в Российской Федерации.

Наиболее важным документом, принятым в настоящее время является – Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Правительством РФ от 22.11.2008 №1734-р. Данный документ отвечает многим требованиям новой экономической формации.

В данном документе при определении целей и задач были избраны приоритеты повышения экономического роста и качества жизни, подчеркнута инфраструктурная природа транспорта и его системообразующая роль в экономике и в социальной сфере.

В качестве главных целей в этом документе выделены:

1) формирование условий для устойчивого социально-экономического развития России;

2) возрастания мобильности населения и оптимизация товародвижения;

3) укрепление экономического суверинитета, национальной безопасности и обороноспособностями страны;

4) снижение совокупных транспортных издержек экономики;

5) повышение конкурентноспособности национальной экономики и обеспечения лидирующих позиций России на основе опережающего и инновационного развития автомобильного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта, регионов страны.

Использование потенциала России как транзитной державы и развитие экспорта транспортных услуг должны обеспечить интеграцию России в мировую экономику и диверсификацию внешней торговли.

Большое место в стратегии уделяется вопросу о роли и задачах государства в транспортном секторе. В стратегии указывается, что государственное регулирование транспортной деятельности будет необходимо, пока существуют такие факторы, как потенциально высокая опасность транспортной деятельности, потребности в транспортном обеспечении национальной обороны, внешней торговли и гармоничное развитие транспортной инфраструктуры. В Транспортной стратегии выделены следующие ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны[2]:

Необходимо отметить, что единой правовой базы для автомобильного транспорта так и не было создано, по прежнему деятельность автомобильной отрасли в большей части регламентируется устаревшими нормативными документами. До настоящего времени не созданы основополагающие законы, регулирующие развитие отрасли, нет четко определенных стандартов и требований к транспортным средствам, имеется правовой вакуум в части, касающейся перевозки пассажиров и грузов.

Автотранспортная отрасль является важной отраслью народного хозяйства России, которая развивается как неотъемлемая часть единой национальной транспортной системы. Эффективность развития экономики во многом зависит от хорошо налаженного транспортного обеспечения. Во многом развитие транспортного хозяйства способствует оживлению реального сектора экономики, способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере.

От четкой и надежной работы транспортных хозяйств во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Он обеспечивает наряду с другими видами транспорта рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в разного рода перевозках.

Так как Россия располагает огромной территорией автомобильный транспорт, также как и другие виды транспорта народохозяйственного комплекса, объединяет в единый комплекс все отрасли экономики.

Возрастающие масштабы промышленного производства, расширение сферы использования природных ресурсов, развитие экономических и культурных связей как на внешнем уровне, так и внутри страны, требования обороноспособности страны не могут быть обеспечены без эффективного развития автотранспортной отрасли, широкой сетей путей сообщений, высокой мобильности и маневренности автотранспортных средств.

Автомобильный транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, расширение связей между различными регионами, обмен достижениями в отраслях народного хозяйства и областях культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: