| Перевезено грузов, млн.тонн | Грузооборот, млрд.тонно-км | ||||||
2007г. | Уд.вес, % | в % к | 2007г | Уд.вес % | в % к | |||
2000г. | 2006г. | 2000г | 2006г | |||||
Транспорт | 9450 | 100 | 119,5 | 101,6 | 4915 | 100 | 135,1 | 102,4 |
в том числе: | ||||||||
Автомобильный | 6861 | 72,6 | 116,7 | 101,6 | 206 | 4,20 | 134,8 | 103,6 |
В 2007 г удельный вес грузоперевозок автомобильным транспортом составил 72,6 % об общего объема грузоперевозок.
Значительно возросли в последние годы показатели, отражающие объем перевозок пассажиров и пассажирооборот транспорта общего пользования (Таблица 3)
Таблица 3
Перевозки пассажиров и пассажирооборот
транспорта общего пользования
| Перевезено пассажиров, | Пассажирооборот, | ||||||
2007г. | Уд. Вес% | в % к | 2007г. | Уд. Вес% | в % к | |||
2000г. | 2006г | 2000г. | 2006г | |||||
Транспорт (всего по России) | 23076 | 100 | 53,9 | 89,3 | 464,8 | 100 | 95,6 | 99,6 |
в том числе: | 78,8 | 29,4 | ||||||
автобусный | 12559 | 54,4 | 54,9 | 90,3 | 118,1 | 25,4 | 68,7 | 93,4 |
трамвайный | 2660 | 11,5 | 40,4 | 81,4 | 8,7 | 1,9 | 43,0 | 78,2 |
Троллейбус-ный | 2972 | 12,9 | 38,6 | 78,7 | 9,8 | 2,1 | 40,3 | 79,1 |
Так объем перевозок автомобильного транспорта в 2007 г составил 78,8 % от общего объема перевозок пассажиров. Доля пассажирооборота в 2007 г составила 29,6 % от общего объема пассажирооборота. Наибольший удельный вес имеют пассажироперевозки автобусным транспортом, пассажировоперевозки в 2007 г составляют 54,4 % от общего объема пассажироперевозок, при этом пассажирооборот составил 25,4 % от общего пассажирооборота.
|
|
На конец 2007г. общая протяженность автомобильных дорог (включая дороги не общего пользования) в Российской Федерации составила 963 тыс.километров, в том числе с твердым покрытием - 771 тыс.километров (80,1% от общей протяженности). Дороги с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонное, цементобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) имеют протяженность 506 тыс.километров, их доля в дорогах с твердым покрытием составляет 65,6%.
Протяженность дорог общего пользования, эксплуатация которых осуществляется на платной основе, в 2007г. составила 396,7 километра, в том числе федерального значения - 17,6 километра, регионального значения - 379,1 километра. По сравнению с прошлым годом протяженность таких дорог не изменилась.
В общей протяженности автомобильных дорог регионального и местного значения более 40% приходится на грунтовое, гравийное (шлаковое), щебеночное и мостовое покрытие, которое подвергается быстрому разрушению и требует частого ремонта.
На конец 2007г. почти треть сельских населенных пунктов Российской Федерации не имела связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования.
|
|
Всем автомобильным транспортом страны в 2007г. было перевезено 6,9 млрд. тонн грузов (100,1% к уровню 2006г.) с грузооборотом 205,8 млрд.тонно-километров (103,6%).
Автопредприятиями транспорта общего пользования с учетом оценки объемов перевозок грузов и грузооборота, выполненных индивидуальными предпринимателями, в 2007г. перевезено 643,7 млн.тонн грузов (90,3% к уровню 2006г.), или 9,4% от общего объема грузов, перевезенных автотранспортом; грузооборот составил 62,6 млрд.тонно-километров (в 1,5 раза больше 2006г.), или 30,4% от общего грузооборота.
В 2007г. автобусами общего пользования (с учетом объемов, выполненных физическими лицами и малыми автопредприятиями) было перевезено 14,5 млрд.человек с пассажирооборотом 145,4 млрд. пассажиро-километров, что соответственно на 1,6% меньше и на 6,8% больше, чем в 2006 году. В пригородном и междугородном сообщении обслуживалось 71,4 тыс. сельских населенных пунктов (на 9% меньше, чем в 2000г.), число обслуживающих их пригородных и междугородных автобусных маршрутов за тот же период сократилось на 12%, протяженность маршрутов - на 16,8%.
Роль и место автотранспортной системы в национальной экономике
В силу природно-климатических особенностей Российской Федерации, большой протяженности ее территории, многоотраслевого характера экономики, разнообразия сырьевой базы транспорт играет исключительную роль в экономике страны. Транспортная система России, включающая все виды транспорта, является составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Она обеспечивает потребности национальной экономики и населения в транспортных услугах, является важным фактором территориальной целостности и безопасности страны. Транспортная система России имеет следующую структуру (Рис. 3)
На рисунке 3 показано, что транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт. Каждый из данных видов транспорта выполняет определённую функцию исходя из характера грузов (Таблица 4)
Сравним объемы перевозок в 2007 году по всем видам транспорта, составляющим транспортную систему России (Таблица 5)
Таблица 5
Основные показатели перевозок транспорта
| Перевезено грузов, млн.тонн | Грузооборот, млрд.тонно-км | Перевезено пассажиров, млн.человек | пассажирооборот. млрд.пасс.-км | |||||
2007г | в % к общему объему | 2007г | в % к общему объему | 2007г. | в % к общему объему | 2007г. | в % к общему объему | ||
Транспорт | 9450 | 100 | 4915 | 100 | 23076 | 100 | 464,8 | 100 | |
В том числе: |
|
|
|
| |||||
Жел/дорожный | 1345 | 14,23 | 2090 | 42,52 | 1286,2 | 5,57 | 173,53 | 37,33 | |
автомобильный | 6861 | 72,60 | 206 | 4,19 | 21720,4 | 94,13 | 179,2 | 38,55 | |
трубопроводный (транспортировка нефти и газа, отправлено нефтепродуктов) | 1062 | 11,24 | 2465 | 50,15 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Морской | 28 | 0,30 | 65 | 1,32 | 1,4 | 0,01 | 0,07 | 0,02 | |
Внутренний водный | 153 | 1,62 | 86 | 1,75 | 21 | 0,09 | 1 | 0,22 | |
воздушный | 1 | 0,01 | 3,4 | 0,07 | 47 | 0,20 | 111 | 23,88 |
Графически информация по объему перевозок имеет следующий вид (Рисунок 4).