Ссылки на архивные материалы

При ссылке на рукописные, архивные источники или при их цитировании в подстрочных примечаниях, необходимо указать следующее: где документ хранится (название архива или учреждения), наименование или номер фонда, номер описи, номер дела и номера листов.

 

Сквозная порядковая нумерация библиографических описаний.

 

Необходимость сквозной порядковой нумерации появляется уже на предварительной стадии работы, когда мы имеем дело с рабочей картотекой. По завершении работы автору придется тщательно выверить все описания на предмет достоверности приводимых в них сведений (название издательства, год, количество страниц и др.) и ссылок, установить окончательную порядковую нумерацию.

При этом нужно помнить о том, что любые перестройки в организации текста или списка литературы сразу скажутся на изменении порядковой нумерации. Если вы об этом забудете, то пострадает достоверность ссылок на литературу внутри основного текста. В данном случае можно воспользоваться следующим советом: в ходе работы полезно составить таблицу, в которой «рабочие» номера описаний из чернового варианта работы заменяются номерами отредактированного списка. Речь идет о составлении своеобразного «ключа к нумерации».

Способы группировки литературы.

Существуют различные способы группировки литературы в обязательном библиографическом списке. Принцип группировки может зависеть от характера работы, ее назначения, темы. Наиболее известные способы группировки следующие:

1) алфавитная;

2) в порядке упоминания литературы в тексте;

3) по главам работы монографического характера;

4) систематическая;

5) топографическая;

6) хронологическая;

7) по видам источников.

Предпочтение сегодня отдается первому и второму способу, но наиболее часто встречающийся – второй.

Основные требования к описанию источников.

В списке литературы, использованной автором при написании реферата, каждая книга должна быть описана в следующей последовательности: фамилия и инициалы автора или нескольких авторов (если таковые имеются), полное название книги без кавычек: после косой черты (/) - данные о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов, название города, издательства, в котором издана книга, и, наконец, год издания и общее количество страниц.

Например:

Петров П.П. История и философия науки: учебное пособие. – М.: Акад. проект, 2017. – 423 с.

Если вы описываете статью из журнала, то указываете сначала автора, затем название статьи, после – две косые черты (//) и название журнала, год, номер и страницы, на которых статья опубликована. После каждой части ставится точка.

Например:

Иванов И.И.Новая философия науки // Философия науки. 2015. №3. – С.17–27.

Завершающая стадия над оформлением работы.

Заканчивая оформление работы, необходимо пронумеровать страницы. Первой страницей считается титульный лист, второй – оглавление (план), третьей – введение, однако эти страницы не принято нумеровать. Список литературы и приложения в нумерацию включаются.

Рецензия.

 

Преподаватель может дать задание одному или нескольким студентам написать рецензию на работу своего однокурсника. Рецензия – это письменный анализ какого-либо авторского текста, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений (толкование авторской мысли); собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы; во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы.

Типовой план для написания рецензии.

1. Предмет анализа.

2. Актуальность темы.

3. Краткое содержание.

4. Формулировка основного тезиса.

5. Общая оценка.

6. Недостатки, недочеты.

7. Выводы.

Объектом оценки могут быть:

–полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;

– новизна и актуальность поставленных проблем;

– позиция, с точки зрения которой автор рассматривает проблемы;

– корректность аргументации и системы доказательств;

– характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;

– убедительность выводов.

 

Ко всем письменным работам предъявляются стандартные требования библиографического описания используемой литературы.

Заключительная часть работы: выводы.

Очень важна заключительная часть работы. Здесь формулируются общие выводы из всего сказанного, показывается, какие вопросы удалось рассмотреть более-менее полно, какие рассмотрены лишь частично. Намечается область дальнейших исследований. Если пишется работа по истории, то можно раскрыть значимость исследуемого исторического события для того времени и для современности, для анализируемой страны и для мира в целом. Целесообразно показать, какие аспекты остались нераскрытыми, какие новые вопросы возникают, какие особенности проблемы являются пока еще не решенными, но представляют важность для науки.

Грамотность.

После завершения работы, реферат (эссе, доклад и т.д.) необходимо тщательно вычитать и проверить на соответствие требованиями грамматики и синтаксиса. Ошибки в тексте, а также опечатки снижают общее представление о качестве выполненной работы, и это может сказаться на снижении итоговой оценки.

Публикации и доклад.

По усмотрению преподавателя, хорошая работа может быть рекомендована к публикации в виде статьи или тезисов, а также к публичному представлению в виде доклада или сообщения на научной конференции, семинаре или учебном занятии. Выступление на конференции предполагает краткое изложение содержания работы в течение 5-10 минут и ответы на вопросы. В процессе дискуссии могут обсуждаться спорные положения, аргументация или выводы, сделанные автором доклада.

Рефераты могут также учитываться в качестве зачетных работ по изученным темам.

Эссе

Эссе (от французского еssai «попытка, проба, очерк») – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.

Эссе как жанр сочинения все чаще используется в высшей школе. Во многих вузах эссе предлагается в качестве выпускной или вступительной экзаменационной работы. Для написания грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций.

Жанр эссе предполагает полную творческую свободу автора. Оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе – это размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

Самое важное в этом жанре – это личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру вообще или к конкретной проблеме. Это главная творческая установка. Однако нужно понимать, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе достаточно трудно, так как необходимо, прежде всего, иметь оригинальную идею или замысел, сформированный личный взгляд или мнение.

Стиль эссе отличается:

– образностью

– афористичностью

– парадоксальностью

Для передачи личной точки зрения, особенностей авторского восприятия автор эссе

– привлекает многочисленные примеры

– проводит параллели

– подбирает аналогии

– использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности, таких как:

– метафоры

– аллегорические и притчевые образы

– символы

– сравнения

Эссе будет выглядеть интереснее, если в нем присутствуют:

– непредсказуемые выводы

– неожиданные повороты

– интересные сцепления

 

По речевому построению эссе – это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

Основные особенности жанра эссе

1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

2. Свободная композиция эссе не подчинена общепринятым принципам изложения научного текста, основную мысль эссе следует искать в авторской логике и ходе размышлений автора.

3. В эссе должна преобладать ярко выраженная авторская позиция.

4. Требование жанра для эссе – индивидуальный авторский стиль

5. Желание сказать что-то свое, новое, нестандартное.

Организация написания эссе

1. Вступительная часть (1 абзац)

Первое предложение – тема, которая будет рассматриваться. Но тема не должна быть абстрактной или состоять из общих слов. Например, неправильно начать с предложения: «Я собираюсь рассказать о положении науки в России в начале ХХ века» Более правильным будет следующее вступление: «Российская наука в начале ХХ века представляла собой активно развивающуюся сферу культуры». Личное мнение или точка зрения должны быть обязательно сформулированы (а не просто перечислены те или иные факты). Начать можно с формулирования собственного мнения, с вопроса, с интересного факта, с цитаты, с анекдота или истории. Из вступления должно быть понятно, о чем будет идти речь в основной части.

Затем – некоторые поддерживающие предложения, содержащие разъяснения по теме. Последнее предложение должно содержать основной тезис. Он задает специфику, центральную идею всего эссе, выражает мнение или позицию автора (не следует здесь приводить факты). Например, утверждение «Ситуация в науке в начале советского периода была проблемной» не является правильным. Правильная формулировка: «После войны и революции российская наука оказалась в трудной ситуации идеологического давления». Тезис также может включать несколько идей, связанных друг с другом.

2. Основная часть

Количество абзацев в основной части зависит от числа вопросов (позиций), которые планируется обсудить. Все абзацы должны поддерживать основной тезис, который сформулирован в конце вступления. Для понимания того, что писать в основной части, можно задать вопросы к основному тезису. Ответы на них и будут абзацами в эссе.

3. Заключительная часть

Дается основной аргумент (другими словами) и возвращение к основному тезису. Комментарии по теме лучше начинать со слов: «в заключение, подводя итоги…». Основной тезис передается другими словами. Дается финальный комментарий на предмет того, что было написано в основной части. Не следует включать новую тему в заключительной части.

Контрольные работы и учебные рефераты, подготовка научного доклада, эссе, тезисов или статьи, и обязательного итогового реферата по дисциплине, а также периодические выступления с сообщениями на учебных занятиях, оцениваются и учитываются при выставлении итоговой оценки по дисциплине.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: