При обучении плаванию в глубокой воде необходимо в методику преподавания внести некоторые изменения. С первых занятий основное внимание должно быть направленно на формирование навыка погружения- «ныряние». Его совершенствование необходимо для обеспечения безопасности детей при занятиях в глубокой воде. Этот навык надо совершенствовать в сочетании с другими необходимыми навыками.
Успех обучения будет зависеть от выбора и целесообразности применения вспомогательных средств.
Прежде всего, в качестве вспомогательных средств, для опоры, используются: ограничительные канаты, канаты зоны безопасности, «плавающий шест». Эти средства используются при выполнении самых различных упражнений.
Страховочный шест тоже незаменим при обучении плаванию в условиях глубокого бассейна. Он позволяет обеспечивать безопасность детей при первых прыжках в воду и выполнении скольжений. Шест используется как маркировочный знак, обозначающий границы плавания, а также для буксировки детей к борту бассейна. Держась за шест, дети могут погружаться вплоть до дна бассейна на глубину 2-3 метра.
Плавательные доски или перекладины используются на дальнейших этапах обучения. Они применяются при отработки навыков лежания на груди и спине, при выполнении упражнений на дыхание, движений рук и ног при плавании на груди и спине.
Существует мнение о том, что безопасность начинающего пловца лучше всего обеспечивают поддерживающие средства: пенопластовые пояса, поплавки, надувные круги, плавательные подушки. Эта точка зрения ошибочная. Эти средства не обеспечивают полной безопасности (повреждение или потеря). Применение этих средств создаёт у детей неправильное представление о поведении тела в воде. Затруднены или вообще невозможны правильные движения рук и правильное дыхание. Оказавшись в воде без поддерживающих средств, дети испытывают неуверенность.
Следует помнить, что пребывание детей в глубокой воде требует от них повышенного внимания, потому что они не могут (как на мелком месте) встать на дно и отдохнуть. Поэтому длину проплывания отрезков и сложность заданий нужно увеличивать постепенно. При соблюдении принципов последовательности и постепенности, строгой дисциплине детей обучение в глубокой воде будет успешным и безопасным.
Упражнения с использованием вспомогательных поддерживающих средств
Скольжения
- скольжение вдоль борта бассейна, держась за шест (1-12 зан.);
- скольжение вдоль борта бассейна, шест держать перед руками (1-12 зан.);
- скольжение поперёк бассейна, обратно ребёнок буксируется к борту шестом (3-12 зан.);
Прыжки в воду
- прыжок, ногами вниз, держась за страховочный шест (5-15зан.);
- прыжок, ногами вниз, страховочный шест подаётся после выныривания (7-18 зан.);
- прыжок, лицом вниз с борта бассейна к страховочному шесту (18-26 зан.);
Проплывание
- проплывание от поворотного щита вдоль борта до лестницы (6-17 зан.);
- проплывание от лестницы к поворотному щиту «на угол», буксировка вдоль поворотного щита к борту держась за шест (10-20 зан.);
- проплывание от борта бассейна поперёк дорожки вдоль поворотного щита и от поворотного щита до лестницы «на угол», шест перед руками ребёнка (15-28 зан.);
- проплывание от лестницы «на угол» и обратно, держась одной рукой за шест (8-15 зан.);
Упражнение для освоения с водой
- ходьба группой вдоль борта от лесенки к лесенке, держась за борт (1-2 занятие);
- имитация полоскания белья, держась одной рукой за борт (1-2 зан.);
- похлопывание по воде, поглаживание воды (1-2 зан.);
- «волны на море» - подвижная игра (1-3 зан.);
- передвижение по разграничительному канату (с помощью рук) (3-4 зан.);
- кто выше выпрыгнет из воды, держась рукой за борт (1-3 зан.);
- стоя на выступе и держась за борт – отпустить руки и поднять их вверх на несколько секунд (2-3 зан.);
- то же, но опустить руки, развести их в стороны и похлопать по воде (3-4 зан.).
Упражнения для освоения погружения в воду
- держась за борт помыть лицо, побрызгать себе в лицо водой, окунуться с головой, побрызгать друг другу в лицо (2-3 зан.);
- держась за борт погрузиться до глаз, погрузиться с головой под воду; погрузиться под воду, задержаться на 3-4- секунды; то же с открыванием глаз в воде – дыхание задержать на вдохе (4-5 зан.);
- держась за борт ноги опустить на глубину, погружаться с головой под воду (4-5 зан.);
- продвигаться поперёк бассейна держась за борт, подныривать под разграничительные дорожки (4-5 зан.).
Упражнения на дыхание
- подуть на воду, как на чай (2-4 зан.);
- опустить губы в воду, сделать выдох (4-5 зан.);
- погрузиться в воду до глаз, сделать выдох (5-6 зан.);
- погружение под воду с головой, выдох в воду (7-24 зан.).
Упражнения на всплывание и лежание
- лежание на груди лицом вниз, держась за борт бассейна, с задержкой дыхания на вдохе (3-4 зан.);
- то же, отпуская борт на несколько секунд (4-6 зан.);
- «поплавок» боком к борту, держась одной рукой за борт (5-7 зан.);
- погружение – перехватываясь руками поочерёдно вниз, а затем вверх держась за ступеньки лестницы (7-10 зан.);
- лежание на спине боком к борту бассейна, держась одной рукой за борт (5-10 зан.);
- то же, отпуская борт (7-10 зан.);
Упражнения для скольжения
- скольжение на груди, держась за страховочный шест, лицо над водой (5-10 зан.);
- то же, лицо в воде, дыхание задерживаем на вдохе (6-10 зан.);
- скольжение на спине, держась за шест (6-10 зан.);
- скольжение на груди поперёк бассейна, отталкиваясь от борта бассейна ногами, держась за шест (7-10 зан.);
- то же на спине;
- скольжение на груди вдоль борта бассейна, оттолкнувшись от поворотного щита, держась за шест (10-15 зан.);
- сидя на борте бассейна, ноги опираются в борт, спад вперёд лицом и скольжение поперёк дорожки (8-10 зан.).
Прыжки в воду
- сидя на борту, спад в воду, держась за шест (3-7 зан.);
- прыжок ногами вниз, двумя руками держась за шест с борта (3-7 зан.);
- то же одной рукой (7-10 зан.);
- то же с тумбы (10-13 зан.);
- прыжок лицом вниз «лягушкой» со страховкой в воде (8-12 зан.);
- прыжок ногами вниз, шест взять после выныривания (8-15 зан.);